Что понимается под объектом. Что понимается под объектом организации торговли для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности? Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты престу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

Как известно, общество как система состоит из людей и связей между ними, которые именуются общественными отношениями. Наиболее значимые из них охраняются государством с помощью уголовного права от различного рода посягательств.

Объект преступления — это охраняемое уголовным правом общественное отношение, против которого прямо и непосредственно направлено одно или несколько преступлений.

Посягательство на общественные отношения возможно одним из трех способов:

  • путем причинения вреда субъекту общественного отношения (например, убийство);
  • путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (кража, грабеж и др.);
  • путем исключения себя из этого отношения (уклонение от подачи декларации о доходах и т. п.).

Круг объектов, охраняемых уголовным правом, постоянно меняется, что объясняется динамикой общественных отношений (на первый план по значимости выходят то одни, то другие отношения), а также изменениями моральной оценки тех или иных деяний. Например, лишь совсем недавно стали охраняться отношения по поводу использования и защиты компьютерной информации (ст. 272-274 УК РФ), в то время как спекуляция перестала быть преступлением.

Объект преступления нужно отличать от предмета преступления. — это элемент, часть объекта преступления, воздействуя на который преступник причиняет вред общественным отношениям. Например, в случае кражи объектом преступления являются отношения собственности, а предметом — похищенное имущество. Как видно из примера, зачастую при совершении преступления предмету не причиняется никакого вреда, наоборот, вор заинтересован в сохранности вещи, в то время как общественным отношениям (объекту) наносится значительный ущерб. Человек тоже элемент общественного отношения, однако он именуется потерпевшим.

Предмет и объект нужно отличать от орудий совершения преступлений. Орудиями преступления являются вещи, непосредственно используемые преступником в процессе посягательства для достижения результата.

Понятие объекта преступления в Российском уголовном праве

Объект преступления — это те поставленные под охрану общественные отношения, против которых направлено преступление. Объект преступления является обязательным в составе каждого преступления. Если лицо не нарушает или не ставит под угрозу нарушения взятые под охрану уголовного закона общественные отношения, то в его действиях (бездействии) не содержится состава преступления.

Изучение задач уголовного законодательства дает основание для вывода, что под охрану его берутся наиболее значимые для интересов граждан, общества и государства общественные отношения, складывающиеся между ними по поводу удовлетворения их интересов и защиты системы ценностей.

В целях уяснения сущности объекта преступления в уголовном праве целесообразно раскрыть понятие, содержание и структуру общественных отношений. Под общественными отношениями понимаются прежде всего фактические отношения между людьми, юридическими лицами и государством по поводу реализации ими своих прав и свобод, выполнения ими своих задач, полномочий и обязанностей. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно дезорганизует либо ликвидирует сложившиеся общественные отношения, мешает успешному выполнению субъектами этих отношений своих задач и в конечном итоге наносит вред личности, юридическим лицам, обществу в целом либо государству. Содержание общественных отношений составляют деятельность его участников, реализация ими прав и свобод, удовлетворение значимых для них интересов.

В основе же любого общественного отношения лежат те или иные интересы и ценности, выступающие в качестве предпосылки их возникновения, существования и развития. Эти интересы и ценности выступают в виде прав и свобод человека, денег, вещей, социально полезной деятельности по реализации этих интересов. В литературе в качестве объекта преступления часто называются охраняемые законом интересы. Они как раз и выступают своеобразной формой бытия общественных отношений.

В целях упорядочения фактических общественных отношений они облекаются в форму правоотношений. Преступные деяния дезорганизуют (нарушают) как фактические, так и правовые отношения.

В структуре общественных отношений усматривают: а) их субъектов (участников), б) предмет, в) сами фактические отношения (связи) между субъектами по поводу соответствующих интересов и ценностей, г) правовую форму социальной деятельности людей, т.е. правоотношения. Дезорганизация (нарушение) происходит путем ограничения или лишения прав и свобод участников общественного отношения, воздействия на материальные предметы, вещи либо путем разрыва социальной связи между субъектами отношения.

По своему содержанию и направленности охраняемые уголовным законом общественные отношения весьма разнообразны: одни из них складываются по поводу реализации прав и свобод личности, другие связаны с владением и распоряжением собственностью, третьи возникают в сфере государственного и муниципального управления, а также обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Поэтому указание в статьях УК на охраняемые законом интересы личности, общества или государства не подрывает теоретическое положение о том, что таковыми являются наиболее важные общественные отношения.

Вывод о том, что преступление посягает на общественные отношения, был законодательно отражен уже в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., где в п. 3 указывалось, что уголовное право имеет задачей охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, а в п. 5 этого документа преступление характеризовалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

Объекты преступлений рассматриваются в качестве основного показателя общественной опасности тех или иных преступных деяний. Так, государственная измена (ст. 275 УК) посягает на государственную независимость, территориальную неприкосновенность и целостность страны, ее военную мощь и относится к особо тяжким преступлениям, а кража чужого имущества без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 158 УК) признается преступлением небольшой тяжести.

УК в ч. 1 ст. 2 указывает как на родовые объекты преступлений: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

По значимости охраняемого законом родового объекта (его ценности) преступления в Особенной части УК группируются по соответствующим разделам, а по видовому объекту — по главам в этих разделах. Так, в разделе VII Особенной части «Преступления против личности» гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» расположена на первом месте, затем в этом разделе помещены гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» и т.д. По этому дискуссионному вопросу в литературе имеются и другие суждения.

Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступления

В отечественной теории уголовного права многие годы давалась трехчленная классификация объекта преступления — на общий, родовой и непосредственный. В доктрине ее называют классификацией объектов по вертикали. Позднее в науке стали выделять видовой объект преступления.

Общим объектом всех преступлений является вся совокупность общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона. Выделение общего объекта преступления, наряду с родовым, видовым и непосредственным, имеет определенное методологическое и практическое значение, так как познание отдельного и особенного облегчается путем уяснения общих свойств и признаков изучаемых явлений. Выделение общего объекта позволяет глубже познать те конкретные общественные отношения, которым причиняется вред преступным деянием. Общий объект преступления конкретизируется путем установления родового, видового и непосредственного объекта преступного посягательства.

Под родовым объектом понимается совокупность однородных общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона. Родовые объекты преступлений, как уже говорилось, определены в наименованиях разделов VII-XII Особенной части УК.

Видовым объектом преступлений является относительно узкая группа общественных отношений, интересов и ценностей одного вида. По видовым объектам преступных посягательств сформированы главы, определены их наименования в рамках соответствующих разделов Особенной части УК.

Непосредственный объект — это то охраняемое уголовным законом конкретное общественное отношение, которое терпит ушерб в результате совершения определенного преступления. Непосредственные объекты посягательства определяют специфику отдельных преступлений, направленных против одного и того же родового и видового объекта. Такие преступления против жизни и здоровья, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причиняют вред в первом случае праву человека и гражданина па жизнь, а во втором — праву на здоровье.

Иногда преступление посягает не на один, а на два или более объекта. Поэтому в науке уголовного права объекты преступления подразделяются (классифицируются) также и по горизонтали — на основной, дополнительный и факультативный. При краже, совершенной с незаконным проникновением в жилище (ч. 3 ст. 158 УК), основным объектом посягательства является право на имущество конкретного его владельца, а дополнительным — право на неприкосновенность жилища. Поэтому в УК конструируются в подобных случаях составы преступлений с двумя и более объектами.

Под факультативным объектом понимают те общественные отношения и ценности, которые при совершении соответствующего преступления в одних случаях терпят ущерб (им причиняется вред), а в других — им вреда не причиняется. При хулиганстве (ч. 1 ст. 213 УК) основным объектом посягательства является общественный порядок, а факультативным может быть здоровье, честь и достоинство личности, чужое имущество, другие охраняемые законом интересы и ценности. При квалификации содеянного решающее значение принадлежит основному объекту посягательства.

В ходе изложения уже неоднократно употреблялись понятия "объект науки" и "предмет науки" 13, однако при этом не было раскрыто их содержание. Для дальнейшего изложения это необходимо сделать.

Прежде всего следует отметить, что довольно часто понятие "объект науки" и "предмет науки" не разделяют. В этом случае, как правило, под предметом науки понимают часть действительности, которую изучает (исследует) та или иная наука. Нельзя сказать, что такой подход является абсолютно неправильным, однако его не стоит рассматривать как достаточно научный и содержательный. Например, если в рамках этого подхода попытаться определить, что является предметом теории государства и права (далее - ТДП), то ответ будет такой: предметом ТДП государство и право. В определенной степени такой ответ правильный, но поскольку государство и право так или иначе фактически изучается всеми социально-гуманитарными науками (и не только ими), то такое определение предмета ТДП нам ничего не дает.

Конечно, в названии каждой науки в определенной степени обычно присутствует указание (скорее, намек) на то, что является ее предметом, но:

а) не всегда эта связь (связь между названием науки и ее предметом) очевиден и прямо коррелирующие;

б) название науки всегда историческая в том смысле, что она вводится на определенном этапе формирования (выделения) науки в системе научного поля. Поэтому иногда название науки может быть никак не связана с объектом (предметом) ее исследования. В качестве примера приведем термин "метафизика", которым до сих пор иногда называют философию (ее отдельную отрасль). Сам термин можно перевести как "то, что следует за физикой". Можно, исходя из такого названия, определить предмет метафизики (в данном случае термин "метафизика" используется как синоним понятия "философия")? Вряд ли.

Еще более неточным является представление о том, что предмет науки это "определенный круг закономерностей, изучаемых любой сфере человеческой деятельности" 15. Даже если допустить, что эти закономерности существуют, то прежде чем их исследовать наука сначала должна установить их. При этом важно учитывать следующее: процесс установления упомянутых закономерностей и составляет основной массив научной деятельности как во временном, так и в интеллектуально-энергетическом плане.

Поэтому поскольку, как уже отмечалось выше, многие науки изучают одни и те же явления, феномены и т. П. (Указано в основном касается социально-политических и юридических наук), то отсюда всегда возникает вопрос о том, как выделить предмет исследования одной науки от предмета исследования другой в том случае, если круг явлений (феноменов и т. п.), которые изучаются этой наукой совпадают или близки.

Именно для решения проблемы научно обоснованного и четкого разграничения наук в контексте частичного или полного совпадения явлений, ими исследуются, была осуществлена попытка введения в научный оборот, наряду с понятием "предмет науки", также понятие "объект науки".

Упомянутый подход получил достаточно широкое распространение в юридических науках. Его содержание довольно удачно изложил М. Байтин: "Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяется познания и практическое влияние суб " объектов, людей.

Предмет же - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект исследуемого объекта данной наукой; этот круг наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Любая наука имеет характерный только для нее предмет, которым и определяется самостоятельность, уникальность и особенности той или иной науки, ее отличие от других систем знаний "16. Если добавить к указанному выше, что в таком случае предмет науки понимается как" круг вопросов, которые она изучает "17, и таким образом можно получить полное представление об этом подходе.

Идея использовать понятие "объект науки" в контексте определения предмета конкретной науки стала широко использоваться в юридической литературе в середине 70-х годов XX в. Среди ее сторонников можно назвать В. Тенненбаум, А. Васильева, Ф. Фаткуллин, А. стреловых и др.

Более того, некоторые юристы-ученые в своих трудах игнорируют понятие "объект науки", в частности такие ученые, как: стоит абсолютизировать, как это делают некоторые ученые, например, А. Сурилов.

Учитывая это по подхода, рассматривается, есть свои "плюсы", но ему присущи и определенные "минусы". Можно назвать такие методологические (не говоря о других) недалеко использования понятия "объект науки" при определении предмета той или иной науки, как: считая, что объектом (а соответственно, и предметом) науки есть элементы объективной реальности, возникает вопрос: а что делать в случае, если наука исследует феномены, которые не являются ли (извините за тавтологию) явлениями по своей сути, нельзя однозначно утверждать, что исследуемое вообще существует. Например, теология - наука о Боге и Его промысел. Можем ли мы утверждать, что Бог - элемент объективной реальности? Или, например, наиболее распространена точка зрения о предмете ТДП заключается в том, что ТДП изучает

общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, но ответ на вопрос о самой наличие закономерностей как таковых неочевидна, как это может показаться на первый взгляд;

Во многих случаях, особенно на этапе становления (формирования, отделения) конкретной науки, определить разницу между объектом и предметом науки бывает очень проблематично, а иногда и нецелесообразно. Здесь следует учитывать, что проблема определения предмета конкретной науки становится актуальной на заключительном этапе ее выделения в рамках научного поля - когда ее наличие в структуре знания вызывает определенный конфликт, как правило, со смежными науками. Попытки более или менее четко определить свой предмет свидетельствует о достаточно высоком уровне развития той или иной науки и о том, что она уже достигла определенного уровня зрелости;

В отдельных случаях использование понятия "объект науки" в контексте определения предмета науки не позволяет разграничить некоторые науки. Особенно наглядно это проявляется в юридических науках. Например, в чем разница между объектами хозяйственного и гражданского права?! Здесь вызывает определенные сомнения правильность уже приведенной выше тезисы М. Байтина о том, что "каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но не совпадают".

На основании изложенного заметим, что для выделения наук в отдельных случаях приемлемо использовать понятие "объект науки" и "предмет науки", поскольку это позволяет достичь ожидаемого эффекта. Однако так бывает не всегда. В некоторых случаях этот подход нецелесообразен, поскольку с его помощью можно решить поставленную задачу. Поэтому абсолютизировать такой подход (как это делает А. Сурилов) вряд ли правильно. К тому же стоит отметить, что в случаях, когда речь идет не о разграничении наук между собой, использование терминов "объект науки" и "предмет науки" вряд ли целесообразно.

Рассматривая вопрос о предмете отдельной науки, следует иметь в виду, что наука в целом и ее отрасли изучают то, что сами определяют как свой предмет (объект). Это в свою очередь связано с осуществлением соответствующих логических и теоретических операций, составляющих процесс выделения предмета (объекта) исследования. Причем подчеркнем, что "выделить, то есть исследовать можно лишь то, что поддается теоретическому анализу исторически данными средствами познания". Иначе говоря, сам предмет (объект) науки - явление, обусловленное историческим этапом развития науки, который с количественной стороны характеризуется накопленным эмпирическим материалом, а с качественной - совокупностью и степенью разработанности теоретических обобщений (теорий, гипотез, концепций и т. Д.) и уровнем развития методологии. А это в свою очередь имманентно уровню интеллектуально-культурного развития того или иного сообщества в частности, цивилизации) на конкретном этапе ее существования. Ядерная физика, как самостоятельная наука, вряд ли могла бы появиться в средневековой Европе или африканских пигмеев сейчас.

Как уже отмечалось, процедура выделения конкретной науки в системе научного знания по своей природе носит субъективный характер. В то же время и в этой процедуре мы встречаемся с саморепрезентации (самоопределением) субъектом познания предмета (объекта), который он исследует в контексте доступной ему (субъекту познания) информации, накопленной в обществе об этом предмете (объект). С этой точки зрения, при осуществлении выделения прежде всего субъект познания, исходит из своих представлений о:

Место и значение той или иной науки в системе устоявшихся научных координат-классификаторе в, которые сформировали существующий на момент распределения отраслевое разделение знаний;

Цели исследования, во многом определяет угол зрения на предмет (объект) исследования. В то же время в процессе выделения определенного

научного знания, как отдельной самостоятельной отрасли науки, имеем дело с екстрадефинитациею (от лат. extra - внешнее, definire - определять), то есть внешней оценкой позиции субъекта познания относительно определения последнее предмета науки, дается субъектами, которым адресована эта позиция (научное сообщество, ученые-коллеги, слушатели и т. д.). При этом екстрадефинитация в большей степени, чем же презентация, зависит от существующих стереотипов, которые циркулируют в научном сообществе.

В внутренне противоречивом единстве формирующих систему отношений, которые складываются между социальными субъектами, с одной стороны, в ходе екстрадефинитации, а с другой, во внутреннем восприятии субъектом познания окружающего мира, как объекта исследования, находит свое выражение в само-презентации, и заложена причина конфликта, который имеет место в науке в процессе возникновения и формирования новых отдельных научных отраслей.

Несмотря на то, что само-репрезентация и екстрадефинитация имеют разное происхождение, они близки по своей субъективной природой, то есть они являются выражением представлений тех или иных субъектов познания на место и степень обособленности какой области исследовательской деятельности в общей (совокупной) системе знания.

Таким образом, предмет (объект) отдельно взятой науки формируется под влиянием как объективных, так и субъективных факторов (где объективное присутствует в осознании наличия внешнего субъекте познания, а субъективное - в само репрезентации и екстрадефинитации, которые происходят в научной среде). При этом введение и / или существование конкретной науки в системе оборота научного знания, как определенной относительно самостоятельной и обособленной части научного поля, зависит от того, признает или нет научное сообщество факт ее существования, то есть зависит от того, получает или нет же-презентация подтверждения (одобрения) в ходе екстрадефинитации.

Кроме того, при исследовании вопроса разграничения наук в контексте проблемы их предмета исследования важно учитывать, что:

Вряд ли можно провести четкую границу между различными науками, особенно социально-политического и правового блока. Поэтому правильной является точка зрения Д. Керимова, который считает, что "невозможно провести абсолютную разграничительную линию между предметами общественных наук, поскольку сами общественные явления и процессы органично связаны между собой, взаимодействуют и взаимопроникают в процессе своего развития". Стоит также признать, что "это утверждение не означает, что исключается возможность определения предмета той или иной науки. Отграничение предмета одной науки от другой должна идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и за аспектами, уровнями и целями исследования в случаях совпадения их объектов ";

В ходе исследования того или иного явления (события, факта и т.п.) с практической точки зрения, не имеет значения до объекта (предмета) какой именно конкретной науки в рамках структуризации научного поля принято его относить. В своей исследовательской деятельности субъект познания не должен обращать внимание на условные границы в едином теле науки. Более того, современное развитие науки требует от ученого (исследователя и т.п.), чтобы он выходил за рамки существующих стереотипов, привлекал в свою научную построение неограниченный круг теорий, гипотез, категорий и т.п., независимо от того, в какой науке они возникли, сформировались и распространились. Субъект познания должен смотреть на исследуемую проблему, как правило, широко, разносторонне и системно. Возможно, понимая это, В. Вернадский еще в 1938 писал, что "рост научного знания в XX в. Быстро разрушает границы между отдельными науками. Мы [ученые -AM] все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, максимально углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со стороны всех точек зрения ";

Предмет любой науки носит исторический характер, то есть непосредственно связанным с этапом, на котором находится в конкретный момент времени научное знание в целом и, собственно, его отдельная часть. Трудно не согласиться с Л. Спиридоновым, который пишет, что "сам предмет науки исторический. Он меняется по мере вовлечения в сферу познания все новых и новых качеств и явлений государственной и правовой действительности и исключение из нее всего того, что оказывается призраками, ошибками. Не случайно ученые определяют предмет как выделенную часть объекта изучения: выделить, то есть привлечь в исследования, можно только то, что поддается теоретическому анализу исторически данными средствами познания ";

Необходимость разграничения наук между собой во многом вызвана проблемой передачи научного знания (в том числе необходимостью создания оптимальной и эффективной системы образования). Особо следует подчеркнуть, что независимо от того, хотим мы того или нет, процесс обучения требует определенной догматизации положений, содержащихся в отдельных науках, включая положения, касающиеся разграничения научных дисциплин между собой. Учитывая все вышеизложенное, предоставим такое

определение объекта и предмета отдельной науки:

Объект науки - выделена субъектом познания часть явленного мира, на которую направлено научное познание в рамках конкретной науки;

Предмет науки - круг вопросов, касающихся объекта науки, исследуемого конкретной наукой, непосредственно и целенаправленно изучаются ней (наукой) с четким определением задач и угла зрения такого изучения. Иначе говоря, предмет науки - представление соответствующих субъектов познания о выделенной ими часть явленного мира, изучается (должна изучаться) этой наукой непосредственно и целенаправленно с четким пониманием целей и угла зрения такого изучения.

Предполагая, что основным направлением критики приведенных определений является то, что объект и предмет науки в рамках подобного понимания приобретают субъективного характера, необходимо отметить:

Мы понимаем и сознательно даем именно такие определения объекта и предмета отдельной науки;

Желаем мы того или нет, субъективные стороны объекта и предмета отдельной науки фактически (прямо или косвенно) признает большинство ученых;

Поскольку научная деятельность по своей природе является рефлексивно-познавательной деятельностью социальных субъектов, нет ничего невероятного и неожиданного в том, что эта деятельность имеет субъективную окраску и носит субъективный характер;

В третьем тысячелетии, пожалуй, стоит прекратить пугаться субъективности нашего знания и нашего представления об истинности, ведь все больше и больше данных свидетельствует о значении, роль и место не только сознательного, но и подсознательного (в том числе коллективного), суб " ектного фактора в нашем представлении о мире, о нашем влияние на него и т. п. Особо следует отметить, что понимание

субъективного характера определения предмета отдельной науки дает возможность решить проблему разделения научного поля на отдельные отрасли при сохранении четкого понимания единства научного знания. А это, в свою очередь, позволяет

В полном объеме понять исторический характер предмета отдельной науки;

Решить большое количество теоретических и практических конфликтов, которые возникают между представителями разных наук при разграничении на отдельные науки;

Обосновать и показать условность и вспомогательный характер выделения отдельных наук из общего массива научных знаний;

Решить проблему абсолютизации разделения науки на отрасли;

Более четко определить характер, место и значение критериев, с помощью которых происходит классификация науки на отрасли.

Объект преступления - это те общественные отношения, на которые направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным от преступных посягательств.

В Общей части уголовного закона (ст. 2 УК РФ) дается обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны. К ним относятся:

  • права и свободы человека и ;
  • собственность;
  • общественный порядок и общественная безопасность;
  • окружающая среда;
  • конституционный строй Российской Федерации;
  • мир и безопасность человечества.

Этот обобщенный перечень конкретизируется в Особенной части уголовного закона, прежде всего - в названиях разделов и глав Уголовного кодекса, поскольку Особенная часть УК построена по признаку именно родового объекта преступления. Здесь указываются конкретные охраняемые уголовным законом права и свободы человека и гражданина (жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство , половая неприкосновенность и половая свобода, конституционные права и свободы граждан и др.), а также важнейшие общественные и государственные интересы, которым причиняется или может быть причинен существенный вред в результате преступных посягательств (собственность, экономические интересы общества и государства, здоровье населения и общественная нравственность, государственная власть и интересы государственной службы, интересы правосудия, порядок управления, порядок несения военной службы и др.).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Понятие объекта преступления тесно связано с сущностью и понятием преступного деяния, его признаками и, прежде всего, основным материальным (социальным) признаком преступления - общественной опасностью. Преступным может быть признано только то, что причиняет или может причинить существенный вред какому-либо социально значимому благу, интересу, т.е. то, что с точки зрения общества является социально опасным. Если деяние не влечет за собой наступления конкретного ущерба или не несет в себе реальной угрозы причинения вреда какому-либо охраняемому уголовным правом интересу либо этот вред явно малозначителен, такое деяние не может быть признано преступлением. Таким образом, нет преступления без объекта посягательства.

Без объекта преступления нет и состава преступления. Четырехчленная структура состава преступления (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона) требует при квалификации деяния первостепенного установления объекта посягательства - того, чему этим деянием причинен или может быть причинен существенный вред. При отсутствии конкретного адресата посягательства в виде определенной социально значимой ценности, охраняемой уголовным законом, не может идти речь о составе какого-либо преступления.

Понятие объекта преступления самым тесным образом связано и с важнейшим признаком объективной стороны преступления - общественно опасными последствиями. Общественно опасные по следствия - это определенный вред, ущерб, причиняемый или могущий быть причиненным какому-либо социально значимому благу, интересу. Общественно опасные последствия как бы высвечивают, материализуют (в философском понимании этого слова) сущность и специфику конкретного объекта посягательства.

Таким образом, объект преступления - это охраняемые уголовным законом общественные отношения, социально значимые ценности, интересы, блага, на которые посягает лицо, совершающее преступление, и которым в результате совершения преступного деяния причиняется или может быть причинен существенный вред.

Значение объекта преступления в основных чертах сводится к следующему:

  1. Объект преступления - элемент каждого преступного деяния, т.е. любое преступление является таковым только тогда, когда чему-либо (какой-либо социально значимой ценности, интересу, благу, охраняемым уголовным правом) причиняется или может быть причинен существенный вред. Это находит выражение в таком законодательно закрепленном признаке преступления, как общественная опасность.
  2. Объект преступления - обязательный признак состава преступления. Не может быть ни одного конкретного состава преступления (убийство, кража, государственная измена и пр.) без непосредственного объекта посягательства.
  3. Объект преступления имеет принципиальное значение для кодификации уголовного законодательства. По признаку родового объекта преступления строится Особенная часть Уголовного кодекса РФ. Безусловно, это наиболее логичный и практически значимый критерий классификации и систематизации уголовно-правовых норм, рубрикации разделов и глав УК.
  4. Правильное установление объекта преступления позволяет отграничить преступление от других правонарушений и аморальных проступков. Кроме того, при явной малозначительности реального или возможного вреда какому-либо благу, даже охраняемому уголовным правом, не может идти речь о преступлении (ч. 2 ст. 14 УК - малозначительное деяние), так как объект не претерпевает того ущерба, который предполагается от преступления.
  5. Объект преступления позволяет определить характер и степень общественной опасности преступного деяния, т.е. какому именно социально значимому благу, охраняемому уголовным законом, и в какой степени (насколько серьезно) причинен или мог быть причинен вред.
  6. Объект преступления имеет важное, а иногда и решающее, значение для правильной квалификации деяния и отграничения одного преступления от другого.

Виды объектов преступления

Российское уголовное право различает виды объектов преступления, условно говоря, "по вертикали" и "по горизонтали".
Первая классификация традиционно выделяет общий, родовой (его иногда называют специальным) и непосредственный объекты преступления. Они соотносятся между собой подобно философским категориям "общее", "особенное" и "единичное" ("отдельное").

Виды объектов преступления "по вертикали"

Общий объект - это объект всех и каждого преступлений. Это совокупность всех социально значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых уголовным правом от преступных посягательств. Общий объект преступления, как отмечалось, в обобщенном виде представлен в ст. 2 УК РФ - права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Общий объект - это целое, на какую-либо часть которого посягает каждое преступление. Общий объект преступления дает целостное представление о тех благах, интересах, ценностях, которые современное общество и государство считают настолько социально значимыми, что предусматривают уголовную ответственность в случае причинения или возможности причинения им существенного вреда.

Родовой объект преступления - это объект группы однородных преступлений, часть общего объекта. Это та или иная область, сфера социально значимых ценностей, интересов, благ. Представление о родовых объектах преступлений дает рубрикация Особенной части УК по разделам и главам , поскольку именно родовой объект преступления положен в основу кодификации и классификации норм Особенной части. Этим в первую очередь определяется его принципиальная значимость. К родовым объектам преступлений относятся, например, личность, собственность, общественная безопасность, порядок управления, интересы правосудия, интересы и порядок военной службы и др. Родовой объект преступления имеет значение и для квалификации преступлений - он позволяет определить, какой именно группе, сфере однородных интересов причинен или может быть причинен ущерб в результате совершения преступного деяния (так, например, совершением взрыва может сопровождаться и диверсия, и терроризм, и убийство общеопасным способом, и даже разбойное нападение. Необходимо определить, на что по существу, на какую сферу социальных интересов направлено посягательство).

Видовой объект можно обозначить как подгруппу близких, сходных социальных благ, входящую в более широкую группу однородных, однопорядковых ценностей. Видовой объект - это объект вида (подгруппы) очень близких по характеру преступлений. Так, если родовым объектом большой группы преступлений является личность (раздел VII Особенной части УК), то видовыми объектами можно считать жизнь и здоровье (глава 16), свободу, честь и достоинство личности (глава 17), половую неприкосновенность и половую свободу личности (глава 18) и т.д. Таким образом, видовой объект - это дополнительное звено в структуре объектов преступления по вертикали. В некоторых случаях он может отсутствовать, совпадая с родовым (в частности, тогда, когда раздел Особенной части состоит всего из одной главы, например, разд. XI и гл. 33 - преступления против военной службы).

Непосредственный объект преступления - это объект отдельного конкретного преступления, часть родового объекта.
Непосредственный объект является обязательным признаком каждого состава преступления. Это какое-либо конкретное благо, на которое непосредственно направлено посягательство. Так, в преступлениях против личности непосредственными объектами. могут выступать жизнь (например, при совершении убийства), здоровье (например, при причинении различной степени тяжести вреда здоровью), личная свобода (например, при похищении человека), честь и достоинство личности (например, при оскорблении) и др. Непосредственный объект преступления имеет важное практическое значение для квалификации деяния.

Виды объектов преступления "по горизонтали"

Существуют также разновидности объектов преступления "по горизонтали". Это относится главным образом к непосредственному объекту. Бывают преступления, которые посягают одновременно на два непосредственных объекта - так называемые двуобъектные преступления (например, при разбое посягательство осуществляется одновременно и на собственность, и на личность). В таких случаях обычно различают:

  • основной, или главный, объект преступления;
  • дополнительный объект преступления (обязательный или факультативный).

Разграничение это проводится не по степени значимости объекта, а по его связи с родовым объектом преступлений данной группы . Так, в приведенном примере разбой - преступление против собственности, этим определяется и его расположение в системе Особенной части УК (гл. 21 разд. VIII), а потому именно собственность будет выступать здесь основным объектом, а личность (жизнь или здоровье) - дополнительным.

Дополнительный объект может быть как необходимым (обязательным), так и факультативным. В том же составе разбоя жизнь или здоровье - всегда необходимый дополнительный объект преступления, поскольку без посягательства на личность не может быть разбойного нападения. Однако бывают случаи, когда дополнительный объект преступления указан в законе в альтернативной форме. Например, при загрязнении вод (ст. 250 УК РФ) существенный вред может быть причинен помимо самих водных источников также животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Каждый из этих дополнительных объектов преступления является факультативным, так как в конкретном случае совершения данного преступления ущерб может быть нанесен только чему-либо одному из перечисленного.

2.5

В соответствии со ст.346.26 гл.26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п.2 данной статьи Кодекса, в том числе и в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, а также услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м.
К объектам организации торговли относятся объекты стационарной торговой сети, имеющие торговый зал (магазины, павильоны), объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала (киоски, крытые рынки, ярмарки, торговые центры, торговые комплексы и иные специально оборудованные для ведения торговли здания и сооружения), а также объекты нестационарной торговой сети (автолавки, палатки, автоцистерны, автоприцепы, лотки (в том числе защищенные от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми любыми материалами), расположенные вне объектов стационарной торговой сети и т.п.).
В соответствии с п.2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707 (в редакции Приказа МНС России от 03.04.2003 N БГ-3-22/164), к услугам общественного питания относятся услуги питания ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, а также предприятий общественного питания иных типов, имеющих зал обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. м, а также услуги по организации досуга, оказываемые указанными предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
Исходя из этого объектами организации общественного питания являются все вышеперечисленные предприятия общественного питания.
В целях применения единого налога на вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным документам, определяющим тот или иной объект организации торговли (общественного питания), относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект организации торговли (общественного питания) документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право торговли на открытой площадке и т.п.).
А.Н.Мельниченко
Государственный советник
налоговой службы РФ I ранга
03.11.2003
"Интернет-сайт МНС России", 2003

Рассказать друзьям