Тема: запятая и восклицательный знак при обращении. Вводные слова Диктант по русскому языку предложения с обращениями вводными словами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

***

Лешка бежал выбиваясь из сил. Добежав до поляны, он решил перевести дух, но вдруг услышал голоса. Он снова вскочил и бросился бежать.

"Лешка, постой, постой, постреленыш!" - кричала мать. "Не бойся, Лешка!" - вторил ей отец.

Мальчик решил остановиться. Бежать дальше у него не хватало сил, он задыхался.

"Сынок!" - крикнула ему подбежавшая мать и, упав на землю, зарыдала.

"Мам, ты что, не плачь, мам", - начал успокаивать ее Лешка.

"Родненький, зачем же ты убег?" - продолжала рыдать мать.

Тут вмешался в разговор отец: "Ну ты, Леха, даешь! Зачем бросился бежать?"

"Батя, я не виноват, я со страху бросился", - начал говорить Лешка.

(А. Беляков)

(101 слово)

Задания к тексту:

1) Обведите в тексте обращения.

2) Составьте схему предложения с прямой речью.

3) Выпишите фразеологизм.

ТЕМА: "ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ"

***

Здравствуй, дорогая моя бабушка!

Как ты живешь? Как твое здоровье?

Бабушка, я часто вспоминаю замечательные летние дни, проведенные у тебя в деревне. Как было хорошо бегать босиком по траве, купаться в речке, ходить с ребятами за ягодами и грибами в лес.

А сейчас зима, приближается праздник Нового года. За окнами падает снег. Представляю, бабушка, как здорово сейчас у тебя.

Я заканчиваю вторую четверть без троек, а по русскому языку и математике у меня пятерки. Немного недотянул до пятерки по истории, но буду больше стараться в следующей четверти.

Как поживает кот Васька и собака Жулька? Передавай им от меня привет, скажи, что скоро увидимся.

Дорогая бабушка, мы тебя все поздравляем с наступающим Новым годом!

Желаем здоровья, радости, счастья! До скорой встречи!

Саша

P.S. Бабушка, передай, пожалуйста, это письмо ребятам.

Здравствуйте, Аленка, Коля, Ваня и Леша!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Аленка, как твой маленький братишка? Коля, а как твои рыбки? Как ваши успехи в школе, Ваня и Леша?

Напишите мне, расскажите, как живете.

Будьте здоровы!

Сашка

(166 слов)

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выполните фонетический разбор выделенных слов.

ТЕМА: "ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ"

***

Ничего, мой друг, не сбылось из того, что нагадала мне эта старуха.

И право, что за глупость было ей поверить. Сначала я очень расстроился, места себе не находил, думал не доживу до того дня, который она обозначила.

Но сегодня уже 17-е и, мой дорогой друг, ничего не случилось.

Не верь, душа моя, этим гадалкам, не верь, а лучше всего и не ходи к ним вовсе.

Ежели будет скучно, дорогой мой, то лучше приезжай ко мне в деревню. Пойдем на охоту, на тетерева, например. Ух и люблю же я поохотиться. А места у нас какие! Загляденье!

Ну так что, Николаша, приедешь охотиться?

(В. Никольский-Стрено)

(102 слова)

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выпишите назывное предложение.

3) Выпишите вводное слово.

4) Как вы считаете, наш современник написал это письмо или нет? Обоснуйте свое мнение.

Просмотр содержимого документа
«Диктант с грамматическим заданием по теме «Вводные слова и предложения» для 8 класса»

Диктант с грамматическим заданием

по теме «Вводные слова и предложения»

Диктант с грамматическим заданием в 8 классе по теме "Вводные слова и предложения" способствует проверке знаний, умений и практических навыков правильного написания и пунктуационного оформления проверочной работы по русскому языку. В основу текста диктанта положен рассказ К. Паустовского "Грач в троллейбусе", способствующий нравственному воспитанию школьников среднего звена.

8 класс

Грач в троллейбусе

Была еще та ранняя весна, когда о приближении тепла можно догадаться только по едва заметным признакам - по туману на московских улицах, по каплям этого тумана, стекающим с черных веток недавно посаженных лип, и по рыхлому ветру. От него оседает и становится ноздреватым снег. Но этот последний признак, пожалуй, к Москве не относится. Снег в Москве к концу марта остается только в некоторых дворах, а на теплом асфальте его уже давно нет. Зиму в Москве собирают машинами-конвейерами на самосвалы и вывозят без остатка за город.

Тот случай, о каком я хочу рассказать, произошел в троллейбусе номер пять.

Москвичи, как известно, в троллейбусах и автобусах разговаривают мало, а больше читают. И в том троллейбусе номер пять, который отошел от остановки на Театральном проезде, тоже было обычное настроение. Но вдруг кондукторша крикнула:

Погодите! Что же это такое?

Это грач, - испуганно сказала девочка лет восьми.

Грач сидел, угревшись, под пальто на груди у девочки и только на минуту высунул из-под пальто свой нос. Но этого было достаточно, чтобы бдительная кондукторша заметила в троллейбусе птицу, запрещенную к перевозке.

Если его нельзя везти, так я слезу, - сказала девочка и покраснела.

Что ты, дочка! - воскликнула кондукторша, перестала давать билеты и протиснулась к девочке. - Сиди, не беспокойся. Ой, какая птаха хорошая! Что это? Неужели грач?

Грач осмелел и выглянул. Кондукторша осторожно погладила его пальцем по точеной головке и засмеялась.

Не бойтесь, он не кусается, - сказала девочка и вся засияла. - Он очень серьезный, но добрый. (По М. Пришвину)

Грамматическое задание

    Найдите односоставное предложение, укажите его вид.

    В тексте диктанта найдите предложение с вводным словом, укажите его разряд.

    Выпишите предложение с обособленным определением и предложение с обособленным обстоятельством

    Укажите способ образования слова «угревшись»

    Найдите грамматическую основу предложения «Он очень серьезный, но добрый».

Урок №122. Контрольная работа №12

Диктант с грамматическим заданием.

Тема «Вводные слова обращения»

На охоте

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выстрелы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша че-рез край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние наше-го дощаника, как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжествен-но пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей. Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем. В ту минуту, при-знаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. (141 сл.)

(По И. Тургеневу.)

Грамматическое з адание

1. Сделать фонетический разбор слова:

вслед (I вариант);

вовсе (II вариант).

2. Разобрать слово по составу:

наклонилось (I вариант);

зачерпнулось (II вариант).

3. Найти вводные слова и вводные предложения и указать их значение.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем (I вариант).

В ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило сме-яться (II вариант).

Анализ диктанта

Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

Тема __________________________________________________________

Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

Выполнили работу на

Показатель качества знаний ___________ %

Показатель обучено ___________ %

Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Дополнительные задания

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определить фонетический состав слова

Дать характеристику звонких и глухих согласных

Определить морфемный состав слова

Найти вводные слова и вводные предложения

Указать значение вводных слов

Выполнить синтаксический разбор предложения

Схема анализа грамматического задания

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Определили фонематический состав

Дали характеристику звонких и глухих согласных

Определили морфемный состав слова

Нашли вводные слова и предложения

Указали значение вводных слов

Выполнили синтаксический разбор предложения

Сумма баллов

Уроки №124-125. Контрольная работы по р/р №13

Контрольное изложение (сжатое)

Текст для прослушивания

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влия-нию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чув-ствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Ученые считают, что именно ради такой самореализации человек и живет. Его не устраивает и не может устроить су-ществование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование ис-тинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обще-ством.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие за-датки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсо-лютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашел, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, лично-стью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить свое поведение, свое отношение к окружаю-щим.

(По Г.А. Маслову)

Задание:

Сжать текст

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Передать основное содержание текста

Отразить все микротемы

Использовал приемы сжатия текста

Отразил смысловую целостность и последовательность текста

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Передали основное содержание текста

Отразили все микротемы текста

Использовали приемы сжатия текста

Текст диктанта после изучения темы

«Вводные и вставные конструкции» (8 класс)

(данный текст – основа для диктанта, учитель сам изменяет текст по своему усмотрению: по норме количества слов, по орфографическим и пунктуационным правилам, которые желает проверить, и т.п.)

Великие люди о пользе физических упражнений

По-моему, о пользе упражнений люди думали во все времена. Еще такие мыслители древности, как Платон, Аристотель, Сократ, отмечали пользу движений на организм и до глубокой старости занимались гимнастикой. А ожиревших римлян, к удивлению жителей, знаменитый врач Гален заставлял копать землю, косить траву, бегать, делать гимнастические упражнения.

Слово «гимнастика» греческое, произошло от «гимнос» - обнаженный. Оказывается, греки обнаженными выполняли упражнения.

Первым в России в защиту здоровья российского народа поднял голос Ломоносов, который сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. По Ломоносову, необходимо стараться всячески быть в движении тела, а движение вместо лекарства служить может. Он даже думал ввести в стране олимпийские игры.

Как считал Александр Радищев, физическим воспитанием можно укрепить тело, а с ними дух.

Великий Суворов ввёл и сам делал воинскую гимнастику, требовал тренировки и закаливания солдат. «Потомство моё, - обращался полководец, - прошу брать мой пример».

Пушкин, по словам современников, был крепкого сложения, мускулистый, гибкий, и этому во многом способствовала именно гимнастика.

Максим горький увлекался лыжами и коньками, любил плавать и играть в городки, к нашему удивлению, занимался греблей.

Знаменитый иван Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Много лет в Петербурге (именно там он и жил) руководил гимнастическим кружком врачей.

ДИКТАНТ
(вводные и вставные конструкции)

Дитя джунглей.

(1) Семнадцатого января тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года мир облетело сообщение, удивившее всех. (2) На вокзале одного из небольших индийских городов было найдено человеческое существо, выросшее, по всей вероятности, среди диких животных.
(3) Мальчик Раму (так решили назвать этого получеловека) двигался на четвереньках, вследствие чего на его ступнях и ладонях образовались толстые, как будто затвердевшие наслоения кожи. (4) На руках, напоминавших больше звериные лапы, были длинные ногти, загнутые вниз. (5) С их помощью он мог рыть землю, разрывать на части попадавшие к нему вещи.
(6) Ел Раму, как выяснилось вскоре, только сырое мясо, куски которого глотал, почти не прожёвывая. (7) Обладая сильно развитым обонянием, запах пищи он чувствовал на большом расстоянии.
(8) Если кто-либо пытался приблизиться к Раму, он издавал злобные гортанные звуки, похожие на рычание хищника. (9) При попытке кого-нибудь из людей дотронуться до него мальчик старался укусить протянутую к нему руку, вёл себя очень агрессивно.
(10) Врачи госпиталя (мальчик сразу же был помещён в одно из крупнейших медицинских учреждений Индии) и прибывшие со всех концов страны специалисты в конце концов пришли к общему заключению. (11) По их мнению, Раму в младенчестве оказался по неизвестной причине в джунглях и в течение всех лет своей небольшой жизни находился среди волков. (12)Очевидно, принявшая мальчика волчья стая не только выкормила человеческого детёныша, но и воспитала его по своим законам.
(13) Все попытки врачей научить Раму элементарным человеческим навыкам, к сожалению, ни к чему не привели, и через несколько месяцев ребёнок умер. (14) Учёные считают, что причина этого – резкая смена среды обитания. (15) «Дитя джунглей» так и не смог адаптироваться к неестественным для него человеческим условиям жизни.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

I вариант
1) Из предложения 4 выпишите страдательное причастие.
2) Из предложения 12 выпишите притяжательное местоимение.
3) Из предложения 3 выпишите производный предлог.
4) Замените подчинительное словосочетание со связью управление НАСЛОЕНИЯ КОЖИ из предложения 3 синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.
5) Назовите вид подчинительной связи слов в словосочетании ОБЛАДАЯ
ОБОНЯНИЕМ в предложении 7.
6) Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
7) Среди предложений 6-10 найдите такое, в составе которого есть обособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.
8) Среди предложений 1-7 найдите предложение, осложнённое вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

1)
З
А
Г
Н
У
Т
Ы
Е

2)
С
В
О
И
М

3)
В
С
Л
Е
Д
С
Т
В
И
Е

4)
К
О
Ж
А
Н
Ы
Е
Н
А
С
Л
О
Е
Н
И
Я

5)
У
П
Р
А
В
Л
Е
Н
И
Е

6)
Б
Ы
Л
О
Н
А
Й
Д
Е
Н
О
С
У
Щ
Е
С
Т
В
О

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
I I вариант
1) Из предложения 10 выпишите страдательное причастие.
2) Из предложения 3 выпишите притяжательное местоимение.
3) Из предложения 11 выпишите производный предлог.
4) Замените подчинительное словосочетание со связью согласование ЗВЕРИНЫЕ ЛАПЫ из предложения 4 синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
5) Назовите вид подчинительной связи слов в словосочетании СИЛЬНО РАЗВИТЫМ в предложении 7.
6) Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
7) Среди предложений 3-7 найдите такие, в составе которых есть обособленные обстоятельства. Напишите номера этих предложений.
8) Среди предложений 8-15 найдите предложение, осложнённое вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

1)
П
О
М
Е
Щ
Ё
Н

2)
Е
Г
О

3)
В
Т
Е
Ч
Е
Н
И
Е

4)
Л
А
П
Ы
З
В
Е
Р
Я

5)
П
Р
И
М
Ы
К
А
Н
И
Е

6)
О
Н
М
О
Г
Р
Ы
Т
Ь
,
Р
А
З
Р
Ы
В
А
Т
Ь

Рассказать друзьям