Библия онлайн. Второе соборное послание святого апостола петра Сомнения нашего времени

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наставления о духовном возрастании христиан (1–3). О духовном устроении христианского общества вообще (4–10). О добродетельной жизни (11–12). О покорности властям (13–17). О повиновении слуг господам (18–20).

1Пет.2:1. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,

1Пет.2:2. как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;

1Пет.2:3. ибо вы вкусили, что благ Господь.

Возрожденные должны отложить всякую злобу (ст. 1. см. Иак 1:21; Еф 4:22; Кол 3:8). Посему Апостол в ст. 1 «немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла» (блаж. Феофил.) – всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием (1Пет.1:22). А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) – со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: «Понеже вкусите», т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:4. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,

1Пет.2:5. и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

Переходя от наставлений отдельным христианам к речи о совершенствовании христианского общества в целом, Апостол представляет христианское общество под образом строящегося здания, дома. И здесь мысль Апостола, естественно первее всего останавливается на краеугольном камне здания христианского общества, или Церкви – Христе Спасителе, Камне Живом (ср. Ин 6:51). Еще св. проповедники Ветхого Завета – св. пророк Исаия (Ис 28:16) и св. псалмопевец (Пс 117:22) предвозвестили всемирное событие – положение Иеговою краеугольного камня на Сионе, верующий в который не постыдится, но неверующие строители отвергнут Его. Это пророчество толкуют о Христе Сам Спаситель (Мф 21:42), Апостол Петр в речи пред Синедрионом (Деян 4:11) и Ап. Павел (Рим 9:33). Ложному суждению неверующих людей об этом камне, отвергших Его, противостоит единственно-истинное суждение Божие о нем, как камне избранном и драгоценном (ст. 5). На этом камне все христиане должны созидаться в духовный дом или храм, в котором они образуют «святое священство», ίεράτευμα άγιov.

Подобно тому как в Ветхом Завете Левиино священство нарочито было избрано Богом для предстояния Богу и принесения Ему жертв за себя и народ (Лев.16, 1; Чис 9:13; Иез 40:46), хотя вместе с тем и весь народ, и отдельные его члены должны были впоследствии составить духовное священство и царство (Исх 19:5–6), так еще в большей степени – в Новом Завете существует священство для совершения таинств, учения и управления в Церкви; но рядом с ним, не упраздняя его, существует всесвященство, духовное священство всех христиан, обязанных приносить Богу духовные жертвы – молитвы и хвалы Богу, самоотвержение, дела любви и милости и другие христианские подвиги (Рим 12:1; Евр 13:15–16; 1 Ин 3:16; Флп 4:18). Апостол как бы так увещает христиан: «Теснее дружитесь между собою через единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень – Христос. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:6. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

1Пет.2:7. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

1Пет.2:8. о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Мысль и наставление христианам о духовном устроении Апостол Петр подтверждает теперь, приводя (не буквально) самые ветхозаветные цитаты: Ис 28:16, 8:14; Пс 117:22–23. Здесь «Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, т. е. язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних и применяя в благочестие бесовское суеверие других» (блаж. Феофил.). В 8 ст. Апостол в духе приведенных ветхозаветных речений говорит о судьбе не верующих слову Божию. «На что они и оставлены: сим не то говорится, будто они определены на то от Бога. Ибо от того, Кто желает, чтобы спаслись все люди (1 Тим 2:4), никак не может быть причины погибели. Но как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо, если человек, как существо разумное, сотворен свободным, и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять того, кто отдает человеку ту именно часть, какую он сам приготовил себе своими делами» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:9. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

1Пет.2:10. некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно краеугольный и драгоценный камень. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, Исх 19:5–6; Втор 7:6, частью из пророков Ос 1:6, 8, 2:23–24, употребляя о христианах выражения: «род избранный», «царственное священство» (ср. Откр 1:6, 5:10), «народ святой», «люди, взятые в удел» – все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни – возвещать совершенства Призвавшего – Бога. «Этому научает Сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Ибо создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель» (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы – «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Ос 2:23), «чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:11. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

1Пет.2:12. и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

«У учителей вера есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный Апостол Петр» (блаж. Феофил.). Ряд нравственных наставлений, показывающих, как христиане могут в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии (ст. 9), начинается общим правилом – удаляться от плотских похотей и проводить добродетельную жизнь, чем христиане лучше всего могли бы смягчить враждебное к себе отношение язычников, бывших склонными к перетолкованию и осуждению и учения, и жизни христиан. «Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

1Пет.2:14. правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,

1Пет.2:15. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -

После общего наставления о добродетели Апостол теперь дает более частные наставления о том, как христианам относиться к некоторым общественным учреждениям, где именно христиане могли показать свои добрые дела пред язычниками. Апостол делает это, вероятно, как с целью опровергнуть злословия и клевету на христиан со стороны язычников (ст. 12, 15), так и для предупреждения самих христиан своею свободою (ст. 16). Апостол внушает христианам быть покорными «всякому человечу созданию», κτίσει, т. е. порядку или установлению общественной жизни. «Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми… Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал: »Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу« (Мф XXIÏ21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; тоже заповедывает теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство приносит ниспровержение жизни (гражданской), будто в нем причина неурядицы и возмущения «Господа ради». Делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же Апостол обещает нам Царство Небесное (1Пет.1:4), и через то приписывает нам великое достоинство. Затем же опять унижает нас, подчиняя мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от самого Господа… Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх того, посрамляет неверных. Ибо, когда они злословят нас, как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то через это более пристыжаются» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:16. как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

1Пет.2:17. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

Предостерегая христиан от разнузданности под прикрытием христианской свободы (ст. 16), Апостол нравственные обязанности христиан в гражданской и общественной жизни выражает в четырех кратких правилах поведения: «всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите» (ст. 17). «Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф 10:28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:18. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.

1Пет.2:19. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

1Пет.2:20. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.

Из наставлений общего характера (ст. 17) Апостол теперь выводит (ст. 18) частное наставление о добросовестном, пред Богом, повиновении рабов христиан своим господам, и не только добрым и кротким, но и суровым. Эта последняя мысль аргументируется далее общим соображением о благоугодности Богу невинных страданий (ст. 19–20).

1Пет.2:21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

«Несравненно ваше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собою ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за собственные грехи, ибо Он греха не сотворил (Ис 53:9), но страдал за нас и за наши грехи» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:22. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

1Пет.2:23. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

1Пет.2:24. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

1Пет.2:25. Ибо вы были, как овцы блуждающие [не имея пастыря], но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

В изображении искупительного подвига Христа Спасителя, явившего в этом подвиге высочайший пример людям – терпения, великодушия и кротости, Апостол частью руководится свободным переложением пророчества Исаии о страждущем Отроке или Рабе Иеговы (Ис 50:6, 53:4, 6, 9), частью же новозаветными свидетельствами об искупительном деле Господа Иисуса Христа. Здесь может быть такое недоумение: «как Апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами глухими, фарисеев – слепыми (Мф 15:14), Иуде говорит: »лучше было бы этому человеку не родиться« (Мф 26:24), и в иной раз: »отраднее будет Содому, нежели городу тому« (Мф 10:15). Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо, если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии… Посему слово Апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно» (блаж. Феофил.). Характерно для языка и миросозерцания Апостола Петра, что искупительную крестную смерть Спасителя он здесь (ст. 24), как и в речах своих в книге Деяний (Деян 5:30, 10:39), называет повешением или вознесением на «древо», το ξύλον, чем оттеняется принятие Христом на Себя, во исполнение слов пророка Моисея (Втор 21:23), лежавшего на людях проклятия греха и смерти (Гал 3:21). Цель искупительной смерти Господа Апостолом указывается с двух ее сторон: ею люди избавились от грехов и получили благодатные силы жить для правды. В ст. 25 Апостол религиозно-нравственное состояние дохристианского человечества, согласно Ис 53, и другим библейским местам – ветхозаветным (Чис 27:17; 3 Цар 22:17; Пс 108:176; Иез 34:5, 11) и новозаветным (Лк 15:4; Мф 9:36; Ин 10:15), изображает, как бедственное состояние духовного блуждания людей, лишенных истинного ведения и чистой нравственности. Соответственно этому, и обращение людей и христианство обозначено у Апостола, как возвращение к Пастырю и Блюстителю (τό Ποιμένα χαι έπίσχοπον) душ наших (ср. Ин 10:1).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Итак, освободитесь от всякой злобы, лжи, лицемерия, зависти и клеветы. Как новорожденные младенцы, стремитесь к чистому, духовному молоку, чтобы, питаясь им, вырасти в вашем спасении, раз вы вкусили, что Господь благ.

Живой храм

Когда вы приходите к Нему, к живому камню, отверженному людьми, но драгоценному, избранному Богом, то пусть из вас самих, как из живых камней, строится духовный дом, чтобы вам быть святым священством и приносить через Иисуса Христа духовные жертвы, приятные Богу.

Ведь в Писании говорится:

«Вот, Я кладу на Сионе

избранный и драгоценный краеугольный Камень.

Верующий в Него

никогда не будет постыжен».

Итак, для вас, верующих, Этот Камень ценен. Но для тех, кто не верит, Он есть

«Камень, Который строители отвергли,

но Который стал краеугольным»

«Камень, о Который споткнутся,

и Скала, из-за Которой они упадут».

Они спотыкаются потому, что не послушны слову. Так для них и было определено.

А вы – род избранный, царственное священство, святой народ, люди, принадлежащие Богу, призванные возвещать о Его великих делах. Он призвал вас из тьмы в Свой чудесный свет. Вы, которые раньше не были народом, теперь стали народом Божьим; раньше не знавшие милости, теперь же помилованные.

Возлюбленные, я умоляю вас как пришельцев и странников, держаться подальше от ваших низменных желаний, которые воюют против вашей души. Живите достойно среди язычников, чтобы те, кто клевещет на вас, называя вас злодеями, увидели бы ваши добрые дела и прославили Бога в День посещения.

Послушание правителям и власти

Ради Господа подчиняйтесь всякой власти, установленной людьми, будь то императору как высшей власти, или наместникам, назначенным им, чтобы наказывать делающих зло и поощрять делающих добро. Бог хочет, чтобы, делая добро, вы прекратили невежественные разговоры глупых людей.

Хоть вы и свободные люди, смотрите, чтобы ваша свобода не стала прикрытием зла, ведь вы – слуги Божьи. Оказывайте всем уважение, любите братство, бойтесь Бога и почитайте императора.

Рабы, подчиняйтесь со всяким уважением своим хозяевам, и причем не только тем, кто добр и снисходителен, но и тем, кто жесток. Это достойно хвалы, если кто-то по совести ради Бога переносит скорби, несправедливо страдая. Ведь если вы терпите, когда вас бьют за проступки, то в чем ваша заслуга? Но если вы страдаете за добро и терпеливо это переносите – вы заслужили одобрение Бога. К этому вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы следовали по Его стопам!

«Он не совершил греха,

и в устах Его не было никакой лжи».

Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями; страдая, Он не угрожал, но доверял Себя Тому, Кто судит справедливо. Он Сам в Своем теле вознес наши грехи на дерево, чтобы мы умерли для греха и жили для праведности. Его ранами вы были исцелены. Ведь вы, как овцы, сбились с пути, но сейчас вы вернулись к вашему Пастырю, Хранителю душ ваших.

a) 2:3: См. Пс. 33:9.

b) 2:6: См. Ис. 28:16.

c) 2:7: См. Пс. 117:22.

d) 2:8: См. Ис. 8:14.

e) 2:9: См. Исх. 19:5-6; Втор. 7:6; 10:15; Ис. 61:6.

f) 2:10: См. Ос. 1:9; 2:23.

g) 2:11: См. Быт. 23:4; 1 Пар. 29:15; Пс. 38:13; Эф. 2:19; Евр. 11:13.

h) 2:22: См. Ис. 53:9.

i) 2:24: Висящий на дереве являл собой знак того, что он проклят Богом (см. Втор. 21:22-23). Иисус взял на Себя наши грехи, будучи распятым на деревянном кресте, был проклят за нас и освободил нас от тяжести Закона и его наказания. (См. Гал. 3:13).

j) 2:24-25: См. Ис. 53:4-6, 12.

. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Итак, говорит, «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» . Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, – в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы, «ибо таковых , – сказал Господь, – есть Царствие Божие» (). И, питаясь бесхитростным учением, растите в «меру полного возраста Христова» (); «Ибо вы вкусили» , то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень – Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, «чистые руки без гнева и сомнения» (); как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

. о который они претыкаются, не покоряясь слову,

Ранами Его вы исцелились.

. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр - Митродора, Мина - Минодора, Февда - Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: мир вам (Ин.20:19 , Ин.20:21 , Ин.20:26 , Лк.24:36). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам ангела мирна , и священник от святого жертвенника подает народу мир ; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам своим, чтобы они при входе в домы прежде всего подавали мир (Мф.10:12 , Лк.10:5).


Связь такая: вам, которые в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего, приняли с нами равно драгоценную веру, по правде Бога нашего, благодать и мир да умножатся.


Связь такая: да умножатся вам благодать и мир, так как все, потребное для жизни и благочестия, в познании Бога и Господа нашего Иисуса, Его божественною силою, этою благодатию, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божеского естества. Иначе. Изложение растянуто, но мысль такая: силою Христовою получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божеского естества и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь. Причастниками же Божеского естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, который начаток нашего естества соединил в самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято. Следствие мирской похоти называет растлением потому, что она слагается и вращается около предметов растленных.


Связь такая: чтобы вы, освободившись от мирского растления, совершающегося в плотской похоти, сделались причастниками Божеского естества; ибо отбегше значит то же, что освободившись .


И в самое же сие, тщание все привнесше, подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь.


Показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, т. е. дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак.2:26), вера мертва. Далее разум. Какой же разум? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. За сим воздержание . Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собою дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно привзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие, а к всему этому любовь, которую апостол Павел почитает полнотою всех благ (Кол.3:14) и которая такова есть на самом деле. Ибо любовь явила силу свою и над Сыном Божиим и над Отцом Его: Отца расположила отдать Возлюбленного своего (1Ин.3:16), а Сына пролить кровь свою за нас (Ин.3:16).


Что_сия? Вера, добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь, которые должны не только быть, но и умножаться. Ибо если полезно приобретение их, то гораздо полезнее приумножение. Какая же польза от них? Та, что имеющий их безопасен во второе пришествие Господа. Ибо кто не имеет их, с тем последует слепота, когда Судия придет во славе и облистает как солнце; если же зрение и уцелеет как-нибудь, то оно не сможет безвредно смотреть на безмерный блеск, ибо чрезмерный блеск света обыкновенно потемняет слабый глаз, смотрящий на него.


Слеп есть, мжай (μυωταζων) значит закрыл глаза. Выражение сие взято с мышей (μυοιν), которые под землею постоянно остаются в слепоте. Изречение апостола Петра подобно сказанному блаженным Иаковом, именно: кто слушает слово, и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале (Иак.1:23). Ибо узнав, что чрез очищение святым крещением он омыт от множества грехов, он должен знать, что вместе с очищением он получил и святость, должен бодрствовать, чтобы таким образом сохранить то освящение, без которого никто не увидит Господа; а он забыл. Посему, говорит, братия мои, более и более старайтесь показывать постоянным ваше звание и избрание, т. е. то огласительное учение, которое вы слышали при вашем избрании, и быть неукоризненными в звании, чтобы не быть вам осужденными в забвении дара Божия, но пребыть твердыми в вашем звании.


Сия творяще. Что же сия? Вышесказанное, именно: добродетель, знание и прочее. Примечай, как прежде апостол хотел и побудить страхом - пришествием Судии, а теперь убеждает обещанием благ - входом в вечное царство Божие.


Аще и ведите, и утверждени есте в настоящей истине. Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием: ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне.


Чтобы при постоянном напоминании об одном и том же не подумали, будто их осуждают в праздности, и не опечалились, апостол прибавил: хотя вы знаете и утверждены в настоящей истине . А в объяснение причины постоянного напоминания прибавил то, что он знает, что скоро последует разрешение его от тела сего.


Некоторые понимают это с такою перестановкою слов: буду стараться и после моего отшествия иметь вас всегда , т. е. каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводят мысль, что святые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость сего каждодневно усматривают те, которые призывают божественную благодать святых. Так понимают одни; но другие понимают иначе. Последние читают и понимают сей стих просто: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, т. е. мы непрерывно повторяем вам одно и то же для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы чрез постоянное и неизменное усвоение сего избавились от обвинения в непослушании и незнании, но и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно.


Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческою мудростию в отношении к вам, и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотою и поэмами, а еретики - вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение словом необработанным, как и Павел говорит коринфянам (1Кор.2:4 -13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то по сему самому и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, т. е. предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно.


Причастие приемь поставлено вместо глагола в изъявительном наклонении: принял . Ибо далее нет глагола в изъявительном наклонении, соответствующего причастию, как требуется правилами словосочетания; и если приемь непременно удержать здесь в причастии, то речь будет погрешать против синтаксиса, между тем как если причастие приемь заменим изъявительным наклонением принял, речь будет последовательна: ибо Он принял славу от Бога Отца.


Не потому, что есть какое-либо пророчество о сошедшем с неба гласе Отца, но потому, что из этого гласа Отца с неба, засвидетельствовавшего сыновство (Иисуса Христа), мы убедились, что все открытое чрез пророков непререкаемо относится к Тому, о ком свидетельствует Отец. А свидетельство Отца о сыновстве Господа нашего Иисуса Христа мы знаем троекратно: одно - при крещении (Мф.3:17), другое - пред страданиями, когда сказано: и прославил, и еще прославлю (). Апостол объясняет, почему пророки не истолковывали своих изречений, и вместе показывает отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается и у еретиков. Всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Это значит: пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения его не делали. Что пророки, во время действия на них Духа Божия, сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божьего, видно из того, что они подчинялись добровольно, и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило. Святые пророки, хотя знали, но не имели нужды изъяснять свои предсказания, как потому, что они служили другим, именно нам, так вместе и для того, чтобы пришествие Господа было сокрыто и не подвергалось наветам от нечестивых. Наветов оно могло бы избежать силою Господнею; но, вероятно, дело совершившегося вочеловечения показалось бы призрачным, если бы несколько раз такое избежание было способом необыкновенным. Что это истинно, видно из примера новозаветных пророков, которые пророчествовали и объясняли сами себя, хотя не все. Ибо ничего такого нельзя опасаться в новом завете. А что пророки прорицали не в исступлении, видно и из следующего. Пророки ветхого и нового завета пророчествовали одним Духом. А апостол Павел говорит: если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1Кор.14:30). Отселе ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии. Посему, когда вставал другой вдохновенный, прежде говорившему повелевалось молчать, чего никто не найдет в беснующихся. Ибо как будет молчать тот, кто сам не знает, что делает? Что в пророках действует Дух Святый, об этом говорит тот же апостол Павел: одному дается Духом слово мудрости, иному пророчество (1Кор.12:8 -10).


2:1,2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;
Пётр предлагает отложить новоявленным христианам всякую злобу, коварство, зависть, злословие - некрасивые качества, нечего сказать. Значит, они могли иметь место у тех, к кому обращался Пётр, иначе он не просил бы их отложить всё это.

Христианин словно заново рождается, принимая решение следовать за Христом, но для спасения необходимо возрасти - младенцам спастись сложно, они уязвимы для стрел лукавого. Потому Пётр просит их, рождённых заново, полюбить питание словом Божьим – именно от этого духовного молока ВОЗМОЖНО ВОЗРАСТИ ВО СПАСЕНИЕ , избавившись от набора низменных качеств, перечисленных вначале, и окрепнуть до способности отражать стрелы лукавого.
Почему новорожденным быть хорошо? Новорожденные дети любят только материнское молоко и не принимают никакой другой пищи. Новорожденные ещё не развратились всякой «взрослой» вредной едой типа «чипсов», «пепси-кол» или «фастфудов» философии этого мира и мудрствования многоликих духовных учителей. Поэтому - и находят пока ещё удовольствие в чистом молоке Божьего слова.

2:3 ибо вы вкусили, что благ Господь
Вкусили ,. Так как каждый христианин 1 века ощутил на себе положительное воздействие святого духа из личного ОПЫТА – то ему не составляло труда согласиться с рекомендациями Петра.
Если вкусил добро, к примеру, от езды в автомобиле, то легко понять того, кто советует ездить в авто вместо того, чтобы бить ноги по пыльным дорогам: и быстро, и удобно, и чисто, и комфортно.

2:4-6 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
Иисус является краеугольным драгоценным камнем Бога, положенным в основание нового духовного храма Иеговы взамен бывшему буквальному храму в Иерусалиме. Этот камень отвергли руководители народа Бога, однако христиане, зная, что основание духовному храму – Христос, должны потрудиться над тем, чтобы и самим стать такими же драгоценными «камнями», из которых бы строился живой дом Иеговы.

Ведь одного фундамента для дома - недостаточно. Нужны ещё кирпичи, много кирпичей. Верующему в то, что Иисус – основа духовного храма Бога - никогда за это стыдно не будет, он не разочаруется в том, что идёт по следам Христа и становится тем самым кирпичом, который пригоден для строительства живого Дома Божьего, состоящего из последователей Христа, способных возрасти духовно до состояния святости (помазанного "священства")

У Баркли интересное замечание: "Христианин подобен живому камню, а Церковь подобна живому зданию, в которое он встроен (ст. 5) Параллель очевидна. Один кирпич, сам по себе, бесполезен. Но встроенный в здание он становится полезным" .

Ещё момент: когда строится здание, то каждый отвечает за свой участок работы, никто из «соседей» - не бегает и не контролирует другого. Но если кто халатно отнесется к своему участку «работы», то может подвести всех и подставить под удар всё здание.
Так и мы, не сами по себе «встраиваемся» в Дом Божий, но несём ответственность не только перед Богом, но и перед теми, кто строит вместе с нами.

2:7,8 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
Иисус - драгоценность только для верующих, для неверующих - это камень, о который только можно споткнуться, и больше – пользы от него - никакой. И неверующие таки спотыкаются на Христе, не веря в то, что именно он – и есть тот посланник, которого обещал послать Иегова через слово Своё ещё с древних времён

Иудеи, например, до сих пор ждут Мессию, которого можно было бы положить в «край угла», ибо Христа они достойным не признали.
Да и те из язычников, кто не уверовал во Христа, остается без начального камня, без основы, на которой можно было бы строить себя как личность, достойную вечности Бога. Ибо нет другого имени под солнцем, которым возможно было бы спастись грешному потомку Адама (стать достойным нового миропорядка).

2:9,10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
Из-за разных переводов выражения "царственное священство" (священство Царя, царское священство и т.д.) слова Петра нелегко понять, если не рассматривать их в контексте замысла Творца. Изначально Бог объявил о создании царства священников и народа святого - для Израиля по плоти:
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх.19:6)

То есть, по замыслу Бога Израиль должен был стать сообществом народа Бога, в котором умелое руководство помазанного священства сформировало бы весь остальной народ до состояния святости (сделало бы его святым, Мал.2:5-7).

Однако, поскольку Израиль из ВЗ не стал царством священников и народом святым, то Всевышний передал эту роль христианам: отныне, после освящения единократно принесённой жертвой Христа - все народы, кто принимает жертву Христа и следует за ним, в глазах Бога являются царством священников и народом святым - христианским собранием, в котором есть новое помазанное священство и народ святой (помазанники организовывают обучение слову Богу, а остальные христиане распространяют слово Бога дальше, 2Тим.2:2).
Поэтому все вместе они и избраны Богом, чтобы возвещать Его славу по всей Земле , что должны были бы делать и израильтяне по плоти, Второз.4:5-8
.

В этом месте слова Петра должны были бы звучать так и взяты цитатой:
9 Но вы - "род избранный, царство священства и народа святого ", люди, взятые в удел Иеговы, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
То есть, апостол Пётр, по сути, процитировал здесь слова, сказанные Моисею, и объяснил, что теперь эта функция, с которой не справился Израиль по плоти, переходит к христианскому собранию, куда входят и язычники (ранее, в В.З., язычники были непомилованные - они не входили в общество Господне, Де.10:28):
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы

Христиане - это особый удел, избираемый Богом из всех народов Земли, благодаря искуплению Христа: все, кто желает идти по следам Его сына, попадают в Его особый удел или особое достояние Всевышнего, которому поручено прославить Его и Его деяния на Земле через христианское служение. Если в В.З. священное служение с жертвоприношениями и приближением к Богу приносили только священники, то отныне приближаться к Богу и приносить Ему духовные жертвы (плод уст, Евр.13:15; Иак.4:8) разрешается всем христианам любой национальности, как помазанникам, так и нет (например, Аполлос не был помазанником, зная только крещение Иоанна, но жертву уст приносил Богу активно, Де.18:24,25; 10:35).

Каждый христианин имеет возможность "строить" себя самого в живой храм Иеговы (выше контекст, 1Петра 2:5) - стать носителями святого духа, то есть - помазанниками. Всем дана возможность духовно расти и вырастать в будущих соправителей Христа (в 1 веке это сделано чудом свыше в помощь новому собранию и для возможности без обучения благовествовать на разных языках).

Значение слова "царское , царственное", по Стронгу 934 , в подстрочнике Винокурова обозначено словом βασίλειον, (подстр. Винокурова есть и в составе Септуагинты , номер слова 93 3, форма - существительное) .
А в Синод. Библии показано слово βασίλειοs , форма - прилагательное 934 , возможно, из-за этого и трудности перевода (c р. "царский " 937 βασίλιk οs из Иак.2:8)

Слово βασίλειον подстр. Винокурова означает не только царственный , но и царство (применяется в текстах в 1Прлп.28:4; 3Цар.14:8; Прит.18:19).

Итого по значению текста: исследование значения слова "царственное" (Син.), а также контекст Писания о замысле Всевышнего показывает, что апостол Пётр цитировал слова из Исх.19:6 о намерениях Бога иметь народ, избранный из всех народов в особый удел или Его особое достояние, чтобы он мог прославить Его благовествованием. Это - все христиане, как помазанники, так и нет, освящённые кровью Иисуса (Евр.13:12).
Новый народ Божий избран и призван не только к спасению, но и к служению - нести радостное свидетельство о великих делах Божиих всему миру.

2:11,12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
Снова Пётр напоминает о том, что христианин не должен окапываться в этом мире по-взрослому, погружаясь в мирскую жизнь - с головой. Путешественник никогда не обустраивается основательно, нигде надолго не задерживается и ни к чему сильно не привязывается. Потому ему легче избежать плотских похотей – просто некогда думать о том, что сверх необходимых потребностей для выживания. И жизнь добродетельную легче вести - путешествующему по жизни века сего, а не живущему веком этим (в отличие от любящих этот мир язычников, которых белые христианские вороны - раздражают)

От того, как мы живем и поступаем - неверующие судят о нашем Боге. И либо прославляют Его, видя отличие между чтущими Бога и не чтущими Его. Либо не видят отличия. Либо и того хуже: считают, что называющие себя «христианами» поступают ещё недостойнее, чем они.
Так что своими делами мы способствуем либо тому, чтобы имя Божие прославлялось, либо тому, чтобы хулилось.Однако добрые дела христианина могут со временем обратить и язычников к Богу. Это и означает, что они прославят Бога в ДЕНЬ ПОСЕЩЕНИЯ в том смысле, что Бог как бы и их посетил, если уж они к Нему обратились.

Думаем, не о втором пришествии в этих текстах речь (день посещения ), так как далеко не всем язычникам выпадет счастье до второго пришествия дожить, чтобы вспомнить добрые дела попадавшихся им христиан и опомниться.

У Лопухина - похоже: "Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога " (блаж. Феофил.). Для язычников "день посещения" Иисуса Христа будет временем, когда они изберут путь Божий, глядя на образ жизни христиан и пожелав вести такой же.

2:13-15 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -
15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -
Подчинение начальству – не означает посягательства на свободу личности, а всего лишь означает нежелание нижестоящих - разрушить мир и порядок в обществе, организованный системой распределения ответственности между людьми.

Христианин понимает, что любое общество должно иметь организационную структуру подчинения, а берущие на себя руководство – труженики над поддержанием общественного порядка.

В поддержании общественного порядка можно быть помощником, а можно быть вредителем. Так вот, Бог не хочет хаоса. И вредителей порядку – Он одобрять не станет.
Более того, христианин, подчиняясь системе устройства нынешнего века в том, в чём это не противоречит воле Божьей – своим примером подчинения начальству - заграждает уста НЕВЕЖЕСТВУ БЕЗУМНЫХ, орущих против властей, любящих митинговщину и на баррикадах с вилами постоять.
Христианин, сохраняющий послушание властям даже когда они поступают не совсем справедливо, показывает своим послушанием, что наведения порядка он ожидает не от начальника, не путём революций и не от людей, а от Бога. Сам же христианин ведёт богобоязненный образ жизни независимо от того, как поступают окружающие его люди, ибо и в новом мире всем придётся подчиняться небесному начальству: анархии и хаоса ТАМ не будет. К тому же - и у ангелов есть руководители.

2: 16,17 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Подчиняясь начальству по доброй воле, в свободе собственного выбора и на основании того, что таково пожелание Бога для христиан - христиане прославляют Бога, а не покрывают зло начальств, ибо Он - Бог порядка и хаоса ни для какого для общества - не приемлет.

Лопухин : Предостерегая христиан от разнузданности под прикрытием христианской свободы , Апостол нравственные обязанности христиан в гражданской и общественной жизни выражает в четырех кратких правилах поведения: "всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите" Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь.
Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф 10:28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное " (блаж. Феофил.) продолжим мысль Феофила: или нарушающее принципы Бога.

Не всегда, к счастью, цари могут потребовать безнравственность, но иногда требуют нарушения принципов Бога. Например - участвовать при освящении офиса и сотрудников – не безнравственно, но модно и неприемлемо для христианина, ибо Новый Завет отменяет все ритуальные служения рук человеческих, и сущность «священства» сводится не к обрядовым церемониям, а к благовествованию истины Божьей устами и делами – см. 1Петра 2:9,10, Деян.17:24,25.

17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите .
Почитать - отдавать честь. Отдавать честь надо всем, но только не чужую, а принадлежащую им. Начальнику - честь начальника, старцу - честь старца, родителям - честь родителей, братьям - честь братьев.

2:18 -20 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
Для того, чтобы повиноваться начальству – не следует присматриваться к их характерам: если только повиновение человеку не нарушает требований Божьих - за лучшее принимайте подчинение.
Сейчас мало желающих быть слугами, однако много тех, кто хотят быть господами. Но господа бывают разными, к примеру, «из грязи – в князи», или «из пана – хам» (ещё куда ещё ни шло) или «из хама – пан» - тут совсем тяжело подчиняться, ибо таковые начальники - из серии самодуров и жестоких, но куда деваться - и таким нельзя не повиноваться, чтобы не возбуждать раздора в коллективе.

19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо .
Многим работникам, например, в разных странах платят мизерную зарплату, гораздо ниже положенной по совести, но, тем не менее, мы не должны плохо работать, устраивать бунт или отвечать хамством - на хамство начальников. Даже если начальник не справедлив.

Страдания незаслуженные - из-за глупости начальников, а не по собственной глупости или вине – христианин должен воспринимать как возможность научиться терпеливо переносить скорби, страдая несправедливо - подражая в этом Христу.
Нет ничего славного в том, чтобы терпеть розгу начальника за собственные грехи и глупости, но терпеливо переносить незаслуженные обиды – проставляет Бога христианина, кроткое поведение невозможно не заметить даже самодурам и жестоким начальникам, а также весь коллектив имеет возможность видеть, как ведут себя Божьи воспитанники.

20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
За проступки - и воры терпят, и сидят в тюрьмах, и убийцы. Так что похвалы христианину - никакой от Бога не дождаться, если он сам виноват в том, что страдает из-за собственной глупости. А вот если страдает потому, что христианский образ жизни ведёт - такие страдания одухотворяют.

2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Христиане призваны к тому, чтобы идти к Богу не самим по себе и не своими собственными путями (как ныне модно учить: все пути ведут к Богу), а по пути, проложенному Иисусом Христом.
Если мы не идём по следам Христа, а кружим в противоположном направлении, то какие же мы христиане?
Нам оставлен ОБРАЗЕЦ для подражания в виде действий, чувствований, поведения Христа. Если не следовать этому образцу, то и на Христа невозможно стать похожим. А если не быть похожим на Христа – то какие мы братья и сёстры ему?
А если мы не братья и сёстры Христу – то какие же мы дети Отцу Христа? НИКАКИЕ. Я – сын и брат только тому, на кого ПОХОЖ . Всё элементарно, оказывается.

2:22 Он не сделал никакого греха..
Например, в чём можно подражать Христу? В том, чтобы не делать никаких грехов. Если Христос, допустим, в этом нам кажется недосягаемой высотой, то Павел, ВО ВСЁМ подражающий Христу – такой же смертный и немощный, как и мы, с точно такими же блуждающими желаниями пожить хорошо и с удовольствием, как и у нас. Можно брать пример со смертного Павла: он смог справиться с этим при помощи Божьей – сможем и мы. ЕСЛИ ЗАХОТИМ . Вот и весь секрет.

и не было лести в устах его Думаем, Христос никому никогда не льстил потому, что был сильным. Если мы иногда на помощь лесть призываем, значит ещё духовно слабы.

Лесть - это ещё и зло великое:
«Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его », Прит.29:5.

А вот несколько наблюдений о лести:

Лесть - это фальшивая монета, которая лишь обедняет того, кому она достается
Тот, кто хвалит тебя за то, чего у тебя нет, хочет получить от тебя то, что у тебя есть
. (Оджин Маньюэл)

Кто нас ругает и корит,
Нам путь к прощению торит,
А кто нас хвалит наперед,
Запомни, – тот у нас крадет .
Кто нас возносит до небес,
Тем, безусловно, правит бес.
Там правды нет, там лесть и ложь,
Расчет холодный словно нож.

(Генрих Акулов)

2:23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному
Можно также перестать злословить: нам гадостей кучу наговорили, а мы в ответ: «извините, что огорчили вас» . И не больше.
Нас заставляют работать в условиях 40 по Цельсию из-за жадности к затратам на кондиционер, а мы не угрожаем тем, что Бог испепелит их в огне серном за то, что так над нашим здоровьем измываются. Или тем, что будем жаловаться в Верховный Совет, чтобы такого жадюгу выкинули из этого кресла. Предоставим Богу решать такие проблемы.

Независимо от того, КАК поступают с нами, мы со своей стороны должны стараться ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО . Вот в чём – следы Христа для нас.

2:24,25 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Для того, чтобы мы имели возможность идти по следам Христа к Отцу – Христос претерпел казнь на древе. Его болью – мы получили возможность стать ДРУГИМИ: воспитанниками небесного Отца, а не земного, и в результате этого - спастись. До этого ни у кого не было возможности вернуться ни в обители Отца, ни в совершенство. Об этом хорошо бы - не забывать нам с вами

Рассказать друзьям