Обособление обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств в русском языке. Несогласованное обособленное определение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

B5

Комментарии преподавателя

Возможные трудности

Добрые советы

Чаще всего обособленные члены предложения бывают распространёнными, поэтому можно пропустить одиночные обособленные определения или обстоятельства, особенно если они находятся на стыке частей сложного предложения или между однородными членами предложения.

Чтобы избежать подобной ошибки, необходимо проанализировать все запятые в предложении, установить причины их постановки. Иногда одна запятая ставится сразу по двум основаниям, как в приведенном примере.

Надеясь, что этого никто не заметит, Андрей бесшумно вышел из комнаты.

Во-первых, слово надеясь отделяется запятой, потому что это обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Во-вторых, запятая ставится перед союзом что, чтобы отделить придаточную часть.

Можно спутать обособленный член предложения с придаточной частью сложноподчинённого предложения.

Стол, который куплен родителями, совсем небольшой.

Стол, купленный родителями, совсем небольшой.

В составе обособленного члена предложения не может быть сказуемого. Если же сказуемое присутствует, то перед вами часть сложного предложения: Стол, который куплен родителями.

Следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчиненного предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Наташа встала пораньше, чтобы успеть приготовить завтрак детям.

Иногда непросто разграничить обособленное согласованное приложение и обособленное несогласованное определение.

Наталья, в пышном голубом платье, сидела у камина. Фёдор, филолог по образованию, работал журналистом.

Нужно изменить слово, к которому относится сомнительный обособленный член. Если он меняется вместе с главным словом, то есть согласуется в числе и падеже, то это согласованное приложение. Если обособленный член не изменяется, значит, это несогласованное определение.

Фёдора, филолога по образованию, интересовала современная литература.- приложение.

Наталью, в пышном голубом платье, было не узнать. - несогласованное определение.

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые:

1) играют в предложении одну и ту же синтаксическую роль;

2) связаны с одним и тем же главным словом посредством одного и того же вопроса;

3) соединены между собой сочинительной связью, что говорит об их смысловом равноправии в предложении;

4) часто бывают выражены одной и той же частью речи.

Разъясним сказанное схемой:

Она любила танцы, книги и романтические встречи.

Перед нами ряд однородных дополнений (танцы, книги, встречи), все они зависят от одного и того же сказуемого, отвечают на один и тот же вопрос и являются равноправными по смыслу.

Однородные члены предложения (ОЧП) могут быть связаны между собой как бессоюзной связью, так и с помощью сочинительных союзов:

Средства связи между ОЧП

Однородные члены связаны бессоюзной связью

Айболит по лесам, по болотам идет.

Однородные члены связаны соединительными союзами и, да (в значении и), ни - ни, не только - но и, как - так и, не столько - сколько и др.

Да здравствует мыло душистое , и полотенце пушистое , и зубной порошок! (К. Чуковский).

Ни страны , ни погоста не хочу выбирать! (И. Бродский).

Он не столько беден, сколько жаден.

Однородные члены связаны противительными союзами а, но, да (в значении но ), зато

Звезды падают им на плечи, а не в ладони.

Мал золотник , да дорог.

Блоха мала, зато зла.

Однородные члены связаны разделительными союзами или (иль), либо, то - то, не то - не то

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Там где-то есть город либо село с таким названием.

Однородные определения

В предложении, содержащем ряд определений, определения могут быть как однородными, так и неоднородными.

Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову, произносятся с перечислительной интонацией, обычно допускают вставку союза и .

Это было волнующее, незабываемое событие.

Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному.

В предложении Тонкая серая линия еще обозначала горизонт. прилагательные тонкая и серая неоднородны. Непосредственно к существительному линия относится только одно из них (серая), а другое относится уже ко всему словосочетанию. (Сначала указывается, что линия серая, а потом уточняется, что эта серая линия еще и тонкая.)

В этом случае перечислительная интонация отсутствует, а вставка союза и невозможна.

Зачастую вопрос об однородности определений может быть решен только при учете интонации предложения (говорящий обычно интонационно подчеркивает однородные определения).

Обособленные члены предложения

Второстепенные члены предложения могут намеренно выделяться говорящим в особые группы с помощью специальной интонации. Такое выделение всегда привлекает к второстепенным членам внимание слушающего. Второстепенные члены, выделяемые с помощью интонации, называются обособленными.

Обособление - это один из способов смыслового выделения того или иного второстепенного члена с целью придать ему бо́льшую самостоятельность в предложении.

Обычно причиной для обособления является оттенок добавочного сообщения, который говорящий хочет привнести в предложение. В устной речи такие обособленные члены произносятся с особой интонацией, на письме они выделяются запятыми (реже - тире).

Оттенок добавочного сообщения, содержащийся в обособленных членах, осложняет простое предложение, т. е. приближает его по смыслу к сложному.

Она пожалела о забытых дома перчатках (простое предложение, не осложненное обособленными членами).

Она пожалела о перчатках, забытых дома (простое предложение, осложненное обособленными членами).

Она пожалела о перчатках, которые забыла дома (сложное предложение).

В школьном курсе синтаксиса выделяются следующие типы обособленных членов предложения:

1) обособленные определения и обособленные приложения;

2) обособленные обстоятельства;

3) обособленные уточняющие члены предложения;

4) обособленные сравнительные обороты.

Обособленные определения и обособленные приложения

Могут обособляться как согласованные, так и несогласованные определения.

Согласованные обособленные определения обычно выражаются причастными оборотами и оборотами на базе прилагательного.

Волны, рвущие побережье на части , гудели победно и грозно.

Вразвалку вошел мастер, весь черный от угольной пыли .

Реже согласованные обособленные определения бывают выражены одиночными причастиями и прилагательными.

Спящий, он казался ей еще суровей .

Постройки, новые, свежие , казались пряничными.

Особым случаем обособленного определения считается обособленное приложение - определение, выраженное существительным.

Особенно лицеисты полюбили Галича, профессора российской и латинской словесности .

Не следует путать обособленные согласованные определения с придаточными определительными предложениями.

Несогласованные обособленные определения обычно выражаются оборотами, в основе которых находится существительное в косвенном падеже, реже - наречие либо форма сравнительной степени прилагательного.

Сторож, в рваной ушанке и рукавицах , тем не менее выглядел внушительно.

Бетонные блоки, впритык и кое-где внакладку , громоздились за участком.

Эта комната, гораздо светлее и шире предыдущей , мне понравилась .

Обособленные обстоятельства. Типы обособленных обстоятельств

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с производным предлогом.

Почти всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособления не происходит при следующих условиях:

  • Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.).

Не бросайся в драку_очертя голову!

  • Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (например нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.).

Живите-ка _ смеясь! (Т.е. весело, без забот.)

Шел он _ не торопясь. (Т.е. медленно.)

  • Одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливается с ним по смыслу (вплоть до того, что становится частью сказуемого). Именно на деепричастие падает в этом случае смысловой акцент предложения.

Особенно трудно биатлонистам стрелять _стоя. (Говорящий имеет в виду не то, что биатлонистам трудно стрелять, а то, что им трудно стрелять стоя.)

Старуха стояла _ опустив голову. (Говорящему важно не то, что старуха стояла, а то, что она стояла с опущенной головой.)

Подробнее об условиях обособления деепричастий и деепричастных оборотов см.: Знаки препинания при обoсобленных обстoятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. Обособленные обстоятельства могут выражаться также существительными в косвенных падежах с производными предлогами.

Многие производные предлоги в русском языке имеют значения, которые способствуют смысловому выделению существительных с такими предлогами. Это значения причины, условия, уступки, следствия, сопутствующего события и т. д. Ниже перечисляются производные предлоги, сочетания с которыми обособляются чаще других:

несмотря на что- либо;

невзирая на что-либо;

благодаря чему-либо;

согласно чему-либо;

вследствие чего-либо;

за неимением чего-либо;

в силу чего-либо;

при отсутствии чего-либо;

при наличии чего-либо;

при условии чего-либо;

ввиду чего-либо;

вопреки чему-либо и т. д.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они имеют значение уступки (когда одно событие происходит, несмотря на наличие другого, которое является первому помехой).

Несмотря на дожди, погода была теплая.

Невзирая на сопротивление окружающих, он быстро продвигался в толпе.

Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами, не является обязательным. Оно зависит от намерений и целей автора, от распространенности или нераспространенности обстоятельств и от их места в предложении.

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они распространены и стоят в начале либо в середине предложения.

Он, благодаря своим организаторским способностям, оказался неплохим руководителем.

За неимением свободного времени, он не успевал делать всего того, что обещал.

Нераспространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, обычно не обособляются, если стоят в конце предложения.

Полк прибыл в гарнизон в пятницу согласно приказу.

Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации либо для пояснения смысла других членов предложения (уточняемых).

Направо (уточняемое), у самого леса (уточняющее) , были заметны заросли крапивы.

Это была пустая (уточняемое), без жителей (уточняющее) , деревня.

Обычно под термином обособленные уточняющие члены предложения имеют в виду три близких явления:

1) собственно обособленные уточнения,

2) обособленные обороты, содержащие иное наименование предмета (особый тип приложений),

3) обособленные обороты со значением включения, исключения, замещения, акцентирования.

Чаще всего в роли собственно уточняющих членов выступают обстоятельства места и времени, реже - определения и приложения, другие типы обстоятельств. В роли уточняющего члена предложения может выступать также именная часть сказуемого.

Уточняющее, поясняющее и информирующее значение присуще оборотам, которые содержат иное наименование предмета.

Корабельный повар, или кок , считается у нас лицом неприкасаемым.

Полюбилось мне в ту пору выращивать бураки - свеклу по-вашему.

Как уточняющие часто обособляются обороты со значением включения, исключения, замещения, акцентирования (обычно в роли дополнения).

Правило действует для всех, в том числе и для вас .

Нет ничего, кроме пяти копеек .

Граждане , главным образом молодежь , активности в выборах не проявили.

При обособленных уточняющих членах часто употребляются специальные союзы: то есть, или и др., а также слова, подчеркивающие уточняющий смысл членов предложения: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе.

Живем неплохо, т. е. не без достатка .

Вы здесь как разбойники выглядите, особенно Фрол .

Экзамен сдали все, в том числе и Копытин .

Сравнительные обороты

К обособленным членам предложения относятся и сравнительные обороты.

Сравнительный оборот - это особая синтаксическая конструкция в составе предложения, имеющая значение сравнения. Сравнительный оборот включает в себя сравнительный союз (будто, как будто, словно, точно, чем, нежели и др.) и сравнивающую часть, которая обычно выражается существительным, но может быть представлена и прилагательным, и наречием, и глаголом.

Облака, словно скрученные нити, тянутся по небу.

Он казался выше, чем его брат.

Он продолжал шевелить губами, будто что-то бормотал про себя.

Сравнительные обороты обычно выступают в предложении в роли обстоятельства.

Вводные слова и вводные предложения

Предложение может содержать слова и сочетания, которые не связаны с его членами синтаксической связью и сами не являются членами этого предложения. Такие слова, однако, не теряют смысловой связи с содержанием предложения, отражая оценки и намерения говорящего. К подобным явлениям относятся вводные слова и вводные предложения.

Вводные слова

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что сообщает. Вводные слова не являются членами предложения и имеют различные значения.

К сожалению, билетов уже не было.

Вы недооценили опасность. Следовательно, вы не учли последствий.

По значению выделяются следующие группы вводных слов:

Значение группы

Ее подтипы

Различная степень уверенности говорящего

Полная уверенность

Естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется, конечно.

Разная степень сомнения

Кажется, наверное, вероятно, возможно, по-видимому.

По мнению…, по словам…, по свидетельству…

Различные чувства говорящего

К счастью, к радости…, к удивлению

Замечания о том, как лучше выразить мысли и как связать их между собой

Что сначала, что потом, что откуда следует, что чему противопоставляется

Во-первых, во-вторых и т. д., наконец, следовательно, значит, таким образом, напротив.

Что важно, что не очень

А главное, в целом, в общем, в частности, между прочим, кстати.

Как лучше оформить мысль

Короче, вернее, точнее, так сказать, одним словом, по правде, по совести.

Как уточнить и пояснить

Например, а именно.

Этикетные формы привлечения внимания собеседника

Пожалуйста, будьте добры, видите ли.

Вводные слова могут выражаться по-разному. Нередко они представлены застывшими формами глагола, существительным с предлогом, наречием, сравнительной степенью прилагательного, словосочетанием.

В каюте, кажется, уже уснули.

Ружье, к счастью, оказалось незаряженным.

Когда вы закончите, наконец?

Я уже думал об этом, точнее, я уже принял решение.

Обратите внимание!

Следует различать одни и те же формы в роли вводных слов и в роли членов предложения.

Он, очевидно, отдыхает. Его превосходство всем очевидно. (В первом примере очевидно выступает в роли вводного слова, во втором примере это именная часть сказуемого.)

Я, кажется, вас поняла. Она кажется утомленной. Кажется, что ветер стихает. (В первом примере кажется выступает в роли вводного слова, во втором примере перед нами сказуемое. В третьем примере кажется является сказуемым главной части сложноподчиненного предложения, а не вводным словом, поскольку к нему присоединяется придаточная часть что ветер стихает.)

Многие слова и сочетания по своему значению похожи на вводные слова, однако не являются ими. Их следует запомнить. Не являются вводными следующие слова:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Вводные предложения

Иногда значения вводности выражаются предложениями.

Вы, я уверен, справитесь с этим делом.

Это, я думаю, просто усталость.

Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, называют также вставными конструкциями.

Все попросили отца спеть (у него был чудный тенор).

Цель : углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не с причастием, -н - и -нн - в причастии, производных предлогов.

Ход урока.

1 . Обособить: (запись на доске)

  1. выделить из общего, создав особое от других положение;
  2. в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.

С.И.Ожегов

Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.

2. На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).

1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.

№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1

а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,
в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2

(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).

2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,

а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился и разбор данного слова как части речи.

3. В это время происходит работа с классом.

а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:

Текст .

1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.

2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.

Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. - У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. - Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
- Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!

Вопросы :

Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную...

б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня...» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль - бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.

5. Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.

а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и , не ставится).

б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.

Обособление обстоятельств

Обособляются

Не обособляются


1. До и после главного слова - глагола-сказуемого

а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

б) выраженные существительными с предлогом

в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении

а) представляющие собой устойчивые обороты

2. После глагола-сказуемого

а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия

б) тесно связанные со сказуемым

в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием

Различайте!

однородные члены - обособленные обстоятельства

однородные члены - сказуемое

Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.)

Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.

  1. Почему перед союзом и стоит запятая?
  2. Почему ее нет во втором примере?

6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.

  1. Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
    (Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка).
  2. Какими предлогами? (производными).
  3. Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
  4. Примеры (Кто быстрее приведет?).
  5. В чем разница в написании: в течение - в течении; навстречу - на встречу;
    насчет - на счет; в продолжение - в продолжении; вследствие - в следствии.

7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.

Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?

Выполняется упр. №333, с. 147.

8. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:

  1. вариант - (в)следствии...
  2. вариант - благодаря.

9 . Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.

Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.

10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.

Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).

11 . После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»

Каковы условия необособления данных обстоятельств?

а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.

Находим примеры предложений и читаем их.

Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;...)
- Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.

б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.

Обратим внимание на их место в предложении.

(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).

в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).

Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)

Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь - медленно; отвечал нехотя - вяло.

Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
- Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.

г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).

Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
- Заменить наречие деепричастием и составить предложения:

  1. в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
  2. в. Туча медленно надвигалась (не спеша).

12. Викторина.

Задание №1.

Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:

а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.

а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша - наречие;
в) является фразеологизмом.

Задание №2.

Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:

1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

Задание №3.

Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:

Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. (по рядам по одному примеру).

Задание №4.

Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

13 . Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.

Тест.

1. Укажите неверные утверждения.

  1. Обособленные члены предложения выделяют­ся по смыслу при помощи интонации в уст-­
    ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.
  2. Всегда обособляются определения, относящие­ся к личному местоимению.
  3. Всегда обособляются приложения с союзом как.
  4. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
  5. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
  6. Уточняющими могут быть только второстепен­ные члены предложения.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (зна­ки препинания не расставлены).

  1. В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
  2. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
  3. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
  4. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
  5. Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
  6. Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.

3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?

  1. Незримый ты мне был уж мил.
  2. За синими морями забытый он угасал один.
  3. Облетевший тополь серебрист и светел.
  4. Плачет бедная без устали она.

4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Остров затянулся туманом - серой неподвиж­ной мглой.
  2. Из-за угла вышел Федька, наш молодой ре­жиссер.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
  4. Юрию, как уроженцу юга, было трудно при­выкнуть к климату Арктики.

5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

  1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
  2. Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
  3. Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
  4. В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
  5. Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять оди­ночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

  1. Прощаясь молодые люди раскланивались.
  2. Отец не оборачиваясь кивнул головой.
  3. Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
  4. Мальчик вздрогнув уронил ложку.

7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять вы­деленное обстоятельство.

  1. Там на шахте угольной паренька приметили.
  2. На той стороне за рекой запевал соловей.
  3. Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне .
  4. Поворачиваются за солнцем в течение долго­го дня почти все цветы.

14 . Словарная работа.

Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. - manouere, лат. - manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать - ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.

15. Мини-диктант (распределить по столбикам) .

Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.

16 . Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.

1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.

17 . Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.

Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).

18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.

Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.

19. Это интересно.

1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.

2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.

3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.

20 . Подводится итог урока.

  1. Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что вызвало затруднения?

На последующих уроках мы продолжим данную тему.

Обособляются обстоятельства , выраженные:

1) деепричастиями:

    одиночными: Поев, ребёнок заснул.

    в составе деепричастных оборотов: Обсудив результаты работы, мы разошлись .

2) обстоятельствами с предлогом несмотря на : Несмотря на дождь, дети убежали гулять.

3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др. подобными: Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.

О пунктуации простых предложений с обособленными обстоятельствами.

Различаются общие и частные условия обособления. Первые касаются всех или большинства второстепенных членов, вторые - только отдельных их видов. К общим условиям обособления относятся следующие: 1) порядок слов, 2) степень распространенности члена предложения, 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, выраженное причастием или прилагательным с пояснительными словами, не обособляется (если не имеет добавочных оттенков значения), постпозитивное, как правило, обособляется. Ср.: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка (Л. Т.). - У крыльца стояло несколько повозок и саней, запряженных гуськом (Акс.).Значение порядка слов при обособлении определений сказывается и в том, что препозитивное определение, непосредственно предшествующее определяемому слову, не обособляется, а определение, оторванное от последующего определяемого слова другими членами предложения, обособляется. Ср.: На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). - На минуту озаренный молнией, перед нами - ствол березы (М. Г.).Препозитивное приложение, стоящее перед собственным именем, как правило, не обособляется, постпозитивное - обособляется. Ср.: Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров (П.). - Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка (Ч.).Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обычно обособляется, если предшествует сказуемому, и чаще не обособляется в постпозитивном по отношению к сказуемому положении. Ср.: Возле крыльца, покуривая, толпилось человек десять казаков (Шол.). - Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел посвистывая (А.Н. Т.). Степень распространенности члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений. Одиночное постпозитивное определение обычно не обособляется, распространенное - обособляется. Ср.: Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным (П.). - Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом (Фет).Одиночное приложение, выраженное именем существительным нарицательным и относящееся к нарицательному же существительному, обычно не обособляется, тесно сливаясь с ним, а распространенное приложение обособляется. Ср.: Какой-то повар-грамотей с поварни убежал своей в кабак (Кр.). - Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого (М. Г.).Одиночное обстоятельство, выраженное деепричастием, обычно не обособляется в постпозитивном положении по отношению к сказуемому, а распространенное обстоятельство с тем же значением (деепричастный оборот) обособляется. Ср.: - Видал? - спросила улыбаясь бабушка (М. Г.). - Резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо (Т.).Члены предложения со значением включения, исключения и замещения с предлогами кроме, вместо, помимо и др. обнаруживают тенденцию к обособлению в зависимости от степени распространенности. Ср.: ...Вместо слов из груди его выходило глухое какое-то клокотанье (Григ.). - ...Вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места(Т.).

    Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому имеет значение для обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Например: Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Нас, русских, двое только было, а все остальные - латыши (Н. Остр.); Мне хочется одного - покоя (Купр.); Далеко, где-то в чаще, застонала ночная птица (М. Г.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров (Фурм.).

    Смысловая нагрузка второстепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, имеющее только атрибутивное значение, не обособляется, а определение, осложненное обстоятельственным значением, обособляется. Ср.: Тесно торчали на грядах перепутанные горохом бурые прутья (Т.). - Крепко привязанные к молодым дубкам, добрые кони наши терпели страшную пытку от нападения овода (Акс.).Препозитивное приложение, относящееся к собственному имени, не обособляется, если имеет только атрибутивное значение, и обособляется, если оно осложнено обстоятельственным значением. Ср.: ...Мой товарищ Емельян Пиляй в десятый раз вынул из кармана кисет... (М. Г.). - Человек маленького роста, Темкин почти не виден был из-за трибуны (Аж.).Обстоятельство, выраженное именем существительным в косвенном падеже с предлогом, обособляется, если помимо своего основного значения (например, временного) имеет еще дополнительный оттенок значения (например, причинный, условный, уступительный). Ср.: С приближением ночи все вокруг странно переменилось (Т.). - С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т.).К частным условиям обособления относятся такие, как синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личных местоимений и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и определяющего слов (слабоуправляемость существительных в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д.

Обособление (выделение запятыми) обстоятельств зависит, прежде всего, от способа их выражения.

А) Обстоятельства, выраженные деепричастиями

1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями (к деепричастию можно задать морфологические вопросы что делая? что сделав? ) и деепричастными оборотами (то есть деепричастиями с зависимыми словами), как правило, обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому:

Пример: Широко раскинув руки , спит чумазый бульдозерист (Песков). Ксения ужинала , расстелив платок на стержне (Песков).

Если обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон:

И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай (Песков). Птица, вздрогнув , подобрала крылья (Пермитов).

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, близки по значению к второстепенному сказуемому (но никогда не бывают самостоятельными сказуемыми!). Поэтому их можно заменить придаточными предложениями или самостоятельными сказуемыми.

Ср.: И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай. - Николай оставил свой бульдозер и подбежал к обрыву. Птица, вздрогнув , подобрала крылья. - Птица вздрогнула и подобрала крылья.

Обратите внимание!

1) Ограничительные частицы только , лишь включаются внутрь обособленной конструкции и выделяются вместе с ней.

Чиркнула спичка, лишь на секунду осветив лицо мужчины .

2) Деепричастие и деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза / союзного слова, отделяются от него запятой (такой оборот можно оторвать от союза, переставить в другое место предложения или изъять из предложения).

Ср.: Он бросил перо и , откинувшись на спинку стула , стал смотреть на залитую лунным светом поляну (Пермитов). - Он бросил перо и стал смотреть на залитую лунным светом поляну; Жизнь устроена так, что , не умея ненавидеть, невозможно искренне любить (М. Горький). - Жизнь устроена так, что невозможно искренне любить, не умея ненавидеть .

3) Союз, союзное слово не разделяются запятой с деепричастием и деепричастным оборотом в том случае, если деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, союзного слова, изъять из предложения без разрушения структуры самого предложения. Наиболее часто это наблюдается в отношении сочинительного союза а .

Ср.: Он старался читать книги незаметно, а прочитав , куда-то прятал (невозможно: Он старался читать книги незаметно, а куда-то прятал ); но: Он не назвал автора записки, а, прочитав , сунул её в карман. - Он не назвал автора записки, а сунул её в карман.

Два однородных деепричастия или деепричастных оборота, связанные одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо , запятой не разделяются.

Телефонист сидел, обхватив колени и опершись на них лбом (Бакланов).

Если союз связывает не два деепричастия, а другие конструкции (сказуемые, части сложного предложения и т.д.), то запятые ставятся в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах, в сложносочинённом предложении и т.д.

Ср.: 1. Я взял записку и , прочитав , сунул её в карман. Одиночный союз и связывает сказуемые (взял и сунул ) и запятая ставится после союза;

2. Он остановился, задумавшись о чём-то , и , резко обернувшись , позвал часового. Одиночный союз и связывает два сказуемых (остановился и позвал ). Обстоятельства - деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (остановился , задумавшись о чём-то ; позвал , резко обернувшись ). Поэтому они с двух сторон отделены запятыми от других членов предложения.

2. Не обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в следующих случаях:

    деепричастный оборот представляет собой фразеологизм:

    Он работал спустя рукава ; Он бежал сломя голову .

    Примечание. Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, бежать очертя голову , работать спустя рукава , работать засучив рукава , работать не покладая рук , сидеть сложа руки , мчаться высунув язык , слушать затаив дыхание , кричать не переводя духа , лежать уставясь в потолок , метаться не помня себя , провести ночь не смыкая глаз , слушать развесив уши . Но если такой фразеологизм является вводным словом (по совести говоря, честно говоря, откровенно говоря, короче говоря, судя по всему ), то он выделяется запятыми, например: Судя по всему , он и не собирался мне помогать; Короче говоря , нам придётся делать всё самим.

    перед деепричастием стоит усилительная частица и (не союз!):

    Можно прожить и не хвастая умом ;

    Обратите внимание!

    Деепричастие в современном русском языке никогда не бывает сказуемым, поэтому глагол и деепричастие не могут быть однородными членами !

    деепричастие входит в состав придаточного предложения и имеет в качестве зависимого союзное слово который . В этом случае запятая лишь отделяет главное предложение от придаточного, а между деепричастием и союзным словом который запятая не ставится:

    Перед нами стоят труднейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из кризиса;

    деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.

    В этом случае запятая лишь отделяет весь оборот от сказуемого, а подлежащее и деепричастие запятой не разделяются. Такие конструкции встречаются в стихотворных текстах XIX века:

    На ель Ворона взгромоздясь , позавтракать было совсем уж собралась ... (Крылов); ср.: Ворона, взгромоздясь на ель , собралась позавтракать ;

    деепричастие выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством и связано с ним союзом и :

    Он шагал быстро и не оглядываясь вокруг.

3. Не обособляются деепричастные конструкции и одиночные деепричастия, утратившие глагольное значение. Это наиболее сложные для пунктуационного разбора случаи. Они требуют особого внимания к значению деепричастия, к контексту, в котором используется деепричастие и др.

    Не обособляются деепричастия и деепричастные обороты, которые окончательно утратили глагольное значение, перешли в разряд наречий или приобрели наречное значение в данном контексте:

    Она смотрела на меня не мигая (нельзя: смотрела и не мигала ); Мы ехали не спеша (нельзя: мы ехали и не спешили ); Поезд шёл не останавливаясь (нельзя: шёл и не останавливался ); Он отвечал сидя (нельзя: он отвечал и сидел ); Он ходил согнув спину (нельзя: он ходил и согнул ).

    Такие одиночные деепричастия, реже - деепричастные обороты обычно являются обстоятельствами образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом? ), сливаются со сказуемым в одно целое, не отделяются от сказуемого паузой и чаще всего стоят сразу после сказуемого:

    смотрел молча, смотрел улыбаясь, слушал нахмурясь, говорил позёвывая, болтала не переставая, сидел нахохлившись, ходил согнувшись, шёл спотыкаясь, шёл прихрамывая, ходил наклонив голову, писал склонив голову, вошла не постучавшись, жили не прячась, тратил деньги не считая и др.

    Часто такие деепричастия можно заменить наречиями, существительными с предлогами и без них.

    Ср.: Он говорил об этом улыбаясь . - Он говорил об этом с улыбкой ; Поезд шёл не останавливаясь . - Поезд шёл без остановок .

    Во всех таких употреблениях деепричастие указывает не на самостоятельное действие, а на образ действия, выраженного сказуемым.

    Например, в предложении: Он ходил согнувшись - действие одно (ходил ), а бывшее деепричастие (согнувшись ) указывает на образ действия - характерную позу при хождении.

    Если же в данном контексте глагольное значение сохраняется, то одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляются. Обычно в этом случае при глаголе-сказуемом имеются другие обстоятельства; деепричастие же приобретает значение уточнения, пояснения и интонационно выделяется.

    Ср.: Он шёл не оглядываясь . - Он торопливо шёл , не оглядываясь .

    Усилению глагольности в деепричастиях может способствовать степень распространённости деепричастного оборота.

    Ср.: Она сидела ожидая . - Она сидела , ожидая ответа .

    Не обособляются бывшие деепричастия, которые утратили связь с глаголом и перешли в разряд служебных слов: начиная с (в значении «с такого-то времени»), исходя из (в значении «на основании»), смотря по (в значении «в соответствии»):

    Всё изменилось начиная с прошлого понедельника; Смета составлена исходя из ваших расчётов; Действовать смотря по обстоятельствам.

    Однако в других контекстах обороты могут обособляться :

    оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, пояснения и не связан с понятием времени:

    Слово начиная в таких контекстах нельзя выбросить без ущерба для смысла предложения;

    оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу соотносится с производителем действия, который может «исходить из чего-то»:

    Мы составили смету, исходя из ваших расчётов (мы исходили из ваших расчётов );

    оборот со словами смотря по обособляется, если имеет значение уточнения или присоединения:

    Приходилось действовать осторожно , смотря по обстоятельствам (уточнение, можно вставить «а именно»); Отпуск можно использовать для занятий различными видами спорта, смотря по времени года (присоединение).

Б) Обстоятельства, выраженные существительными

1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на . Такие обороты можно заменить на придаточные предложения уступки с союзом хотя .

Ср.: Несмотря на дождливое лето , урожай выдался отличный (Почивалин). - Хотя лето было дождливым, урожай выдался отличный; Невзирая на сильный обстрел , Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт. - Хотя обстрел был сильным, Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт.

2. Могут обособляться обстоятельства:

    причины с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, за отсутствием, согласно, в силу, в связи с, по причине, по случаю и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом так как ).

    Ср.: Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться. - Так как Савельич был согласен с мнением ямщика, он советовал воротиться; Детям, по причине малолетства , не определили никаких должностей (Тургенев). - Так как дети были маленькими, им не определили никаких должностей;

    уступки с предлогами вопреки, при (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя ).

    Ср.: Жизнь его, при всей тяжести его положения , шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля (Герцен). - Хотя положение было тяжёлым, жизнь его шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля; Вопреки его указаниям , корабли вывели в море ранним утром (Федосеев). - Хотя он дал указания, корабли вывели в море ранним утром.

    условия с предлогами и предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом если ).

    Ср.: Рабочие, в случае отказа , решили объявить забастовку. - Если рабочим будет отказано, они решили объявить забастовку;

    цели с предлогами и предложными сочетаниями во избежание (можно заменить придаточным предложением с союзом чтобы ).

    Ср.: Деньги, во избежание задержки , переведите телеграфом. - Чтобы избежать задержки, деньги переведите телеграфом ;

    сравнения с союзом подобно .

    Ср.: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему брату Павлу (Тургенев).

Однако обороты с такими предлогами и предложными сочетаниями могут и не обособляться.

Чаще обособляются обороты, которые располагаются между подлежащим и сказуемым:

Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться.

Кроме того, обособленные обороты обычно распространены, то есть содержат существительное с зависимыми словами:

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню , улица сельца Марьинского снова оживилась (Григорович).

Как правило, не обособляются указанные обороты в конце предложения.

Ср.: Рабочие, по указанию мастера , направились в соседний цех. - Рабочие пошли в соседний цех по указанию мастера .

В целом же обособление оборотов с указанными предлогами и предложными сочетаниями является факультативным.

3. Обстоятельства, выраженные именами существительными, без предлогов или с иными предлогами, обособляются только в том случае, если приобретают дополнительную смысловую нагрузку, имеют пояснительное значение или совмещают несколько обстоятельственных значений (временное и причинное, временное и уступительное и др.).

Например: Петя, после полученного им решительного отказа , ушёл в свою комнату (Л. Толстой).

В данном случае обстоятельство совмещает значения времени и причины (когда ушёл? и почему ушёл? ). Обратите внимание на то, что оборот выражен существительным с зависимыми словами и расположен между подлежащим и сказуемым.

Обратите внимание!

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными, всегда выделяются интонационно. Однако наличие паузы не всегда свидетельствует о наличии запятой. Так, всегда интонационно выделяются обстоятельства, которые стоят в начале предложения.

Ср.: В Петербурге / я был в прошлом году; В прошлом году / я был в Петербурге.

Однако запятая после такого обстоятельства не ставится!

В) Обстоятельства, выраженные наречиями

Обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без зависимых слов), обособляются только в том случае, если автор хочет привлечь к ним внимание, если они имеют значение попутного замечания и т.п.:

Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда , выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев).


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ Обособленные обстоятельства 1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

1. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, не перешедшими в наречия и сохраняющими глагольное значение, обособля ются практически всегда (кроме отдельных особых случаев), независимо от места, занимаемого ими по отношению к г лаголу-сказуемому. Например: 1) Высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить, не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (А. Пушкин). 2) Зина, появившись в дверях, громко закричала (М. Булгаков). 3) Ногтев стоял у дверей, опершись плечами о косяк (А. Чехов). 4) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака (И. Бунин). 5) Несколько дней лил , не переста­вая, холодный дождь (К. Паустовский).

Непоследовательное обособление наблюдается только у одиночных деепричастий , выступающих в роли обстоятельств образа действия. Как и все другие обстоятельства образа действия, они характеризуются тесной связью с глаголом, что препятствует их обособлению (см. об этом ниже).

2.Деепричастный оборот , стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой, несмотря на отсутствие паузы (интонационно союз включается в состав оборота). Такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения: 1) Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил... (Н. Некрасов). 2) Чеченец взглянул на Лукашку и, медленно отвернувшись, стал смотреть на тот берег (Л. Толстой). 3) Становилось слышно, как, от считывая секунды, с точностью метронома, капает из крана вода (К. Паустовский). 4) И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спе­шит, дав ночи полчаса (А. Пушкин).

Исключение составляет союз а: в зависимости от контекста он может либо входить в состав деепричастной конструкции, либо связывать члены основного предложения. Ср.: 1) Павел начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал (М. Горький) (союз сливается с деепричастием ) и 2) Мы не просто чита ли стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть (союз связывает однородные сказуемые: не просто читали, а выучивали наизусть).

3. Необходимо различать два построения: а) однородные деепричастия или деепричастные обороты и б) деепричастные обороты , относящиеся к однородным сказуемым.

а) Между однородными деепричастиями или деепричастными оборотами (они относятся к одному сказуемому) знаки ставятся по тем же правилам, что и между однородными членами: 1) Сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалося в нём (Н. Некрасов) - О, и О, и О. 2) Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат (А. Фет) - О, и О, и О.

Следует обратить внимание на случаи, когда два однородных деепричастных оборота соединены одиночным союзом и, или, либо. Запятая между такими оборотами не ставится: 1) Стараясь делать как можно меньше быстрых движе ний и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам, он дошёл по тропинке до избы (Л. Толстой) - О и О. 2) Волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с ним и снова взбегая (М. Горький) - О, О и О.

б) Если же деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, знаки ставятся по правилам обособления деепричастий и деепричастных оборотов : Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посе­щении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль (А. Пушкин).

4. Застывшие деепричастные обороты , являющиеся вводными словами или близкие к ним по значению, выделяются (или отделяются) запятыми: 1) Судя по всему, наше путе шествие затянется. 2) По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.

5. Деепричастные обороты и деепричастия не обособля ются:

1) Если деепричастный оборот - фразеологизм: спустя рукава (= небрежно), сломя голову (= быстро), засучив ру­ кава (= дружно), не покладая рук (= усердно), раскрыв рот (= удивлённо), не смыкая глаз (= без сна). Например: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов). Он работал не покладая рук (М.Горький).

2) Если деепричастие утратило глагольное значение (такое деепричастие близко по функции к наречию образа действия): 1) Не спеша бегут лошади среди зелёных холмис тых полей (И. Бунин). 2) Дмитрий слушал его нахму рясь (М. Горький).

3) Если деепричастие приближается по значению к предлогу: Спустя несколько времени (= через некоторое время) пришёл Весовщиков (М. Горький).

4) Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточного определительного: 1) Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. 2) Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно пе­рейти к новым методам постройки кораблей (В. Кочетов).

5) Если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по смыслу со сказуемым и образует смысловой центр высказывания: 1) Яков сидел опустив ноги (М. Горький). 2) Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (М. Горький).

Если оборот или одиночное деепричастие стоит в ряду однородных необособленных обстоятельств: 1) Двор ник с недоумением и нахмурясь разглядывал Расколъникова (Ф. Достоевский). 2) Кучер слез молча и не торопясь (И. Тургенев). 3) К дверям кабинета все подходил обыкновенно перешёптываясь и на цыпочках (Л. Толстой).

2. Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, не взирая на, например: 1) Только Григорий Александрович, н есмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи (М. Лермонтов). 2) Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно (М. Горький). 3) Опять, не взирая на ночной час, освещены окошки, в доме не спят (В. Панова). 4) Петухи, невзирая на дождь, кричали врастяжку и по очереди (М. Шолохов).

2. Обособление других обстоятельств , выраженных существительными с предлогами, не является обязательным и зависит от намерения автора выделить, подчеркнуть значение данного обстоятельства в предложении.

Чаще всего происходит обособление следующих обстоятельств : 1) обстоятельств причины с предлогами благода ря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.; 2) обстоятельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др; 3) обстоятельств уступки с предлогом вопреки, например: 1) В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздыва­ния весны, перелёты птиц также запаздывают (В. Арсеньев). Но: Пишу к вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств(А. Пушкин). 2) К счастью, причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (М. Лермонтов). 3) Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу. 4) Вопреки предсказаниям моего спутника, погоди прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов)!

Рассказать друзьям