Георгий Тимофеевич Береговой: биография. Укротитель «союза». как герой войны спас космическую программу ссср Георгий береговой биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    Георгий Тимофеевич Береговой 15 апреля 1921(19210415) 30 июня 1995 Г. Т. Береговой Место рождения сел … Википедия

    - (13.04.1921 30.06.1995) летчик космонавт СССР, заслуженный летчик испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лауреат Государственной премии, генерал лейтенант авиации. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года.… … Большая биографическая энциклопедия

    Береговой Георгий Тимофеевич Энциклопедия «Авиация»

    Береговой Георгий Тимофеевич - Г. Т. Береговой Береговой Георгий Тимофеевич (р. 1921) — советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975),… … Энциклопедия «Авиация»

    Береговой Георгий Тимофеевич - Г. Т. Береговой Береговой Георгий Тимофеевич (р. 1921) — советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975),… … Энциклопедия «Авиация»

    Береговой Георгий Тимофеевич - Г. Т. Береговой Береговой Георгий Тимофеевич (р. 1921) — советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975),… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1921 1995) космонавт. Летчик космонавт СССР (1968), генерал лейтенант авиации (1977), участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), кандидат психологических наук, заслуженный летчик испытатель СССР (1961).… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 15.4.1921, с. Фёдоровка Карловского района Полтавской области), лётчик космонавт СССР, генерал майор авиации (1968), дважды Герой Советского Союза (26 октября 1944 и 1 ноября 1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1961). Член КПСС с 1943 … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1921) советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975), заслуженный лётчик испытатель СССР (1961), заслуженный мастер … Энциклопедия техники

    - (1921 1995), лётчик, космонавт, генерал лейтенант авиации (1977), Герой Советского Союза (1944, 1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1961). Участник Великой Отечественной войны (совершил 185 боевых вылетов). Испытания самолётов МиГ, Ла, Як … Энциклопедический словарь

Родился 15 апреля 1915 года на Украине, в селе Фёдоровка, ныне Карловского района Полтавской области, в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году, начал свою трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушёл в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Был рядовым лётчиком, затем - командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском и других фронтах.

К апрелю 1945 года, командир эскадрильи 90-го Гвардейского штурмового авиационного полка (4-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан Г. Т. Береговой совершил 108 боевых вылетов. Бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолёте, но всегда возвращался в строй.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1945 году окончил высшие офицерские курсы, а в 1948 году и курсы лётчиков - испытателей. В 1948 - 1964 годах работал лётчиком - испытателем. Освоил более 60 типов самолётов. Без отрыва от основной работы в 1956 году окончил Военно - Воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов. 26 - 30 Октября 1968 года совершил космический полёт на космическом корабле "Союз-3". За совершение космического полёта, 1 ноября 1968 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал - лейтенант авиации ушёл в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вёл большую общественную работу. Автор книг "Земля - стратосфера - космос", "Космос - землянам", "Три высоты", "Грань мужества", "Небо начинается на Земле", "По зову сердца". Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями. Награждён золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награждён многими иностранными орденами и медалями. Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

* * *

186 боевых вылетов числится в лётной книжке Георгия Берегового. Всю Великую Отечественную войну он провёл на полевых аэродромах Западного, Калининского, Центрального, Степного, Воронежского и 2-го Украинского фронтов. Принимал участие во многих сражениях, определивших победоносный исход борьбы советского народа против немецко - фашистских захватчиков. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии.

В годы войны лётчики 90-го Гвардейского ШАП часто сопровождались лётчиками - истребителями 180-го Гвардейского истребительного авиаполка, один из которых - Пётр Панченко (ныне полковник запаса), стал близким другом Георгия Берегового. Вспоминая о тех суровых днях он пишет:

"На фронтовом аэродроме близ Днепра наш полк базировался вместе с полком штурмовиков. Мы вместе летали на боевые задания, не раз прикрывали их. Там я и познакомился с Георгием Береговым. Как - то, возвращаясь с задания, мы заметили группу "Мессеров". Они свалились из - за облаков и как вороньё набросились на "Илы". Один из Ме-109 устремился на машину ведущего. Я мгновенно направил свой самолёт на противника и поджёг его. Когда мы приземлились на своем аэродроме, Георгий подбежал ко мне и сказал: "Спасибо, Пётр!" Мы по - братски обнялись.

В боях на Львовском направлении, в Прикарпатье, в Карпатах штурмовики Георгия Берегового и звено моих истребителей нередко вылетали совместно на боевые задания. Наша дружба крепла с каждым днём. Сейчас много лет спустя, я с чувством гордости вспоминаю своего фронтового друга, который вскоре прославился на всю страну подвигом, совершённым уже в космосе..."

В памяти Берегового остались многие штурмовки, горячие бои. 30 сентября 1943 года года в районе Ржищев он нанёс внезапный удар и прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами. Среди многих других запомнился и боевой вылет 5 ноября 1943 года - накануне 26-й годовщины Октября.

Ранним утром лётчики и техники Гвардейской дивизии выстроились у боевого знамени. Генерал поздравил личный состав части с наступающим праздником и поставил боевую задачу - оказать помощь войскам в освобождении Киева от немецко - фашистских захватчиков. У всех на устах призыв: "Выполним приказ Родины - вызволим Киев из фашистских лап..."


Самолёт Ил-2 Гвардии капитана Г. Т. Берегового. 90-й ГвШАП, весна 1945 года.

Штурмовики поднялись в воздух. Старший лейтенант Береговой заметил движущиеся по дороге фашистские автомашины с горючим и боеприпасами. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулемётов, он повёл свой Ил-2 на вражескую автоколонну. Несколько машин вспыхнуло. Начали взрываться цистерны с бензином. Неожиданно самолёт вздрогнул, стал плохо слушаться рулей. Снаряд вырвал кусок фюзеляжа, повредил плоскости. Можно было прыгать с парашютом. Но это не в правилах Берегового. Он с трудом, но всё же привел машину на свой аэродром. И тут же пересел на другой самолёт, чтобы опять лететь.

Бой не стихал целый день. Фашисты не выдержали. 6 ноября над Киевом реяло красное знамя. Грудь гвардии старшего лейтенанта Берегового украсил 3-й боевой орден - Александра Невского...

В апреле 1944 года в представлении к званию Героя Советского Союза на Г. Т. Берегового командир 90-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии подполковник Ищенко писал:

"Командир эскадрильи 90-го Гвардейского ШАП Гвардии капитан Г. Т. Береговой на Воронежском и 1-м Украинском фронтах за отличное выполнение 39 боевых вылетов награждён орденом Красного Знамени и орденом Александра Невского.

За период боевых действий на указанных фронтах лётчиками эскадрильи произведено 400 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника на огневых позициях. Уничтожено: автомашин с войсками и грузами - 282, подбито танков - 71, сбито самолётов противника в воздушных боях - 3, подавлено артиллерийских батарей - 11, разрушено переправ - 2, создано очагов пожара - 9, разрушено железнодорожных вагонов - 20.

На Воронежском и 1-м Украинском фронтах тов. Береговой лично произвёл 92 боевых вылета. Он 75 раз водил группы, в любых условиях точно выводил их на цель и смело штурмовал живую силу и технику противника.

18 сентября 1943 года тов. Береговой водил группу из 6 "Илов" и своим умелым и инициативным приёмом нанёс штурмовой удар по отступающим мото - мехчастям в пунктах Прилуки и Рудовка. Уничтожено 10 повозок с боеприпасами, до взвода живой силы противника.

30 сентября тов. Береговой в составе двух экипажей пошёл на разведку в район Ржищева. В сложных метеоусловиях с высоты 1000 метров сфотографировал результаты разведки, одновременно произвёл внезапный удар - взорвал склад с боеприпасами...

26 ноября 1943 года тов. Береговой повёл группу из 10 "Илов" для нанесения штурмового удара по скоплению танков противника в районе Кочерово. Несмотря на сильный зенитный огонь, группа, умело маневрируя, с тыла вышла в район цели, нанесла смелый штурмовой удар. Было подожжено 6 танков противника".

Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно, громя с воздуха группировку немецких войск, которые ещё продолжали вести боевые действия на территории Чехословакии.

Люди приходят к славе разными путями. Георгий Береговой пришёл к ней, пожалуй, самой трудной дорогой - дорогой риска и отваги. Он добыл свою славу в бою, как берут войска хорошо защищенную крепость: знаниями, воинским умением и не знающим колебания мужеством. В боях с врагом он продемонстрировал своё мастерство, пройдя через горнило войны на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах, а со 2 сентября 1944 года - на 2-м Украинском фронте, где сражался в боях за Румынию, Венгрию и Чехословакию в прославленном 5-м Гвардейском авиационном корпусе, которым командовал хорошо известный в нашей стране ещё до войны Герой Советского Союза генерал - лейтенант авиации Николай Петрович Каманин.

В 1963 году Г. Т. Береговой был зачислен в отряд советских космонавтов (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа "Союз". 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полёт на космическом корабле "Союз-3". В полёте проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полёта с космонавтом на борту. Полёт продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта, 1 ноября 1968 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

В 1972 - 1987 годах был начальником Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал - лейтенант авиации ушёл в отставку. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

* * *

Три высоты Георгия Берегового.

Три высоты взял в своей жизни Георгий Тимофеевич Береговой. Восхождение на первую из них - боевого лётчика - начал 25 июня 1941 года в разведывательном авиаполку. Был он молод - всего 20 лет. Но воевал не по годам умело. И хотя горькие дни отступления наполняли ненавистью сердце, никогда не терял головы Георгий, точно выполнял каждое задание, в воздухе действовал хладнокровно. В конце года полк, где служил Георгий, принял на вооружение самолёты Ил-2.

На Калининском фронте и Курской дуге, над Днепровскими переправами и многострадальной землёй Правобережной Украины, в небе Польши, Румынии, Венгрии пролегли боевые маршруты Ил-2 Георгия Берегового. Смерть подстерегала лётчика и на земле, и в воздухе. Но он не давался ей в руки. Везло? Наверное, да. Но не только. Было у лётчика - штурмовика Берегового заветное правило: "Не будешь думать - собьют!" Этому учил он своих подчинённых, и слово не расходилось с делом. На Ил-2 с бортовым номером "22" Георгий ни разу не был сбит. В октябре 1944 года за мужество и героизм Гвардии капитан Береговой был удостоен звания Героя Советского Союза. А 10 мая 1945 года, будучи уже командиром эскадрильи, совершил свой 185-й боевой вылет.

После войны Береговой начал восхождение на вторую высоту, став лётчиком - испытателем. Любой испытательный полёт - это решение уравнения со многими неизвестными, а иначе говоря - то же боевое задание в мирное время. Всякое бывало: и остановка двигателя в воздухе, и отказ управления, и выход из строя жизненно важных систем самолёта. Но боевой опыт и заветное правило всякий раз приходили на помощь. Ни одной машины но бросил в воздухе Георгий Тимофеевич, ни одну не повредил на земле. А прошло их через его руки немало - Як-17, Як-25, МиГ-17ПФ, МиГ-19Г1, Су-9, Ту-28. В 1961 году Береговому было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

Но уже ворвалась в историю человечества пилотируемая космонавтика, и показалась на горизонте новая вершина. В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки. А в октябре 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту "Союз-3". За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, он был награждён второй "Золотой Звездой" Героя. В 1972 году Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов, вёл активную служебную ненаучную деятельность и через несколько лет защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

Так три высоты взял в своей жизни лётчик - штурмовик, лётчик - испытатель, лётчик - космонавт Георгий Береговой, Но все же главной он считает первую.

Все, без исключения, люди знавшие Георгия Берегового отмечают: хороший, надёжный товарищ, умеет работать столько, сколько нужно для решения поставленной задачи. Если решил что-то сделать, чего-то добиться - сделает, добьётся. Лётчики обычно добавляли: летает великолепно, технику знает не хуже инженера, смел, находчив.

Яркая биография у Георгия Тимофеевича Берегового. В ней, как в зеркале, отражён славный героический путь, пройденный нашим народом от Великого Октября до наших дней, ознаменованный выдающимися победами на земле и в космосе.

Вырос Георгий Тимофеевич в Енакиево - городе шахтёров и металлургов. Детство его совпало с небывалыми событиями: появились первые тракторы на полях колхозов, строились Магнитка, Днепрогэс и метрополитен в Москве, предпринимались штурм стратосферы и первые экспедиции в Арктику. Это было время, когда создавалась и расправляла могучие крылья советская авиация. В 1930-х годах советская авиация вышла на дорогу больших свершений: героическая эпопея спасения челюскинцев и беспримерные перелеты экипажей Чкалова и Громова, высотные и скоростные рекорды Коккинаки, Алексеева, Нюхтикова. Тысячи мальчишек хотели быть такими же смелыми и искуссными лётчиками - победителями воздушных просторов, крылатыми защитниками неба Отчизны. Мечтал быть таким и Георгий Береговой. О первых Героях, прославивших нашу Родину как великую авиационную державу, Георгий немало слышал от старшего брата Виктора, работавшего в 1930-х годах в Енакиевском аэроклубе.

Стране нужны были влюблённые в небо, смелые, отважные, верные долгу лётчики. Она создала молодёжи все условия для осуществления мечты: росла сеть детских авиамодельных кружков, планерных станций, аэроклубов, лётных училищ.

Георгий заболел авиацией с 10 лет. Занимался авиамоделизмом, участвовал в соревнованиях, а когда в Енакиево открылась детская техническая станция, он стал инструктором, помогал сверстникам разбираться в конструкциях авиамоделей. И страшно гордился таким доверием. А было ему тогда 12 лет.

После 8 классов пошёл работать учеником электрослесаря на металлургический завод. В 15 лет сумел уговорить старшего брата взять его с собой на аэродром, где можно было потрогать настоящий планер. Начальник планерной школы Зарывалов, заметив в глазах паренька неуемный интерес к аппарату, разрешил посидеть в его кабине, поработать рулями. С этого дня Георгий все вечера проводил в планерной школе: помогал вытаскивать чудесные птицы на старт, ремонтировать, мыть. Жадно слушал руководителя на теоретических занятиях.

Планерную школу преобразовали в аэроклуб. На аэродроме приземлились 4 самолёта У-2. Планеристы начали готовиться и полётам на них. Готовился и Береговой. Молодой слесарь овладевал лётным делом настойчиво, упорно, самозабвенно. Одним из первых он начал выполнять фигуры высшего пилотажа и справляться с ролью инструктора. А когда в Енакиево прибыла комиссия для отбора кандидатов в военное авиационное училище, среди первых кандидатов был Георгий Береговой. Проверявший его в воздухе инструктор с удовлетворением констатировал: из этого парня будет хороший лётчик.

Морозный день 15 декабря 1938 года был траурным в стране - погиб знаменитый лётчик - испытатель Валерий Чкалов. На следующий день, 16 декабря 1938 года, Георгий Береговой сделал первый шаг в большую авиацию - он стал курсантом Луганского военного авиационного училища имени Пролетариата Донбасса и как бы принял знамя из рук великого лётчика. Легко учиться, когда любишь своё дело, умеешь трудиться. Ещё легче, когда тобой руководят знающие и заботливые воспитатели. Георгий Береговой с упоением изучал теорию полёта и конструкцию машин, аэродинамику и устройство двигателя. Но самыми любимыми были практические занятия на аэродроме. Он всем своим существом чувствовал самолёт. Его всегда манило беспредельное небо, высота. Инструктор, командир отряда понимали молодого учлета и щедро делились с ним своими знаниями, опытом. Тогда, юношей, Георгий Береговой думал, что ему просто "везёт" на хороших учителей. Позже он уже понял: они, учителя, наставники, как и он сам, преданы своему делу.

Быстро бежали недели, месяцы учёбы. Всё уверенней бороздил воздушный океан молодой лётчик. Весной 1941 года начались государственные экзамены. К 20 июня в зачётной книжке Берегового стояли все отметки. Осталось одно - приказ о назначении в часть, на стажировку. Сигнал боевой тревоги, прозвучавший ранним воскресным утром 22 июня, и грозное слово "война" дали понять, что выпускного вечера не будет. С напряжёнными лицами вслушивались молодые пилоты в напутственные слова начальника училища: "Войсковую стажировку вы будете проходить в огне войны. Враг очень силён, но мы сломаем хребет фашизму, посягнувшему на свободу и независимость нашей Родины".

Назначение он получил на Калининский фронт.

Здесь, - вспоминает Георгий Тимофеевич, - звучали имена, которые я впервые услышал ещё в мальчишеские годы и полюбил: Громов и Байдуков. Громов оказался командующим 3-й Воздушной армией, в рядах которой мне предстояло сражаться, а Байдуков командовал одной из её дивизий. Два прославленных лётчика страны, два Героя Советского Союза, жизнь которых я решил взять для себя за образец!

О своей боевой деятельности Георгий Тимофеевич говорит скупо:

Воевал на Калининском, Центральном, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Половину войны прошёл с боевыми друзьями в авиационном корпусе, которым командовал Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. Первый вылет совершил под Ржевом, последний - под чешским городом Брно. Что же касается боевой работы, то её для наших "Илов" хватало: налёты на фашистские аэродромы, обработка вражеских коммуникаций, уничтожение артиллерийских и зенитных позиций...

Почти всю Великую Отечественную войну Георгий Береговой летал на штурмовиках Ил-2. Особенно трудные испытания пришлось пройти в начальный период войны. Истребителей для прикрытия "Илов" не хватало, и одноместным штурмовикам в воздушном бою часто бывало очень тяжело. Лётчик "Ила" мог рассчитывать только на маневр, огневое прикрытие соседа по строю и на свою храбрость, стойкость, находчивость, военную хитрость, все эти качества не раз проявлял Георгий Береговой, добиваясь безупречного выполнения боевых заданий командования. Позже, став уже ведущим группы, он личным примером учил ведомых воевать зло, изобретательно, не теряться в трудной обстановке.

Разгромив вражескую колонну на шоссе под Богодуховом, эскадрилья штурмовиков, ведомая Береговым, возвращалась на аэродром. Над степью её догнала группа Ме-109, взлетевшая, видимо, с аэродрома засады. Лейтенант понимал, что обстановка целиком в пользу врага: истребителей прикрытия нет, на небе ни облачка, внизу - ни деревца, только жёлтое море подсолнухов. А враг уже в хвосте "Илов". Что делать? Береговой резко повёл эскадрилью к земле. Когда фашисты собирались открыть по штурмовикам огонь, в прицелах "Мессеров" вместо зеленоватых силуэтов "Илов" стояло густое желтоватое облако лепестков подсолнухов. Оно, как занавес, скрыло штурмовики. Вся эскадрилья благополучно возвратилась на аэродром.

Молодому лётчику было у кого учиться боевому мастерству. Дивизией, в которой он служил, командовал Герой Советского Союза Георгий Филиппович Байдуков, а корпусом - Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. И Береговой жадно впитывал их опыт, творчески применял в бою всё новое. Так, на одном из разборов командир дивизии напомнил, что при полёте на малой высоте над лесом и болотом звук моторов слышен хуже. Береговой сразу учёл это. При подготовке к вылетам он тщательно изучал местность и по возможности прокладывал маршрут над лесами и заболоченными районами. Это не раз помогало добиваться полной внезапности удара, вылетать в сложных метеоусловиях, когда враг не ждёт удара, находить место для посадки при минимальной видимости.

Однажды, группа штурмовиков, ведомая Береговым, вылетела для удара по вражеской колонне. Мелкий моросящий дождь со снегом, низкая облачность надёжно укрыли "Илы" от наблюдателей врага. Группа подошла к цели настолько скрытно, что фашисты не успели сделать ни одного прицельного выстрела. Колонна была разгромлена.

Война постепенно откатывалась с родной земли. Вместе со своим полком перелетал всё дальше на запад и Гвардии капитан Георгий Береговой. Он совершил 186 боевых вылетов. Родина высоко оценила ратный труд своего верного сына. За мужество и боевое мастерство, умелое управление эскадрильей он награждён орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны. В 1944 году Георгию Тимофеевичу Береговому было присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1945 года многие однополчане Берегового начали задумываться, чем они займутся после Победы. У него сомнений не было: только летать, охранять небо Родины, готовить знающих, смелых лётчиков. А для этого нужно учиться и самому. Летом 1945 года командир эскадрильи Береговой стал слушателем лётно - тактических курсов усовершенствования командного состава. Возвратившись в полк, опытный воин, ставший флагманским штурманом, любовно учит молодых лётчиков и настойчиво совершенствует своё мастерство.

В 1948 году, узнав о курсах лётчиков - испытателей, Береговой просит зачислить его слушателем, И опять ему "повезло": наставниками стали искуснейшие лётчики - испытатели П. М. Стефановский и Ю. А. Антипов. Они передавали слушателям свой опыт испытания самолётов, тактично, вдумчиво развивали у них качества, необходимые тем, кто впервые опробует новую технику, дает ей дорогу в небо или закрывает её: высокое чувство ответственности, хладнокровие, расчётливость, мгновенную реакцию и решительность действий в сложной обстановке, чувство нового, умение анализировать поведение самолёта в воздухе и предельно точно давать оценку любому явлению, с которым испытатель встречается в полёте.

В жизни испытателя бывают дни, когда самолёт, рассчитанный конструкторами по всем правилам науки, казалось без всяких причин вдруг отказывается повиноваться лётчику. Конечно, в таких случаях есть выход: распрямиться в сидении, плотно прижаться к бронеспинке, вынуть ноги из педалей и, нажав рычаг катапульты, через минуту оказаться под куполом парашюта. Но в эти мгновения наивысшего эмоционального напряжения испытатель думает не о себе. Он помнит о большом доверии коллектива людей, создавшего самолёт. И лётчик вступает в борьбу с неизвестностями, до предела напрягая свою волю, знания, опыт, выдержку. Таков неписаный закон испытателей.

В один из дней полковник Береговой взлетел на новом реактивном истребителе. Предстояло испытать его на максимальную скорость. Всё шло нормально. Машина легко набрала огромную высоту, где небо становится почти чёрным. Затем перевёл истребитель в горизонтальный полёт. Пройдён звуковой барьер, а самолёт мчится всё быстрее и быстрее. И когда до расчётной максимальной скорости осталось совсем немного, чуть вздрогнула ручка управления. Почему?


Уменьшив скорость, лётчик потянул ручку на себя. Не пошла. Попробовал сдвинуть лёгким рывком от себя. Ручка чуть сдвинулась и снова замерла. Стрелка высотомера начала свой бег к нулю. Береговой попытался снова вытянуть ручку на себя. Безуспешно. Стало ясно: заклинило горизонтальные рули. Истребитель, наклонив длинный острый нос, мчался к земле. Высота всё меньше и меньше. Скоро её не хватит для катапультирования. Лётчик видит это, но продолжает борьбу за жизнь самолёта, забыв об опасности для своей жизни. На минимальной высоте ему удалось перевести машину в горизонтальный полёт и благополучно совершить посадку.

Много было за 16 лет работы испытателем таких полётов, которые требовали от лётчика предельного напряжения всех духовных и физических сил. Георгий Тимофеевич испытал самолёты 63 типов. Случалось в те годы и грустное, и радостное. За этот самоотверженный труд во имя укрепления могущества Родины Герой Советского Союза Г. Т. Береговой в 1961 году получил звание Заслуженного лётчика - испытателя СССР.

Особые мысли и чувства, - рассказывает Георгий Тимофеевич, - конечно, вызвали у меня те полёты, которые могли стать по какой-то причине последними. Такие полёты в жизни лётчиков - испытателей встречаются - это не секрет...

Но он никогда не позволял себе успокаиваться достигнутым, почивать на лаврах. Благородное стремление отдать Родине все свои силы и способности привело его, опытнейшего лётчика, прошедшего горнило войны, свыше 15 лет испытательной работы, в отряд космонавтов - людей, открывающих для человечества просторы Вселенной.

Когда Береговой пришёл в Центр подготовки космонавтов, за спиной у него было 43 прожитых года, в их числе 28 лет лётной практики. Когда рассматривали его рапорт, кого-то смутил возраст. Все отобранные кандидаты оказались на 10, а то и более лет моложе... С тем же встретил Берегового и генерал Н. Каманин.

Понимаю, всё понимаю! - сказал он, внимательно прочитав рапорт. - Но у меня приказ: брать не старше 30 лет...

Однако отступить Береговой уже не мог - и добился своего. Вновь учёба, тренировки, труд, труд, труд. Будущий космонавт оказался человеком напористым, необычайного трудолюбия. С юношеской увлеченностью Георгий Береговой снова взялся за учебники, занимался на тренажерах, до мелочей изучал сложнейшую технику. И опять ему "повезло" на учителей и наставников. Все - от знаменитого учёного до рядового механика в учебной лаборатории - щедро делились с ним своими знаниями. Правда, многое Береговому уже было знакомо. Ведь авиация и космонавтика - близкие родственники. Родственники, но не близнецы. В космосе действуют иные, свои законы, не совсем те и совсем не те, какие он учитывал при полёте в атмосфере. Накопленный опыт нужно было преломить, пропустить через призму новых знаний. И Георгий Тимофеевич Береговой сумел это сделать. Он вошёл в семью космонавтов так же быстро, просто, естественно, как когда-то в семью штурмовиков боевого полка, а затем прославленного подразделения лётчиков - испытателей.

Теоретические занятия, изучение материальной части, физическая подготовка, тренировки до предела заполняют рабочий день космонавтов. Георгий Береговой, несмотря на свой опыт и возраст, занимается вровень с молодёжью, а иногда и чуть - чуть больше. Это и позволило ему догнать более молодых по возрасту и более старых по стажу пребывания в отряде космонавтов, войти в состав кандидатов на ближайший полёт в космос.

Много часов провёл и на тренажёрах Георгий Тимофеевич Береговой. Каждое занятие приближало его к тому дню, которого ждёт каждый в отряде космонавтов - дню главного испытания. И все они готовы к нему, и комиссия дала ему "добро". Для командира корабля "Союз-3" он пришёл 26 октября 1968 года. Четверо суток, проведённых на переднем крае борьбы человечества за познание Вселенной, многочисленные научно - технические эксперименты, отлично выполненные на огромной высоте при скорости около 8 километров в секунду, подтвердили, что лётчик Береговой отлично подготовился к главному экзамену и выдержал его блестяще. Он провёл ряд новых научных экспериментов и исследований, нужных для дальнейшего освоения космоса. Советские люди горячо встретили его как героя, как победителя. Родина наградила своего отважного сына за подвиг на корабле "Союз-3" орденом Ленина и второй "Золотой Звездой" Героя Советского Союза. Заслуженный летчик - испытатель СССР стал и лётчиком - космонавтом СССР, генерал - майором авиации.

Потом 15 лет Береговой руководил Центром подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Умелый организатор и воспитатель, человек, умудрённый большим жизненным и профессиональным опытом, он продолжал осваивать космос - на сей раз силами своих питомцев. В осуществлённых за эти годы пилотируемых космических полётах, в обширной программе выполненных в ходе их исследований, испытаний и экспериментов немалая доля труда и Берегового...

> > Береговой Георгий Тимофеевич

Береговой Георгий Тимофеевич (1921-1995 гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №71;
Космонавт мира: №248;
Число полетов: 1;
Продолжительность : 144 суток 15 часов 21 минута 50 секунд;
Число выходов в открытый космос : 6;

Георгий Береговой – 71-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, позывной Аргон.

71 космонавт СССР и 248 космонавт мира.

Береговой Георгий Тимофеевич появился на свет пятнадцатого апреля 1921 года. В Украинской Советской Социалистической Республике в небольшом селе Федоровка, в Карловском районе Полтавской области.

Погиб тридцатого числа, в июне 1995 года. На сегодняшний день его могила находится на Новодевичьем кладбище, в городе Москва.

Его мать - Береговая, по девичьей фамилии Ситникова, Мария Семеновна была домохозяйкой. Родилась в 1896 году и скончалась в 1974 году. Его отцом являлся Береговой Тимофей Николаевич, родившийся в 1888 г. и умершим в 1950 году.

Его жена - Береговая Лидия Матвеевна проработала методистом, позже стала преподавать в одной из школ Звездного города. От их брака на свет появились - Людмила Елисеева, работающая художником-модельером (1956 г.) и Виктор Береговой (1951г.) - профессор МАИ.

Георгий строил мебельные изделия для дома и дачи, а также увлекался столярными работами разного типа. В свободное время ему нравилось танцевать вальс и петь.

В Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) космонавт с позывным - "Аргон", занимал двенадцатое место, а в мире тридцать второе. Совершил один полёт, продлившийся трое дней, двадцать два часа, пятьдесят минут и сорок пять секунд. По призванию являлся летчиком-космонавтом Союза Советских Социалистических Республик (СССР), второго набора Военных Воздушных Сил.

В 1937 году космонавт окончил 8 классов в городке Енакиево. В тот же период, в том же месте жительства, он начал занятия в аэроклубе.

Начав посещать авиационную военную школу Ворошиловграда, имени Пролетариата Донбасса Харьковского ВО, 12 декабря, 1938 года и закончив её 13 июня 1941, где он повысился до летчика бомбардировочной авиации.

В декабре 1942 года началась подготовка в пятом учебном авиаполку, двести шестьдесят четвёртой ШАД, третей ВА фронта. Закончил он её 25 марта 1943 года.

В 1945 года с 3 июня до 7 ноября он присутствовал в отделении, где проходила подготовка командиров МВО, как слушатель.

В 1947 году в Лиманском Селе, области Одессы, он сдал экзамены за девятый класс, неоконченной им средней школы имени Никиты Сергеевича Хрущева.

Начиная 9 июля 1947 г. и заканчивая 23 августа 1948 г., он являлся слушателем факультета КВВА. 25 декабря 1956, закончив заочное отделение, он получил статус офицера ВВС высшего образования.

В апреле 1975 года ему понадобилось защитить диссертацию, за что он занял место кандидата психологических наук.

Через три года, в июне, он заслуженно заполучил звание "старший научный сотрудник".

Космос

Космическая подготовка ОКП, с разрешением генерала Н. П. Каманина, проходила с 25 января 1964 года по 23 января 1965 года. Георгий смог изучить конструкцию КК "Восход" "Восход-2" и "Восток".

В марте 1965 г. начал интересоваться применением космических, летательных аппаратов в бою.

В 1966 году с января до мая, подготовился к совместному военному полёту с В. Шаталовым, длительность которой должна была состоять из 20 дней. Несмотря на завершенную подготовку и пройденные тренировки, полёт был отменен по причине закрытия программы "Восход" в 1966 году.

С декабря 1966 года до мая 1968 года прошёл подготовку, как командир КК "Союз" (7К-ОК) первоначально, находясь в группе 3 экипажа, а с июня 1967 г. первого экипажа. По неизвестным причинам, полёт со стыковкой двух кораблей был перенесен.

В августе 1968 г. начал проходить подготовку, как командир-пилот "Союза-3", используя программу стыковки с кораблем "Союз-2". Операция была завершена в октябре этого же года.

Главную задачу выполнить не получилось, было сложно создать стыковку с кораблем "Союз 2". Два сооружения могли сблизиться лишь на тридцать метров, но потом автоматика отталкивала их друг от друга. А по причине большой траты топлива, пришлось прекратить, пытаться выполнить эту задачу.

Первый полёт продлился трое суток двадцать два часа пятьдесят минут сорок пять секунд.

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)


  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»

  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Краткая биография

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также - авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне - Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» - «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:


  • Не производить стыковку в тени

  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию .

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава - Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

15. 4. 1921 - 30. 6. 1995 Дважды Герой Советского Союза

Даты указов:

1. 26.10.1944 (медаль № 2271)

2. 01.11.1968 (медаль № 48)

Береговой родился раньше всех из людей, побывавших в космосе (он на 3 месяца старше американца Джона Гленна). На протяжении 27 лет (1968-1995) Береговой являлся старейшим землянином, побывавшим в космосе (не на момент полёта, а как факт).

«Космонавт-12» - под таким девизом Георгий Береговой вошел в историю освоения космоса. До него с космодрома Байконур стартовало одиннадцать человек. Он стал двенадцатым... Двенадцатым посланцем страны, которая десять лет назад открыла эру покорения космических пространств беспримерным в истории человечества полетом гражданина Советского Союза коммуниста Юрия Гагарина.
Четверо суток пробыл летчик-космонавт Береговой на орбите, но для этого понадобилась целая жизнь - большая, целеустремленная, до краев насыщенная борьбой и трудностями человеческая жизнь. Вся она была как бы предстартовой подготовкой. И юношеские годы в аэроклубе, и фронт, и шестнадцать лет работы летчиком-испытателем - любой из этих периодов так или иначе помог ему накопить тот опыт, то профессиональное мастерство и те качества характера, которые необходимы летчику-космонавту.

Береговой Георгий Тимофеевич - лётчик-штурмовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт СССР № 12.

Береговой Георгий Тимофеевич родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. Украинец. По окончании в 1938 году Енакиевской средней школы, начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году добровольго ушёл в Красную Армию и стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков имени Пролетариата Донбасса, которую окончил в 1941 году.

С 13 июня 1941 года - пилот 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года - пилот 15-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года - пилот 150-го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як-4" и "Р-6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-го штурмового авиационного полка (3-я воздушная армия, Калининский фронт). С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой - командир звена 235-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, Калининский фронт). Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С 25 марта по 5 сентября 1943 года Г.Т. Береговой - заместитель командира эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (212-я штурмовая авиационная дивизия, в составе Калининского, а затем Воронежского фронтов. В мае 1943 года 671-й штурмовой авиационный полк, становится 90-м гвардейским штурмовым авиационным полком. И с 15 сентября 1943 года по 3 июня 1945 года Георгий Береговой - командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмового авиационный корпус, 5-я воздушная армия 1-й Украинский фронт).

За период Великой Отечественной войны гвардии капитан Береговой Г.Т. совершил сто восемьдесят пять боевых вылетов на самолётах "По-2", "Р-5", "СБ", "Ил-2". В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2271).

В послевоенный период Г.Т. Береговой закончил в 1945 году Высшую офицерскую школу. В последующем, до 1964 года, он - лётчик-испытатель в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС имени В.П. Чкалова. Им было испытано более шестидесяти типов самолётов. В 1956 году без отрыва от лётно-испытательной работы окончил Военно-воздушную академию. 14 апреля 1961 года удостоен звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

С 1964 года полковник Береговой Г.Т. в отряде советских космонавтов. С 26 по 30 октября 1968 года он совершил полёт на космическом корабле "Союз-3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года лётчик-космонавт СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 48) с вручением ордена Ленина.

С 1969 года генерал-майор авиации Береговой Г.Т. заместитель начальника, а с 1972 года - начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В 1977 году Г.Т. Береговому присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации". С 1987 года - в отставке.

Г.Т. Береговой имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.

Депутат Верховного Совета СССР в 1970-1982 годах. Лауреат Государственной премии СССР за 1981 год. Вёл большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры "Орлёнок", командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества "СССР - Франция", председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР. Являлся членом Советского комитета за Европейскую безопасность.

Жил в посёлке Чкаловский (станция "Чкаловская", в черте города Щёлково) Московской области, затем - в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Награждён золотой медалью имени Ю.А.Гагарина (FAI), медалью де Лаво (FAI), удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1970). Награжден многими иностранными орденами и медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В школе-гимназии №37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Угол атаки. М., 1971. 255 с.;
Небо начинается на Земле. М., 1976. 255 с.;
По зову сердца. М., 1981. 80 с.;
Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности. М., 1981. 264 с. Соавт.: П.Р. Попович, Б.В. Волынов и др.;
О времени и о себе. М., 1982. 64 с.;
Космос - землянам. 2-е изд. М., 1983. 191 с.;
Три высоты. М., 1986. 254 с.

Рассказать друзьям