Сочинение-рассуждение на тему: "Экология и человек". Как жить в гармонии с природой? Экология и мы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лариса Миншатова
Родительское собрание «Экология и мы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 408

620007, г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 33, тел. 252-07-30, [email protected]

Родительское собрание в средней группе

МБДОУ детский сад № 408

по экологическому воспитанию

Тема : «Экология и мы »

Родительское собрание провела воспитатель Миншатова Лариса Глебовна, г. Екатеринбург.

Цель :

1. Создать условия для сотрудничества воспитанников и их родителей , для их эмоционального и психологического сближения.

2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом .

Ход собрания:

Добрый вечер уважаемые родители ! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание . Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

«Только вместе с родителями , общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…

Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Экологическое воспитание что это ? (Ответы родителей ) .

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

Что, прежде всего нам поможет? (Ответы родителей ) .

Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях? (Ответы родителей :

Бережное.

Заботливое.

Гуманное).

Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев) .

Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.

Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Блиц-опрос. Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (Высказывания родителей ) .

Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому» : «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут-то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

Подвести к пониманию родителей то , что в первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

Решение родительского собрания :

1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

3. В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей , способствует установлению тесных контактов между ними.

4. Для этого родителям предлагается – анкетирование.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

В. А. Сухомлинский

Успехов Вам и вашим детям!

ПРИЛОЖЕНИЕ :

1. Анкета для родителей «» .

2. Консультация для родителей «Наблюдение за природой дома» .

Приложение № 1

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей »

Возрастная группа___

1. Знаете ли Вы, что такое экология , что она изучает, чем занимается? ___

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей ?___

3. Интересует ли Вас лично данная проблема? ___

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию ? ___

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (выберите нужное или предложите свой вариант) ___

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___

6. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?___

7. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?___

8. Посадили ли Вы дерево?___

9. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?___

10. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?___

11. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?___

12. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?___

13. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?___

14. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?___

15. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?___

16. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?___

17. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?___

18. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?___

19. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии ? ___

20. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?___

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (выберите нужное) .

21. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___

Нужно ли это делать? ___

22. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.) ___

23. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ___

24. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?___ ___

25. «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?___ ___

26. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?___ ___

27. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?___ ___

28. Ребенок видит паука и говорит : «Он злой и вредный. Надо его раздавить» . Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?___ ___

29. Продолжить начатое высказывание : «Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ___ ___».

30. Ваши предложения, пожелания ___

Приложение № 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ ДОМА»

Подготовила : воспитатель группы № 4

МБ ДОУ № 408 Миншатова Л. Г.

БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИРОДЫ

Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал : «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения его к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Что может дать ребенку изучение природы? Всестороннее развитие личности. А еще наблюдения природных явлений способствуют развитию речи. Это особенно заметно на примере дошкольников : чем больше увидел и понял малыш, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее общается он со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.

Сейчас за окном лежит снег.

Начнем с деревьев и кустарников. Вот ясень. Ближе к концу февраля начинает он рассеивать созревшие осенью семена. Сорванные порывом ветра остроконечные плодики летят, вращаясь вокруг своей оси. Падая, довольно глубоко уходят острыми кончиками в снег. Забавно? А ведь это «работает» одно из приспособлений растения к выживанию : протает снег до земли - семечко окажется, будто высаженным заботливыми руками. Теперь дело за ним : расти на здоровье!

Самое время поискать во дворе или в парке место, где обрезают лишние ветки с тополей. Предложите ребенку выбрать веточки «по душе» . Дома подрежьте их и поставьте в банку с водой.

Что можно будет увидеть? Через 6-8 дней начнется цветение : из некоторых почек выберутся и повиснут толстые зеленые нитки с узелками. Это «сережки» , цветки. (Семян они не дадут - это можно увидеть только в природе в самом начале лета.) Через несколько дней опадут диковинные цветки. Потом тронутся в рост чистовые почки. Сначала покроются липким блестящим налетом, смолисто запахнут. Через 2-3 дня проклюнутся нежные ярко-зеленые листочки. Листочки разворачиваются долго. В то же самое время растут корни.

Если удастся додержать веточки до весны, когда почва согреется, ветки можно прикопать в землю на даче или на участке в садике. Со временем из них вырастет маленькое деревце – тополек.

Для подобных наблюдений подходят ветки орешника, ольхи, осины. Важно только, чтобы ни одна, даже самая маленькая веточка, не была срезана просто так, из озорства. В любом случае нужно постараться вести наблюдения вместе с ребенком, обмениваясь вопросами, удивляясь и побуждая его к новым открытиям и выводам.

Немало удивительных открытий может при вашем содействии сделать ребенок, даже не выходя из дома. В это время в ящике с овощами нередко попадается проросшая луковица. Вот интереснейший объект для наблюдений!

Начиная прорастать, она часто «пугает» верх и низ : листья (у луковицы их называют перьями, огибая луковицу, устремляются вниз, а корни тянутся кверху. Что произойдет с луковицей, если изменить условия ее жизни?

Обратим внимание на цвет листьев. Чем глубже ящичек, в котором хранят лук, тем бледнее листья. В самом начале опыта они могут быть почти белыми. Предложите ребенку положить про росшую луковицу на подоконник, к свету поближе. Что происходит? Листья меняют окраску, с каждым днем становятся все ярче, зеленее.

Луковицу можно посадить. Для этого земли не нужно. Запаса питательных веществ в самой луковице достаточно. Вон она, какая упругая, твердая. Была бы вода. Все подготовительные «посадочные» работы ребенок выполняет сам. Нужна полулитровая стеклянная банка, кусок плотной бумаги или тонкого картона. Ставим банку на картон и по дну, чуть отступив от края (диаметр кружка должен быть больше диаметра горлышка банки на 2-3 сантиметра, обводим карандашом. Вырезаем круг, а потом от края к центру надрезаем. В центре кружка делаем круглое отверстие по размеру донца выбранной для опыта луковицы. Края кружки сдвигаем в виде воронки, скрепив ниткой, тонкой проволочкой или просто двумя канцелярскими скрепками. Луковичка получает доступ к воде и оказывается полностью открытой для наблюдений.

Первое, что удается заметить, листья изменяют цвет. Они сначала выпрямляются, а потом наклоняются в ту сторону, откуда поступает свет. Ребенок сможет увидеть, как, меняя на правление, отрастают корни, как изменяется луковица. Чем больше отрастает перьев, тем сильнее она теряет упругость, съеживается. Это питательные вещества переходят из одной части растения в другую, из луковицы в листья.

А если, отыскав ненужный цветочный горшок, посадить еще одну проросшую луковицу в землю? Ведь теперь мы знаем, что происходит с корешками! Чем этот опыт может обогатить знания ребенка?

Во-первых, если сравнить зеленые перышки по вкусу, то окажется, что лук, выросший в воде, более резкий. Его перышки, порезав помельче, можно съесть в салате. "Водяной" лук сразу и обязательно из глаз слезу «выжимает» . Питались растения по-разному, вот и выросли разными.

Во-вторых, чем крупнее луковица, тем быстрее и больше вырастает из нее листьев. Питательные вещества, в прошлом году накопленные растением, расходуются на рост стрелок. Растение, посаженное в землю, держится дольше, и листьев на нем больше. Кормить их луковице помогает почва. Еще можно узнать, на сколько сантиметров отрастают стрелки за один день (за неделю, и сравнить, где это происходит быстрее : в банке или в цветочном горшке, в воде или в почве.

Детям доступны и полезны наблюдения за развитием растений из семян. Организовать эту работу очень просто. Семена для этого нужно брать крупные, характерной формы. Например, ноготки (календула, их семена, в самом деле напоминает срезанный ноготь. Душистый горошек очень похож на тот, из которого суп варят. Декоративные бобы совсем как фасоль, только намного крупнее и цветом другие.

Посадки семян на рассаду для летних цветников еще не начинаются. Но ведь нужно убедиться, живы ли заготовленные с осени семена, сохранили ли они «всхожесть» . Что нужно приготовить для опытов по проращиванию семян? Блюдечки, мелкие тарелочки или одноразовую пластиковую посуду. Пригодятся пластиковые соломинки, отрезанные по размеру диаметра донышка подобранной тары, бумажные салфетки, отстоянную или талую воду, небольшие полиэтиленовые пакеты.

На дно посудинки кладем соломинки. Сверху стелим сложенную в несколько раз салфетку и осторожно поливаем ее водой до тех пор, пока она насквозь не промокнет. Если воды налить слишком много, семена не прорастут - им нужен воздух, а в воде его слишком мало.

Отбираем из общей массы десять семян, хорошо смачиваем их водой и раскладываем на мокрой салфетке. Накрываем еще одной салфеткой и снова слегка, совсем немного, поливаем. Ставим замоченные семена внутрь полиэтиленового пакета, лишнюю часть подворачиваем под дно и убираем в теплое место. Свет для проращивания семян не нужен. Ведь в естественных условиях развитие семени происходит в почве, без света. Им нужны только тепло и вода – влага.

Убедите ребенка не тревожить то и дело посадки : очень быстрых изменений там не будет. Воду подливать не нужно - полиэтилен предупреждает лишнее испарение. Не верит? Так ведь это проверить очень легко! Такое же блюдце, лучинки, салфетка, столько же воды, только без полиэтилена, поставить два блюдца рядом. Салфетка в каком блюдечке скорее высохнет?

Предлагаем еще одно научное «исследование» . Опять все очень просто. Нужна фасоль, самая обычная. Посадить семечко можно в горшочек, в котором живет комнатное растение. Лишь бы земля в нем не была полностью закрыта листьями хозяина. Тем не менее, это должно быть растение, которое требует постоянной поливки. А если есть возможность, предоставьте ребенку для этого опыта отдельный цветочный горшок. В него можно посадить несколько семян. Это расширит возможности для наблюдений.

Сажаем семена во влажную землю. Наблюдаем разные этапы движения растения. Такие движения называют ростовыми, они связаны с прорастанием. Если зернышек сажали несколько, можно два-три выкопать, чтобы ребенок собственными глазами увидел весь процесс превращения. Сначала фасолинка выпускает корешок. Он укореняется, пробуравливает почву. Потом поднимаются на поверхность две половинки фасолины – семядоли. Сначала они белые. Теперь уже ребенок может объяснить, почему они такие, и высказать предположение о том, что произойдет дальше.

Семядоли зеленеют, увеличиваются, а потом рядом с ними от того же притаившегося в почве корешка появляются настоящие листья.

На любом прилавке, где торгуют семенами, можно найти пакетик с надписью «Зелень для кошки» . Обычно там семена овса. Семена можно отобрать и из зерновой смеси, которую продают в зоомагазинах на корм домашним птицам.

Для опыта используем глубокую (суповую) тарелку. Нужно вырезать два одинаковых кружка размером с дно тарелки самого тонкого поролона. Если хотите украсить дом среди зимы маленькой зеленой клумбочкой, равномерно рассыпьте по влажному материалу семена. Они прорастают : сначала набухают, становятся заметно крупнее. Потом появляется корешок, следом выбирается на поверхность зеленый стебелек. Росточки дружно тянутся к свету, словно кто-то нежно причесывает зеленую гривку ласковой рукой.

Можно семена в два-три ряда разложить по кругу – так, чтобы в середине осталось свободное место. На нем будут хорошо смотреться мелкие сувениры или сладости на празднике.

У ребенка должны быть зеленые друзья растения. И если «знакомы» они будут с самого «рождения» , с первых росточков – отношение ребенка к деревьям, цветам и кустарникам будет внимательное и уважительное.

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья извон серебристых колокольчиков

в бездонном летнем небе,шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи,

услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни

В.А. Сухомлинский

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на новый уровень. Всё более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Целью экологического воспитания дошкольников является:

– воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

– формирование основ экологической культуры детей, родителей, педагогов;

– использование дополнительных возможностей интеграции воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;

– создание условий в ДОУ для экологического воспитания дошкольников;

– интеграция различных видов деятельности в экологическую работу.

Интеграция различных видов деятельности в экологической работе ДОУ включает в себя: физкультурно-оздоровительное направление, художественно эстетическое, речевое, социально личностное.

Физкультурно-оздоровительное направление

Физкультурно-экологическая работа предусматривает комплексное использование средств физического развития. Проводим закаливающие мероприятия с целью оздоровления детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», упражнения дыхательной гимнастики, ходьба по дорожкам двигательной активности, обливание ног в летний период и т.д. На физкультурных занятиях также активно вводим интеграции: занятия со сквозным сюжетом, занятия «сюжетно-игровые», «двигательные рассказы», занятия-походы, занятия-экскурсии в среде природы, вводим игры на развитие творческого воображения, оформляем их через образный строй природы и сопровождаем аудиозаписями звуков природы. Во время проведения физкультурно-экологических досугов включаем специальные экологические задания, вопросы, проблемные ситуации, карты-схемы, которые предлагают сказочные герои.

Речевое направление

Экологическое воспитание интегрируется в познавательно-речевое развитие. Используем образы животных природы в демонстрационном и раздаточном материале во время занимательных упражнений, решения логических задач. Вводим сквозные сюжеты на занятиях(путешествия в лес, в сад, на огород, в бездну океана и т.д.).Экспериментируем, исследуем, выдвигаем гипотезы, ищем пути решения, делаем выводы, организуем игровую детскую деятельность с песком и водой.

Наблюдаем за природными объектами в тесном взаимодействии с природой. Ни рассматривание картинок и гербариев, ни чтение и рассказывание детям не заменят прогулки.

Художественно-эстетическое направление

Самые яркие впечатления ребенок получает при непосредственном контакте с природой, при созерцании ее многообразия форм, красок и т.д.

Музыка занимает большое место в формировании духовного и эмоционального мира ребенка. Она помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное.

Фольклорно-экологические праздники и развлечения занимают большое место в работе ДОУ по экологическому воспитанию детей. Летом мы проводим праздник «Русская березка», где приобщаем детей к духовным ценностям народной культуры. Праздники «Осенины», «Весна-красна», «Масленица» стали нашими традиционными. Дети исполняют народные песни, вспоминают народные приметы, заклички, потешки, играют в народные игры и узнают много нового об истории родного края – земли Нижегородской. В процессе театральной деятельности дети перевоплощаются в персонажей сказок, рассказов(это и животные, и растения, и сказочные герои), передают эмоциональное состояние героев выразительными движениями, мимикой, речью, анализируют их характеры. У детей развивается воображение, коммуникабельность, креативность.

Социально-личностное направление

«Маленькая Родина» ребенка – это то, что его окружает. Это и природа, и памятные места города, его музеи, это и известные люди, живущие в городе, это и проблемы того места, где живет ребенок. Наш город уникален по своему местоположению, природному окружению, истории и современной жизни. Дети рисуют город, его природу. Организуем экскурсии к памятникам природы города, встречи с интересными людьми.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация предметно развивающей среды.

Формы работы, использованные в экологическом образованииДОУ

Экологические знания дети нашего МКДОУ получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач, во время ухода за животными, живущими в детском саду.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Наш детский сад построен на месте нетронутого ландшафта, в окрестностях ДОУ расположен обширный парк, что создаёт благоприятные условия для организации экологического воспитания детей.

В каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе.

Также в нашем детском саду имеется огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА проложена на территории детского сада.

Создание экологической тропы мы начали с организационной работы по изготовлению карты-схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей.

Видовые точки нашей экологической тропы :

«Березовая роща». Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки.

«Елочки». Объекты для наблюдений: группа молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья - хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле - мох. Недалеко от группы елей - большая яблоня.

«Дуб». Объекты для наблюдений: большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом - осины.

«Точка рябина». Биологические особенности. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы.

«Деревенское подворье» – игровая площадка, организованная в деревенском стиле и включающая:

– Русская изба (макет);

– Колодец;

– Ферма с домашними животными.

«Тихий уголок в лесу» – зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта.

«Лесная поляна» – зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми).

«Во саду ли, в огороде» – мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.

Эта зона помогает детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.

«Мини-стадион» – спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.

«Метео-станция» – площадка для организациинаблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра).

«Цветник» это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

«Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания.

«Озеро с лебедями» – искусственный водоём даётвозможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

В нашем детском саду имеется опытническо-экспериментальная лаборатория , где есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

Экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности.

Формы работы с родителями. Родители – надежные помощники детского сада. Нам удалось сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса.

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты. Во время работы над проектами мы тесно взаимодействуем с семьями детей. Проводятся родительские собрания по темам проекта. Родителями оказывается посильная помощь в наполнении центров активности различными атрибутами, материалами и предметами по теме. Совместное (дети и родители) оформление стендов, изготовление поделок, аппликаций. Во время реализации проектов информация на стендах постоянно обновляется. Она всегда красочна и привлекательна и родители активно откликаются на неё. Все родители, участвовавшие в проектной деятельности, обязательно поощряются грамотами и благодарностями.

Во время реализации проектов было замечено, что экологическая культура дошкольников поднялась на более высокий уровень, повысилась активность родителей в образовательном процессе и экологическом воспитании детей, сплочённость детского и родительского коллективов.

Наши достижения. Работая в данном направлении, выступаем с опытом работы на семинарах, принимаем участие в городских и всероссийских конкурсах.

Принимаем активное участие в городских мероприятиях «Осень в ладошках», в том числе и в конкурсах «Экобеби». Тесная работа ведется с библиотекой им. Волкова, им. Лихачева.

Дети и родители активно участвуют в различных конкурсах и проектах на экологическую тему, с нетерпением ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше они даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Мы обязательно будем продолжать работу в данном направлении!

Если предложенное мероприятие проходит между учащимися одного класса, тогда все учащиеся составляют две команды. Возможно участие в игре нескольких параллелей 8-го класса, тогда часть учащихся является болельщиками, и им могут быть заданы вопросы викторин.

Мероприятие проводится в классе или актовом зале, в состав жюри входят учителя-предметники или учащиеся старших классов. У каждого члена жюри – набор дисков с баллами от 1 до 5. После окончания каждого конкурса жюри подводит и объявляет итоги.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, закрепить экологические знания, формировать интерес к изучению химии, биологии и экологии.

Оборудование: выставка рисунков и плакатов на экологические темы, музыкальные фрагменты, карточки с заданиями для команд. У участников команд на груди – эмблемы.

Ведущий: Добрый вечер. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об экологии, которая сегодня перестала быть только экологической дисциплиной, как это считалось еще тридцать лет назад, и заняла свое место среди прочих фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии.

Современная экология стала крупнейшей междисциплинарной отраслью знаний. Но она имеет и свою специфику. Как удачно подметил российский эколог Н.Ф. Реймерс: «Она всегда ставит в центре изучения живое, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, всё человечество…».

Вот мы и постараемся посмотреть на некоторые проблемы с этих позиций.

Для выполнения первого задания вам нужно вспомнить один из законов Барри Коммонера – «Всё связано со всем».

Задание 1. «Литературный конкурс».

Задание выдается командам по вариантам, карточки с заданиями вытаскивают капитаны команд.

Ведущий: Для разминки вы должны составить сказку или рассказ из предложенных вам фраз, расположив их в логической последовательности, а затем вы зачитаете свои творения.

Вариант 1: Составьте сказку:

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова стала давать мало молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Вариант 2: Составьте рассказ:

  1. Воды реки Минимата принесли соединения ртути в море.
  2. Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками.
  3. В 1956 году в Японии произошел сброс соединений ртути в реку Минимата со сточными водами от завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора.
  4. Ртуть попала в организм людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройства речи, слуха, зрения) – эта болезнь получила название «болезнь Минимата».
  5. В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба.
  6. «Болезнь Минимата» повторилась в Японии в 1964–65 гг., когда отравилось 180 человек, из которых 52умерли.

Ответ: 3, 1, 5, 2, 4, 6.

Ведущий: А сейчас вы поработаете экспертами-экологами и выберете наиболее приемлемый, по вашему мнению, вариант решения из трех возможных, обосновав свое мнение.

Задание 2. «Экологический решебник».

Выдается командам по вариантам.

Вариант 1:

Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи её медленно передвигаются, поедая всю растительность до самой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи её, преодолевая десятки и сотни километров, опускаясь на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во времена сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разорённого поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения:

  1. Использование ядохимикатов (500 долларов).
  2. Выращивание богомолов, поедающих саранчу (100 долларов).
  3. Наём рабочих с хлопушками и лопатами (100 долларов).

Какое решение высчитает наиболее выгодным экономически?

Ответ: наиболее эффективно использование ядохимикатов, т.к. выращивать богомолов уже поздно – саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай фермеров. Механические методы борьбы слишком трудоемки.

Вариант 2:

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующие от фермеров соответствующих расходов:

  1. Использование ядохимикатов (1000 долларов).
  2. Приобретение белянкового наездника (500 долларов).
  3. Механическое уничтожение кладок на листьях капусты (250 долларов).

Какое направление вы предложите как эксперты?

Ответ: наиболее эффективный метод – использование наездника: быстро снижается численность, и продукция остается экологически чистой. Ручной труд эффективен, но слишком трудоемок.

Ведущий: Теперь немного поиграем! В течение двух минут попытайтесь составить как можно больше слов из слова БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ.

Учитываться будут только имена существительные, за каждое верно составленное слово команда получает один балл.

Ведущий: Отдохнули? А теперь небольшая химическая викторина. Право ответа предоставляется команде, ранее заявившей о своей готовности. Викторина будет по плечу тем, кто дружен и с географией, историей. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

«Из истории металлов»

  1. Вспомните, какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?
  2. Вспомните за возможно более короткое время, в каких географических названиях встречается слово «медь»?
  3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная, в то время она изготавливалась из металлов. (Если участники испытывают затруднения, можно дать наводящий вопрос: Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?)
  4. Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?
  5. Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили? Ответ обоснуйте.

Ответы:

  1. Железо. Первое найденное человеком железо было метеоритным, т.е. небесного происхождения, а обрабатывали его так же, как и медь.
  2. Медногорск – город на южном Урале, о. Медный – один из командорских, о. Кипр – от лат. КУПРУМ.
  3. Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.
  4. Железо и его сплавы – стали, ржавеют. Коррозия или ржавление и называется «рыжий дьявол», т.к. от этого процесса значительные потери.
  5. Цезию, если не считать франция, которого практически нет в природе.

Ведущий: А теперь викторина биологическая.

«Экологические аспекты в биологии»

  1. Стеклянный сом – рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно сильном солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.
  2. Рыба гольян – настоящий каннибал. Взрослые особи иногда пожирают свое потомство. В чем биологический смысл этого явления?
  3. В Польше некоторое время усиленно уничтожали выдру как вредителя рыбоводства. Однако выяснилось, что уничтожение этого зверя вызвало вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
  4. Задержанный охотинспектором браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя убивать, значит и браконьера преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер – это хищник» убедительны ли доводы браконьера? Как бы вы провели с ним дискуссию?
  5. В Казахстане проводилось истребление сусликов путём разбрасывания отравленной приманки. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не съедали. Объясните причину гибели хищников.

Ответы:

  1. Для стеклянного сома яркий солнечный свет – защита, на его фоне прозрачное тело рыбки незаметно для хищников.
  2. Это срабатывает механизм регуляции численности популяции.
  3. Выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает этим нормальное состояние популяции.
  4. Волки – санитары: проще всего им поймать наименее осторожных, ослабленных или просто больных животных. Так они ведут отбор на наиболее приспособленных животных, улучшая популяцию. А браконьеры убивают самых красивых и сильных животных, лишая их возможности оставить потомство и тем самым передать эти признаки потомству.
  5. Хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели. Это явление называется кумуляцией токсинов в цепях питания.

Задание 3 . «Разгадаем ребус».

Ведущий: В этих ребусах зашифрованы названия болезней человека, напрямую связанных с нарушением экологической обстановки вокруг нас. (Рисунок 1 , рисунок 2). Объясните, в чем причина этих заболеваний.

Ответ:

Задание 4. «Что за буквами спрятано?»

Знаете ли вы полную расшифровку аббревиатур, так или иначе связанных с охраной среды и здоровья человека? МСОП, СПИД, ВОЗ, ПДК, МАБ, ВООП, ВФОП, АЭС.

Ответ: МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. ПДК – предельно допустимая концентрация (вредных веществ). МАБ – международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». ВООП – Всероссийское общество охраны природы. ВФОП – Всемирный фонд охраны природы. АЭС – атомная электростанция.

Ведущий : Итак, друзья, вы неплохо потрудились и продемонстрировали основательное знание предметов. Пока жюри подводит общий итог и определяет победителей, предлагаю вам немного отдохнуть – весело и с пользой. Призовите на помощь свои актерские способности. Всем известно, что хищник всегда стремится найти жертву, а жертва – спастись от хищника. Попробуйте изобразить в виде пантомимы взаимоотношения, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица.

Команды получают листки с заданиями; выступают не по очереди, а вынимая номерки, как лото из мешочка

Задания:

1. Паук – муха.
2. Дятел – короед.
3. Сова – мышь.
4. Скопа – рыба

Ведущий : А сейчас – слово жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.

И спользованные материалы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
  2. Балабанов В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.
  3. Исаков В.В. Экологический аукцион // Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С. 45.

Сценарий интеллектуальной игры

«Экология и мы»

Методическая разработка:

Сахарова С.А.

Педагог организатор

Цель: В рамках компетентностного подхода способствовать формированию экологического сознания у воспитанников.

Задачи:

· Воспитание любви и бережного отношения к природе;

· Развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

· Развитие внимания, мышления, сообразительности, памяти;

· Развитие умение работать в команде, развивать чувство товарищества.

Аудитория: 9-10 классы

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами мероприятие посвящённое природе. Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником её существования и вдохновения. Природа щедра, но она не прощает ошибок.

Современный человек просто обязан быть экологически грамотным человеком. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется.

Необходимо донести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Чтец: Тихо! Слышите: ветер стонет! Человек, запомни навсегда:

Распахните навстречу души! Символ жизни на Земле - вода!

Натыкаясь на небоскребы, Экономь её и береги,

Он таится, как в клетке душной. Мы ведь на планете не одни.

А деревья хотят на волю, Дерево, цветок и птица

Корни жжет, на ветвях раны, Не всегда умеют защититься.

Им бы чистой водицы долю, Если будут уничтожены они,

Но стоят и молчат великаны На планете мы останемся одни.

Тихо! Слышите плач? Очнитесь! Наша планета Земля

Помогите Земле! Отзовитесь! Очень щедра и богата:

Не машите рукой небрежно, Горы, леса и поля-

Вспомните, как она вас ласкала, Наш родимый дом, ребята!

Как к груди прижимала нежно, Давайте будем беречь планету,

Колыбельную песню шептала! Другой такой на свете нет.

А теперь вот она рыдает, Разведем над нею и тучи и дым,

Неужель ваше сердце ослепло? И в обиду её никому не дадим.

Мы виноваты в ее страданиях, Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

Возродим ли мы счастье из пепла? От этого станем мы только добрей

Украсим всю Землю садами, цветами:

Такая планета нужна нам с вами.

Ведущий: А для того, чтобы постичь сокровенные тайны природы и узнать о ней больше, мы проведём игру «Экология и мы».

Правила игры:

1. В игре участвуют три команды.

2. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута.

3. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

4. Счетная комиссия.

Ведущий:

1 тур «Вопрос на засыпку». Я буду задавать команде вопрос, вы отвечаете.

Вопросы команде «Лес»

1. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (стрекозы)

2. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)

3. Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать-и-мачеха)

4. Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (они растут ярусами)

5. Древесина какого дерева не гниет? (лиственница)

Вопросы команде «Вода»

1. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

2. У какого водоема бывают рукава? (у реки)

3. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Байкал)

4. Какая вода – сырая, кипяченая или талая- полезнее для организма и почему? (Талая, в ней дольше сохраняются полезные кристаллики льда)

5. Как называется начало и конец реки? (исток и устье)

Вопросы команде « Воздух»

1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ? (кислород)

2. Какой летательный аппарат легче воздуха? (Аэростат)

3. Почему ласточки перед дождем летают низко? (холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле)

4. Научное название болотного газа? (Метан)

5. Где дышится легче: в лесу или в городе? Почему? (в лесу, т.к. растения выделяют кислород)

Ведущий:

2 тур « Вопросы команд для соперников». Отвечают по очереди, если одна команда не знает, отвечает другая.

Вопросы от команды «Лес»

1.Траву косить надо от середины к краям луга. Почему? (чтобы звери и птицы могли убежать)

2. Почему нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда)

3. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (не вытаптывать траву у гнезда, на трогать яйца, не брать птенцов на руки)

4. Чем полезны муравьи? (они уничтожают вредных насекомых)

5. По каким цветам можно определить погоду? (одуванчики закрыли цветы и склонили листочки, то будет дождь)

Вопросы от команды «Вода»

1.Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (камыш)

2.Объясните понятие «мыльные воды». (воды водоемов, загрязненные моющими средствами)

3.Назовите самое распространенное дерево речных берегов, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива)

4.Что случается с пчелой, когда она ужалит? (умирает)

5.Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина)

Вопросы от команды «Воздух»

1.Почему леса называют «легкими планеты»? (лес- источник кислорода на нашей планете)

2.Где вы будете собирать лекарственные растения – возле дороги или в лесу? Почему? (возле дороги собирать нельзя, т.к. растения впитали в себя все вредные выбросы)

3.Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? Почему? (нет, т.к. машина выбрасывает выхлопные газы)

4.Каким способом можно увлажнить воздух в помещении? (положить мокрую тряпку на батарею или поставить банку с водой)

5.При помощи какого растения можно не запустить мух в квартиру? (повесить на окно ветку полыни)

Ведущий:

3 тур «Устами младенца». Здесь будет говориться о предметах, которыми мы засоряем Землю. Ответ на первый вопрос – 5 баллов, на второй- 4, на третий-3, на четвертый-2, на пятый -1;

Команда «Лес»

1.Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, её трудно сломать.

3.Если её поджечь, то появится едкий черный дым.

4. Её нельзя выбрасывать, т.к. в природе она не разлагается. (пластмасса)

1.Его делают из песка

2.Чаще всего оно прозрачное

3.Когда падает, оно разбивается

4. Если его нагреть, оно становится тягучим.

(стекло)

Команда «Вода»

1.Его производит обыкновенная корова.

2.Полезен в качестве удобрения.

3.При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие животные начинают задыхаться.

4.Его необходимо компостировать.

(навоз)

1. Его много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно силен он в промышленном городе, где много фабрик, заводов, машин.

3. От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.

4. Его издают и разные приборы и машины.

(шум)

Команда «Воздух»

1.Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из древесины.

3. Она легко горит

4. Из неё получается очень много мусора. (бумага)

1. Это получается, когда изделие ломается.

2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.

(металлолом)

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Но мы уверены, что эта встреча не пройдёт даром. Вы станете настоящими защитниками природы, ещё больше полюбите нашу природу, нашу землю!

Все участники викторины награждаются грамотами и сладкими призами.

Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.

Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей, отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.

Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.

Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей - экологических связей.

Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны - Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь - в семье.

Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу - и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и др. природные явления.

Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая - у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои.

Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны - сине-зелёная, у лиственницы - в отличие от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного - трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз несорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

Рассказать друзьям