Участие во Второй мировой войне линкоров «Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур», «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» (Battleships «Giulio Cesare», «Conte di Cavour», «Leonardo da Vinci», «Andrea Doria», «Caio Duilio»). Итальянский флот во время Второй мировой войны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.


Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата – потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения – чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна – трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года – сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) – половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки – подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.

Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели – итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность – родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina – некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине – но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев –

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком – корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам – иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом – в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!


Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД – согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия – Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру – от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто – линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так – значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".


- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ – Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох – «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции – он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского .
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств – зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам – британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.


Новейший итальянский авианосец "Кавур"


"Андреа Дориа" - один из двух итальянских фрегатов типа "Горизонт" (Orizzonte)

Статистические данные -
«Итальянский флот во Второй Мировой войне», автор капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин

Иллюстрации –
http://www.wikipedia.org/
http://waralbum.ru/

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.

Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата - потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения - чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна - трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года - сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) - половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки - подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.


Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели - итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность - родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina - некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине - но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев -

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком - корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам - иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом - в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!

Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД - согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия - Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру - от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто - линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так - значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".
- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ - Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох - «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции - он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского оружия.
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств - зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам - британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.

Боевые корабли мира

Линкоры "Джулио Чезаре" ("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио".

Участие во Второй мировой войне.

Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, и на Средиземном море сразу же начались активные действия противоборствующих флотов. Ведя бои в Северной Африке, итальянцы были вынуждены снабжать свои войска и подвозить подкрепления морем, для чего широко привлекались все силы флота. В этот период они превосходили противника - англичан - почти по всем классам кораблей, кроме авианосцев, отсутствие которых в итальянском флоте компенсировалось наличием большого числа самолетов берегового базирования. Быстроходные линкоры типа “Чезаре” давали Италии известные тактические преимущества, и правильно спланированное эскадренное сражение в это время могло принести ей успех на море, за чем последовала бы победа в Северной Африке.

Однако Муссолини, считавший, что господство на Средиземном море можно с меньшими затратами завоевать с помощью авиации, хотел сохранить флот до конца войны, который, по его мнению, был близок. Это обусловило известную осторожность итальянцев в морских боях с участием крупных кораблей, тогда как их мелкие корабли всегда сражались до конца. Первый же эскадренный бой подтвердил это.

6 июля в стратегическом прикрытии конвоя (пять судов) из Неаполя в Бенгази вышли: “Чезаре” (флаг контр-адмирала И.Кампиони, командир - капитан 1 ранга П.Вароли), “Кавур” (командир - капитан 1 ранга Э.Чиурло), шесть тяжелых и восемь легких крейсеров, а также 32 эсминца. 9 июля эскадра на обратном пути из Бенгази в Таранто встретилась у м. Пунта Стило с английским Средиземноморским флотом, который вышел на перехват в составе линкоров “Уорспайт ”, “Ройял Соверен ”, “Малайя ”, авианосца “Игл”, шести легких крейсеров и пятнадцати эсминцев.

В 13.30 торпедоносцы с “Игла” атаковали итальянские крейсера, но линкоров они не нашли. Спустя полтора часа итальянские тяжелые крейсера правого фланга обнаружили английские корабли и с дистанции 25 км открыли огонь. Англичане ответили. Вскоре на дистанции около 26 км в бой вступили линкоры. В 15.48 Кампиони, пользуясь тем, что у англичан только один “Уорспайт” прошел модернизацию и мог стрелять на такое расстояние, первым приказал открыть огонь. Ответные залпы раздались через пять минут, а уже в 16.00 381-мм снаряд с “Уорспайта” попал в середину корпуса “Чезаре”, на котором под палубой начался пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре соседних котла (№ 4-7) вышли из строя, вызвав падение скорости с 26 до 18 узлов.

Поврежденному в Таранто “Дуилио” повезло больше. Хотя торпеда, попавшая в линкор около полуночи, сделала в его борту пробоину размером 11х7 м, экипажу удалось отстоять свой корабль, и он остался на плаву. Но исправление повреждений заняло почти год.

3-5 января 1942 года состоялся последний боевой выход “Чезаре” в составе дальнего прикрытия конвоя в Северную Африку (операция М43), после чего его вывели из активного ядра флота. Кроме нехватки топлива, здесь сыграло роль и то, что он имел плохое разделение на отсеки и, как показал опыт “Кавура”, мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его при переходе господства в воздухе к союзникам было слишком рискованно, и старый линкор поставили в резерв. Большую часть экипажа списали на другие корабли и в штабы эскортных конвойных групп, которые нуждались в опытном персонале.

В середине года та же участь постигла “Дориа” и “Дуилио”, хотя в начале июня 1943 года в ожидании высадки союзников на Апеннинский полуостров их начали переоснащать для боевой службы. Через два месяца они были готовы, но так и не смогли выйти из базы Таранто в море из-за отсутствия кораблей для эскорта. Их намеревались даже затопить в районе Апулии для предотвращения высадки там союзных десантов.

До конца года “Чезаре” стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешел в Полу, где стал использоваться в качестве плавучей казармы. Там его и застала весть о выходе Италии из войны. Всего за 1940-1943 годы “Чезаре” совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, на которые ему понадобилось 12 697 т нефти.

После заключения перемирия “Чезаре” вернулся в Таранто, а 12 сентября он последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Несмотря на то, что не все еще повреждения, полученные при авианалетах на Полу, были устранены, корабль под командованием капитана 2 ранга В.Карминати прошел весь путь с неполным экипажем и без эскорта. Поскольку за ним при этом с совершенно определенными намерениями следили немецкие торпедные катера и самолеты, этот переход можно считать единственной героической страницей в истории “Чезаре”. Немецкая авиация с помощью планирующих радиоуправляемых бомб на подходе к Мальте уже потопила новейший итальянский линкор “Рома” , шедший сдаваться одним из первых. Чтобы такая же участь не постигла “Чезаре”, англичане выслали ему навстречу линкор “Уорспайт”. Под конвоем своего старого обидчика “Чезаре” и вошел на мальтийский рейд.

В виде компенсации своих потерь в войне с Италией союзники настаивали на участии ряда итальянских кораблей в дальнейших боевых действиях. Но отсутствие немецкого флота на Средиземном море (у немцев действовали только подводные лодки и катера) и множество организационных проблем, которые бы последовали после включения итальянских кораблей в состав ударных соединений, ограничили это участие только легкими и вспомогательными кораблями, а также транспортами.

Кроме этого, существовала масса причин политического характера, которые в сложной ситуации после перемирия требовали сохранения в целости итальянского флота. Поэтому союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем. Позже, в июне 1944 года трем из них, самым старым, включая “Чезаре”, имевшим ограниченную боевую ценность, разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста, где союзники стали их использовать в учебных целях. Новые линкоры от греха подальше убрали к Суэцкому каналу и держали их там так же, как держали в 1940-1943 годах французские корабли в Александрии.

После окончания войны большинство итальянских кораблей сосредоточили в Таранто, где, стоя на приколе, они ожидали решения их дальнейшей судьбы странами-победительницами.

“Дуилио” и “Андреа Дориа” прибыли на Мальту 9 сентября 1943 года. С июня следующего года они использовались главным образом в качестве учебных кораблей. 15 сентября и 1 ноября 1956 года соответственно их исключили из списков итальянского флота и в течение двух последующих лет разобрали на металл.

Действия на море

Планами обороны Сицилии предполагалось, что подводные лодки и торпедные катера сорвут действия десантных соединений и перережут линии снабжения плацдармов. Все корабли отважно сражались, так же как и специальные штурмовые подразделения, которые действовали не столь открыто, но зато в очень многих районах. К этому времени уцелело не так уж много итальянских подводных лодок. После 3 лет войны на Средиземном море осталось около 40 единиц, не считая тех, которые имели специальные задания. Из этого количества не менее полонимы ремонтировались. Для обороны Сицилии было возможно привлечь не больше 12 лодок, так как нельзя было отвлекать остальные от выполнения заданий в Эгейском и Тирренском морях. Но и эта дюжина после начала вторжения быстро сократилась вдвое из-за потерь и повреждений, полученных в ходе операций.

С немецкими субмаринами дела обстояли столь же скверно. В среднем в строю находились всего 3 - 4 лодки, и они действовали только в западном Средиземноморье (К моменту подписания перемирия из 53 германских подводных лодок, переведенных на Средиземное море, 38 были потоплены.). Англичане тоже понесли тяжелые потери в подводной войне, особенно после ввода в строй новых итальянских корветов и охотников, построенных во второй половине 1942 года. Только за последний год войны англичане потеряли на Средиземном море 15 подводных лодок.

Ситуация с большими (Ms) и малыми (Mas) торпедными катерами была такой же плачевной. Только за два с половиной месяца перед Сицилийской кампанией было потоплено 18 кораблей этого класса. Все они, кроме одного, были уничтожены вражеской авиацией. Часть уцелевших нельзя было отвлекать из других районов, где они выполняли совершенно необходимые обязанности, которые нельзя было возложить на корабли других классов. Более того, после трех лет военной службы, когда катерам приходилось выполнять много трудных заданий - часто таких, для которых они совсем не предназначались, - они оказались сильно изношены и практически не могли больше использоваться для наступательных операций. Спешно выведя из ремонта и перебросив из других районов, удалось наскрести 6 - 8 катеров для действий в Сицилийских водах, а временами и это количество сокращалось. Германские торпедные катера находились точно в таком же положении.

Действия итальянских торпедных катеров были интенсивными и смелыми. Ими командовали самые способные и преданные офицеры, под общим руководством капитана 1 ранга Мимбелли, прославившегося во время Критской кампании как командир миноносца «Лупо». Эти катера, действуя почти каждую ночь у берегов восточной Сицилии, почти не встречали вражеские крупные корабли, так как англичане держали их вблизи берега только днем. Зато итальянские катера часто сталкивались с британскими и американскими катерами и несли большие потери в людях и кораблях во время яростных стычек на дистанции пистолетного выстрела.

15 августа Ms-31 и -73, возвращаясь с ночного патрулирования возле Сиракуз, в 5.00 возле мыса Спартивенто неожиданно заметили 2 британских эсминца. Несмотря на сильнейший огонь, которым их встретил противник, катера вышли в атаку, и Ms-31 попал торпедой в один из эсминцев, который немедленно прекратил стрелять. Второй британский корабль бросился на помощь товарищу, и итальянские катера ускользнули, не получив ни единого попадания.

Большое количество противолодочных кораблей, которое англичане задействовали в операции, представляло смертельную угрозу итальянским подводным лодкам. Для подводной лодки, выходящей в атаку, шансы быть обнаруженной составляли 9 из 10, а после обнаружения вероятность гибели достигала 99 из 100. Тем не менее, эти опасности не остановили итальянских подводников. Они бросились в бой, готовые погибнуть, и в первые 3 дня возле восточного побережья Сицилии были потоплены 4 наши подводные лодки.

Мы уже рассмотрели причины, по которым итальянскому флоту не следовало пытаться перехватить вражеские десантные соединения южнее Сицилии. Но даже если бы этих причин не было, информация о передвижениях противника сильно запоздала, что помешало бы флоту вовремя вступить в бой. Даже если бы корабли находились в готовности к немедленному выходу в море при первой тревоге (9 июля около 19.00), они бы не достигли района Аугусты ранее утра 11 июля. Но к этому времени высадка на берег уже завершилась. Существовала еще одна причина, по которой флоту не следовало участвовать в операции. Кораблям пришлось бы проходить через Мессинский пролив. Эту узкую горловину накрепко закупорила авиация союзников, и итальянская авиация была бессильна что-либо сделать.

Тем не менее, Супермарина изучала возможности проведения рейда легких сил против кораблей союзников, базирующихся в только что захваченном Палермо. Поскольку количество имеющихся кораблей было ограниченным, для набега было решено использовать 2 крейсера без всякого сопровождения - кораблями и самолетами. Помимо обычных трудностей обеспечения прикрытия с воздуха, было решено отказаться от него с целью сохранения повышенной секретности. Корабли должны были прибыть к Палермо с первыми лучами солнца и отойти к итальянскому побережью прежде, чем неприятель сумеет отреагировать. Ключевым фактором рейда было требование полной неожиданности. Поэтому Супермарина приказала выполнять операцию, только если крейсера сумеют прибыть к цели необнаруженными. На самом же деле, операцию предполагалось провести из чисто моральных соображений, так как при самом благоприятном исходе набег 2 крейсеров не мог серьезно повлиять на ход Сицилийской кампании.

«Эугенио ди Савойя» и «Монтекукколи» под командованием адмирала Олива вышли из Специи вечером 4 августа. Пройдя к западу от Корсики, они прибыли в Маддалену утром 5 августа. Вечером крейсера снова вышли в море, до сих пор не замеченные неприятелем. Однако в 4.28, когда крейсера проходили мимо острова Устика, уже захваченного американцами, они заметили в темноте силуэты 3 неизвестных кораблей. Итальянские крейсера открыли огонь. Хотя один из вражеских кораблей загорелся, стрельба переполошила все кругом. Перехваченные радиограммы убедили адмирала Оливу, что его корабли обнаружены радаром противника. До прибытия к Палермо оставалось еще полтора часа, и за это время союзники наверняка успели бы подготовиться к встрече. Так как элемент неожиданности был потерян, адмирал решил отменить набег. Крейсера повернули к Неаполю, а потом в Специю. Возле острова Тускани они были атакованы вражеской авиацией, но сумели отбиться и ночью 7 августа благополучно прибыли в базу.

Хотя набег не принес результатов, план операции, разработанный Супермариной на основе точного знания образа действий воздушной разведки союзников, сработал отлично. Поэтому Супермарина, не дожидаясь возвращения этих крейсеров, приказала повторить набег крейсерам «Гарибальди» и «Аоста» под командой адмирала Фиораванцо. Они покинули Геную вечером 6 августа и после дневной стоянки в Маддалене вечером направились к Палермо. Но на этот раз авиаразведка союзников засекла ночные переходы крейсеров. После войны стало известно, что 2 американских крейсера и 2 эсминца были немедленно отправлены из Палермо на перехват итальянских кораблей. Между 2.00 и 3.00 адмирал Фиораванцо получил донесение от германского самолета, оснащенного радаром, что он заметил 3 «больших корабля» возле Палермо и конвой возле мыса Сан Вито. Из этой информации адмирал сделал вывод, что неприятель извещен и настороже. Более того, густой туман ограничил видимость, плюс машины «Гарибальди» начали барахлить. По этим причинам адмирал Фиораванцо решил, что ситуация больше не отвечает требованиям внезапного набега, и приказал крейсерам возвращаться в базу. Британская подводная лодка выпустила по ним 4 торпеды, когда они подходили к Генуе. Крейсера уцелели, но эсминец «Джиоберти», вышедший им навстречу, получил попадание и затонул.

автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1939 году Общая обстановкаОбстановка, сложившаяся для немецкого военно-морского флота к началу войны, не давала никаких оснований для радужных надежд. По общему водоизмещению немецкий флот уступал английскому примерно в 7 раз, французскому -

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1943 году Общая обстановкаВ конце декабря 1942 года немецкие корабли потерпели неудачу при попытке напасть на конвой, шедший в один из северных русских портов. Это привело к тому, что Гитлер отдал приказ о сдаче на слом всех крупных кораблей

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1944 году Германия слабеет, противник усиливаетсяПревосходство противника на море и в воздухе становилось все более и более очевидным. Итальянский военно-морской флот, за исключением нескольких кораблей, перешел на сторону противника; японцы

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Боевые действия на море в 1945 году Последние бои у берегов ЕвропыЕсли уже в 1944 году немногочисленные уцелевшие силы немецкого флота оказались не в состоянии справиться со всеми задачами войны на море, то в новом, 1945 году их роль свелась главным образом к прикрытию

Из книги Русско-Турецкие войны 1676-1918 г. - X. Война 1877-1878 годов автора

Глава 8 Боевые действия на Черном море С самого начала войны турецкий флот предпринял активные действия в районе Кавказского побережья. Русское командование предвидело это, поэтому в долине реки Рион и на батумском направлении была сосредоточена почти половина

Из книги Северные войны России автора Широкорад Александр Борисович

Глава 9. Боевые действия на море К 30 ноября 1939 года Балтийский флот имел в своем составе два старых линкора «Марат» и «Октябрьская Революция» постройки 1911 года, новейший крейсер «Киров», построенный по итальянскому проекту, 3 лидера и 13 эсминцев, 29 подводных лодок, 3

автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА МОРЕ ДЕЙСТВИЯ АЗОВСКОЙ ФЛОТИЛИИ Как уже говорилось, строительство судов на Днепре было приостановлено в конце царствования Анны Иоанновны. В начале 1769 г. работа вновь закипела на всех старых верфях - в Таврове, Новопавловске, на Икорце и Хопре.

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЧЕРНОМ МОРЕ С самого начала войны турецкий флот предпринял активные действия у Кавказского побережья. Русское командование предвидело это, и в Приморском районе - долине Риона, и на батумском направлении была сосредоточена почти половина

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Другие действия на море В то время как "Граф Шпее" охотился за своими жертвами, действовали и другие корабли немецкого флота. Одной из наиболее успешных операций была операция по прорыву в Скапа-Флоу ночью 14 октября немецкой подводной лодки "U-47" под командованием

Из книги Русский флот на чужбине автора Кузнецов Никита Анатольевич

Действия Белого флота на Азовском море Формирования на Азовском море входили в состав Черноморского флота, подчинявшегося командованию ВСЮР, а затем Русской армии; в Таганроге находилось управление портами Азовского моря. Первыми боевую деятельность по поддержке

Из книги Итальянский флот во Второй Мировой войне автора Брагадин Марк Антонио

Действия на море Планами обороны Сицилии предполагалось, что подводные лодки и торпедные катера сорвут действия десантных соединений и перережут линии снабжения плацдармов. Все корабли отважно сражались, так же как и специальные штурмовые подразделения, которые

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Глава 7 Боевые действия на море

Из книги Правда о Первой Мировой войне автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Действия на море

Из книги В Ставке Верховного Главнокомандующего автора Бубнов Александр Дмитриевич

Глава X. Военные действия на море Подготовка флота к войне не оставляла желать ничего лучшего. Боевые припасы, то есть снаряды, самодвижухциеся мины, мины заграждения, уголь, нефть и всё другое, необходимое для флота, было заготовлено в таком количестве, что за всё время

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Глава 5 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА МОРЕ 22 июня 1941 года морские силы военно-морской базы Ханко составляли три малых охотника типа МО-IV под началом командира ОВР капитана 2 ранга М. Д. Полегаева - МО № 311, МО № 312 и МО № 31314. В базе находился и дивизион морпогранохраны под

“Единственная успешная операция итальянского Генштаба”,
- прокомментировал свой арест Б. Муссолини.

“Итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать”.
Старый британский афоризм.

…Подводная лодка "Эванджелиста Торричелли" патрулировала Аденский залив, когда столкнулась с сильным противодействием противника. Из-за полученных повреждений возвращаться пришлось в надводном положении. На входе в Красное море лодка встретила английский шлюп "Шорхем", который срочно вызвал подмогу.

”Торричелли” первой открыла огонь из своего единственного 120-мм орудия, попав вторым снарядом в шлюп, который был вынужден отступить и уйти на ремонт в Аден.

Тем временем к месту завязавшегося боя подошел индийский шлюп, а затем дивизион британских эсминцев. Против единственной пушки лодки оказалось девятнадцать 120-мм и четыре 102-мм орудия плюс множество пулеметов.

Командир лодки Сальваторе Пелози принял бой. Он выпустил все торпеды в эсминцы "Кингстон", "Кандагар" и "Хартум", продолжая при этом маневрировать и вести артиллерийскую дуэль. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в "Хартум". Через полчаса после начала сражения лодка получила снаряд в корму, повредивший рулевое устройство и ранивший Пелози.

Спустя еще некоторое время орудие "Эванджелисты Торричелли" было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, командир приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца "Кандагар", причем Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием.

С борта “Кандагара” итальянцы наблюдали, как на "Хартуме" разгорается пожар. Потом сдетонировал боезапас, и эсминец ушел на дно.

“Хартум” (1939 г. постройки, водоизмещение 1690 тонн) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской . Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Командир Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.

Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. "Торричелли" ушла под воду с развевающимся боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника. Капитан 3-го ранга Сальваторе Пелози был удостоен высшей военной награды Италии, "Медалиа Д’Ор Ал Валор Милитари" (Золотая медаль за военную доблесть).

Упомянутый “Кандагар” недолго бороздил моря. В декабре 1941 года эсминец подорвался на минах вблизи ливийского побережья. Вместе с ним ушел на дно легкий крейсер “Нептун”. Два других крейсера британского ударного соединения (“Аврора” и “Пенелопа”) также подорвались на минах, но смогли вернуться на базу.


Легкие крейсеры «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин

Потомки великого Марко Поло сражались по всему миру. От ледяной синевы Ладожского озера до теплых широт Индийского океана.

Два затонувших линкора (“Вэлиант” и “Куин Элизабэт”) - результат атаки боевых пловцов “Дечима MAS”.

Потопленные крейсеры Его Величества “Йорк”, “Манчестер”, “Нептун”, “Каир”, “Калипсо”, “Бонавенчер”.

Первый пал жертвой диверсии (катер со взрывчаткой). “Нептун” подорвался на минах. “Манчестер” стал самым крупным боевым кораблем, из всех, когда-либо потопленных торпедными катерами. “Каир”, “Калипсо” и “Бонавенчер” были торпедированы итальянскими подлодками.

400 000 брутто-регистровых тонн - таков суммарный “улов” десяти лучших подводников Regia Marina. На первом месте итальянский “Маринеско”, Карло Феция ди Коссато с результатом 16 побед. Другой ас подводной войны Джанфранко Гаццана Приороджа потопил 11 транспортов суммарным водоизмещением 90 тыс. брт.

Итальянцы воевали в Средиземном и Черном морях, у берегов Китая, в Северной и Южной Атлантике.

43 207 выходов в море. 11 миллионов миль боевого пути.

По официальным данным, моряки Regia Marina обеспечили проводку десятков конвоев, доставивших 1,1 млн. военнослужащих и 60 тысяч итальянских и немецких грузовиков и танков в Северную Африку, на Балканы и средиземноморские о-ва. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

И, конечно же, золотая страница в истории итальянского флота. Десятая флотилия штурмовых средств. Боевые пловцы “черного князя” Валерио Боргезе - первый в мире военно-морской спецназ, наводивший ужас на противников.

Британская шутка о “не умеющих воевать итальянцах” справедлива лишь с точки зрения самих британцев. Очевидно, что ВМС Италии как в количественном, так и в качественном отношении уступали “морским волкам” Туманного Альбиона. Но это не помешало Италии стать одной из сильнейших морских держав и оставить свой неповторимый отпечаток в истории морских сражений.

Каждый, кто знаком с этой историей, обратит внимание на очевидный парадокс. Основная доля побед ВМС Италии пришлась на малые корабли - субмарины, торпедные катера, человеко-торпеды. В то время как крупные боевые единицы особого успеха не добились.

Парадокс имеет несколько объяснений.

Во-первых, крейсеры и линкоры Италии можно пересчитать по пальцам.

Три новых ЛК типа “Литторио”, четыре модернизированных линкора времен Первой мировой, четыре ТКР типа “Зара”, “Больцано” и пара первенцев-“вашингтонцев” (“Тренто”).

Из которых реально боеспособными были лишь “Зары” и “Литторио” + десяток легких крейсеров, размером с лидер эсминцев.

Впрочем, даже здесь про отсутствующий успех и полную бесполезность говорить не приходится.

Ни один из перечисленных кораблей не стоял у причала. Линкор “Витторио Венето” выполнил за годы войны 56 боевых заданий, пройдя с боями 17 970 миль. И это на ограниченном “пятачке” Средиземноморского ТВД, при наличии постоянной угрозы из под воды и с воздуха. Регулярно попадая под удары противника и полчая повреждения различной степени тяжести (линкор затратил на ремонты 199 дней). При том он еще умудрился дожить до конца войны.

Достаточно проследить боевой путь любого из итальянских кораблей: там в каждой строке соответствует какое-либо эпическое событие или знаменитое сражение.

“Выстрел у Калабрии”, бой с конвоем Эсперо, перестрелка у Спартивенто, бой у Гавдоса и сражение у мыса Матапан, первый и второй бои заливе Сидра... Соль, кровь, морская пена, стрельба, атаки, боевые повреждения!

Назовите еще тех, кому удалось принять участие в стольких перипетиях такого масштаба! Вопрос риторический, ответа не требует.

Противник у итальянцев был “крепким орешком”. Королевский военно-морской флот Великобритании. “Уайт энсайн”. Круче некуда.

На деле силы противников оказались примерно равны! Итальянцы обошлись без Цусимы. Основная часть битв закончились с равным счетом.

Трагедия у мыса Матапан была обусловлена одним-единственным обстоятельством - отсутствием радаров на итальянских кораблях. Невидимые в ночи британские линкоры приблизились и расстреляли в упор три итальянских крейсера.

Вот такая ирония судьбы. На родине Гульемо Маркони радиотехнике уделялось не слишком много внимания.

Еще пример. В 30-е гг. Италия владела мировым рекордом скорости в авиации. Что не мешало итальянским военно-воздушным силам быть самыми отсталыми ВВС среди западноевропейских стран. В годы войны ситуация ничуть не улучшилась. У Италии не было ни достойных ВВС, ни морской авиации.

Так стоит ли удивляться тому, что немецкие “Люфтваффе” добились больших успехов, чем итальянские моряки?

Можно еще вспомнить позор в Таранто, когда тихоходные “этажерки” за одну ночь вывели из строя три линкора. Вина целиком лежит на командовании итальянской военно-морской базы, поленившемся натянуть противоторпедную сеть.

Но ведь итальянцы не были одиноки! Эпизоды преступной халатности имели место на протяжении и всей войны - как на море, так и на суше. У американцев - Перл-Харбор. Даже железный “Кригсмарине” падал своим арийским лицом в грязь (битва за Норвегию).

Бывали совершенно непредсказуемые случаи. Слепая удача. Рекордное попадание “Уорспайта” в “Джулио Чезаре” с дистанции 24 километра. Четыре линкора, семь минут пальбы - одно попадание! "Попадание можно назвать чистой случайностью " (адмирал Каннигхэм).

Ну что же, итальянцам в том бою чуть-чуть не повезло. Так же, как не повезло британскому “Худу” в бою с ЛК “Бисмарк”. Но ведь это не дает оснований считать британцев негодными моряками!

Что касается эпиграфа к данной статье, то можно сомнению его первую часть. Итальянцы умеют воевать, но в какой-то момент разучились строить корабли.

Не самый плохой на бумаге, итальянский “Литторио” стал одним из худших кораблей в своем классе. Второй с конца в рейтинге быстроходных бэттлшипов, перед заведомо уцененным “Кинг Джордж V”. Хотя даже британский линкор со своими недостатками, возможно, обставит итальянца. Радаров нет. Системы управления огнем на уровне Перовой мировой. Переворсированные орудия бьют как попало.

Первый из итальянских “вашингтонцев”, крейсер “Тренто” - ужасный конец или ужас без конца?

Эсминец “Маэстрале” - ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”.

Тяжелый крейсер типа “Зара”. Говорят, лучший из “вашингтонских крейсеров”. Как же так, у итальянцев в кои-то веки получился нормальный корабль?

Отгадка у задачи проста. “Макаронники” совершенно не заботились о дальности плавания своих кораблей, справедливо полагая, что Италия расположена в центре Средиземного моря. Что значит - все базы рядом. В результате дальность плавания итальянских кораблей выбранного класса, по сравнению с кораблями др. стран, была меньше в 3-5 раз! Вот откуда лучшая защищенность и другие полезные качества.

В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего. А вот воевать итальянцы на них действительно умели.

Рассказать друзьям