Основная образовательная программа общего образования. К основным общеобразовательным программам относятся про граммы В состав образовательной программы входят

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
  • 2) основные профессиональные образовательные программы:
    • а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
    • б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
  • 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учётом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Образовательная программа - это официальный документ учреждения, который определяет содержание учебной деятельности на всех направлениях и уровнях независимо от формы собственности, уровня аккредитации, количества учащихся и прочих факторов. ФГОС формирует образовательный минимум содержания программы, на основании которого впоследствии разрабатываются учебные программы по отдельным дисциплинам. В школах и вузах хорошо знают, что такое образовательные программы , которая подразделяется на:

  • общеобразовательные (начального, основного и среднего образования);
  • профессиональные.

Что такое образовательная программа: нормативная база понятия

Образовательные программы - нормативные документы, разрабатываемые на базе ФГОС и регламентирующие взаимодействие учителя и учащегося в рамках индивидуально-личностного подхода, принципа системности и последовательности и с учетом динамики развития и мотивации к обучению. Образовательные программы не включают детальную разработку уроков и занятий: эта работа уже ложится на плечи учителей и преподавателей. Они содержат ключевые характеристики образования (содержание, объем материала и планируемые результаты), форм аттестации и необходимых организационно-педагогических условий, а потому призваны:

  • формировать общую культуру личности, способствовать социальному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию подростков;
  • создавать базу для саморазвития, осознанного выбора жизненного пути и дальнейшей профессиональной деятельности;
  • оптимизировать процесс адаптации учащихся в обществе;
  • оказать содействие в развитии творческих способностей учащихся, сохранении и укреплении их физического и психического здоровья.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, что такое образовательная программа , а также регламентируют требования к соотношению обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей, к результатам освоения, материально-техническим, кадровым, учебно-методическим, финансовым и прочим условиям реализации программ. Помимо положений ФГОС структуру и содержание, а также другие требованиям к образовательным программам определяет закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Следовательно, на федеральном уровне составляются примерные образовательные программы (для общеобразовательных школ - примерные основные образовательные программы), на основании которых учителя или представители школьной администрации в дальнейшем составляют и утверждают основные образовательные программы (далее -ООП).

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о разработке и внедрении образовательных программ учреждения помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Образовательная программа: что эксперты проверят на аккредитации (образовательная деятельность)
- Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования (планирование и организация)

Примерные образовательные программы - это рекомендательные документы, которыми пользуются разработчики авторских программ. Они служат ориентиром, вариацией внедрения требования ФГОС к содержанию образовательного процесса. Примерные ОП не могут служить в качестве рабочих программ, поскольку не систематизируют материал по темам и отдельным годам обучения. Они разрабатываются уполномоченными госорганами по всем предметам базисного учебного плана с учетом требований ФГОС и следуют важным дидактическим принципам:

  • природосообразности - соответствия материала, форм работы и последовательности их использования психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • преемственности уровней образования и формирования готовности к самостоятельному и дальнейшему обучению, реализации метапредметных связей;
  • интеграции теории и практики, направленности на формирования основных компетенций;
  • коммуникативности, взаимосвязи развития, обучения и воспитания, необходимой для социокультурного роста школьников.

Образовательная программа школы - это такой документ, что интегрирует внеурочную и урочную деятельность, определяет стратегические цели, реализует образовательную стратегию учреждения для всестороннего развития учащихся и раскрытия их потенциала. Выделяют следующие уровни освоения ОП школы:

  • общеразвивающие - направлены на общее развитие ребенка, на расширение его знаний о себе, социуме и природе, здесь педагог должен удовлетворить познавательные потребности учащихся, дать ему необходимую информацию конкретно по выбранному курсу, разить его коммуникативные способности и умение работать в группах;
  • специализированные - направлены на развитие способностей детей, которые имеют задатки к изучению некоторых наук, предполагает овладение учениками компетентности в конкретной области знаний;
  • профессионально-ориентированные - помогают выбрать будущую профессию ученикам старших классов, определить у них склонности к этой профессии, учат видеть проблему и находить пути ее решения, на этом уровне учащиеся знакомятся с разновидностями профессий, чтобы найти, близкую по душе себе, и максимально изучить ее еще в школе.

Разновидности образовательных программ образовательного учреждения

Образовательная программа образовательного учреждения - документ, который отражает социокультурную миссию учреждения, а также объединяет основные и дополнительные программы, воплощение которых необходимо для достижения планируемых результатов обучения. Проанализировав содержание документа, не сложно разобраться, что такое образовательная программа образовательного учреждения и выделить две разновидности - основные и дополнительные.

  1. Основные ОП - документы, регламентирующие условия организации учебно-воспитательного процесса, содержание учебного плана и календарного учебного графика, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных дисциплин и курсов. ООП школы разрабатывается на базе примерной ООП, учитывая образовательные потребности учащихся, национальные, региональные и этнокультурные особенности, тип образовательного учреждения, кадровое обеспечение и его материально-техническую базу. Основные занимают намного больше учебного времени, и являются едиными для учащихся, они обязательно соответствуют стандартам образования.
  2. Дополнительные ОП - направлены на осуществление запросов участников образовательных отношений, которые выходят за рамки содержания основной программы. Дополнительные не ставит перед собой цель соответствовать федеральным стандартам. Они направлены на развитие личности, на удовлетворения ее образовательных потребностей, именно поэтому они связаны с предоставлением образовательных услуг.

Помимо двух ключевых разновидностей, различают и другие типы образовательных программ. Каждое учебное учреждение свободно в выборе ОП. Министерство может давать рекомендации к выбору, но обсуждение, рассмотрение и принятие конкретной программы осуществляется им самим. Руководство и коллегиальные органы выбирают из предложенных вариантов те, которые смогут реализовать конкретно в своем учреждения, исходя из возможностей, кадровой, методической и материально-технической базы, уровня подготовленности преподавательского коллектива и интересов общественности.

Сегодня как никогда педагоги свободны в выборе программ для реализации. Это условие позволяет каждому проявить свои творческие способности, разрабатывая авторские документы. Основные образовательные программы определяют лишь базу знаний, поэтому все педагоги могут на свое рассуждение выбирать способ подачи материала, демонстрационные средства, формы и методы работы с учащимися, самостоятельно разработать ОП для одного или несколько интегрированных курсов.

Типы дополнительных образовательных программ:

  1. Типовые - разработанные и принятые Министерством образования документы, которые могут внедряться в каждой школы, используются как база при составлении других ОП, рекомендуются к использованию соответствующими органами.
  2. Модифицированные - базируются на типовых ОП, но имеют некоторые отличия: учитель по-своему распределяет количество учебного материала, учитывая особенности учреждения, результат проверятся по базовым критериям оценки и по результатам олимпиад, конкурсов, выставок, отчетных концертов.
  3. Экспериментальные - это инновационные наработки, которые реализуются локально, их цель - разработка новых технологий при работе с детьми, они направлены на внедрение в учебный процесс современных форм и методов подачи материала, после успешного прохождения эксперимента они получают статус авторских, и могут использоваться всеми учреждениями.
  4. Авторские образовательные программы - это разработанные одним или группой педагогов документ, который отличается оригинальностью и актуальностью, в нем заложены самые острые проблемы современного общества и пути их решения, здесь есть гипотеза, критерии результатов на промежуточном и конечном уровнях, цели и задачи проекта. Авторские программы часто используются в качестве дополнительных для более детального и тщательного освоения материала курса на факультативных занятиях. Такие программы учитывают логику подачи материала, актуальные законодательные нормы и методические рекомендации.
Авторская образовательная программа в педагогике - это, в первую очередь, способ воплощения опыта работы, собственных наблюдений и изучения наследия педагогов. Если учитель разработал ее, то это является большим плюсом к его резюме, и открывает перед ним новые перспективы. В авторских программах может быть предложен собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и навыков школьников. Сегодня выделяют такие формы организации авторских разработок:
  • интегрированные - изучаются в едином ключе несколько отраслей знаний, объединенных между собой по смыслу (такая форма знакомит учеников с практической стороной учебных дисциплин, позволяет понять, что все в мире взаимосвязано, учитель может интегрировать уроки, например, изучая определенные понятия, предложить учащимся изобразить их, объединив несколько дисциплин в рамках одной темы);
  • модульные - состоят из несколько больших по охвату знаний тем, объединенных логической взаимосвязью, модули изучаются отдельно друг от друга, а по окончанию каждого из них ученики должны уметь оперировать базовыми понятиями, решать нестандартные задачи, применять полученные знания на практике.

Школа обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация образовательной деятельности направлена на достижение поставленной конкретной учебной цели или образовательной задачи, которая удовлетворяет потребностям, интересам и способностям учащегося. В ходе разработки индивидуальной образовательной траектории целевым ориентиром служат планируемые результаты и компетенции, которые должны быть достигнуты учащимся по итогу обучения.

Структура образовательной программы школы по ФГОС

Образовательная программа образовательного учреждения - это такой документ, который в своей структуре объединяет обязательную и вариативную части. Последняя чаще всего составляет незначительную долю от общего объема материала и формируется, исходя из образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений. Соотношение вариативной и обязательной частей предполагает суммирование компонентов программного материала.

В зависимости от ступени обучения соотношение вариативной и инвариантной частей ОП может меняться:

  • в начальной школе обязательная часть программы составляет 80 %, а вариативная - 20 %;
  • в среднем звене - пропорция меняется на 70 / 30 %;
  • в старшей школе - обязательная часть ОП составляет 60 %, а формируемая участниками образовательных отношений - оставшиеся 40 % объема.

Вариативная часть программа отражает не только образовательные потребности учащихся, но и профессиональные запросы педагогического коллектива, социальные запросы родителей школьников или их законных представителей.

Независимо от типа и предназначения образовательных программ, все они имеют схожую структуру:

  • пояснительная записка - вступительный раздел, в котором дается основная информация о целях и задачах документа;
  • ожидаемые результаты - перечень навыков и умений, универсальных учебных действий и компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по итогам освоения программы;
  • учебный план - раздел, на основании которого педагоги осуществляют календарно-тематическое планирование, распределяя содержание учебной дисциплины;
  • блок универсальных действий - обязательная часть, которую проходят все обучающиеся без исключения;
  • блок вариативных предметов и курсов, администрация или общественность выбирают между вариативной составляющей;
  • часть, касающаяся воспитания учеников или студентов;
  • блок о формировании экологической культуры и ЗОЖ у обучающихся;
  • коррекционная часть - методы и формы работы, направлены на коррекцию результатов обучения;
  • критерии оценки - их должен знать обучающий, чтобы всегда максимально объективно оценивать результат работы своих учеников или студентов;
  • внеурочная деятельность - направлена на реализацию ОП;
  • условия, при соблюдении которых гарантируется выполнение ОП.

Учебный план - раздел ОП, отвечающий на реализацию требований ФГОС, является одним из ключевых в документе. Важно уточнить, что в одной основной программе может быть один или несколько учебных планов, которые также состоят из вариативной и инвариантной частей. В обязательной части указываются перечни учебных дисциплин, освоение которых необходимо для реализации ООП, уточняется учебное время по годам обучения. В инвариантной части плана, призванной реализовать частные образовательные потребности школьников, указывают дисциплины и курсы, удовлетворяющие языковые, академические, этнокультурные и прочие потребности учащихся. Это может быть как углубленное изучение учебных предметов из основной части, так и курсы внеурочной деятельности, дополнительных дисциплин, удовлетворяющих интересам учеников и их родителей.

В высших учебных заведениях, где точно знают, что такое образовательная программа образовательной организации , она разрабатывается для каждой специальности, и содержит такие разделы:

  • учебный план;
  • рабочая программа для конкретного курса;
  • материалы, направленные на воспитание личности студента, формирование у него социальных навыков;
  • график прохождения учебной и производственной практик;
  • учебный график;
  • учебно-методическая документация, направленная на реализацию технологий обучения.

Этапы разработки образовательной программы школы

Образовательная программа по ФГОС - это такой документ, что обеспечивает реализацию образовательных потребностей общества, родительского и педагогического сообщества. В современной педагогической практике используется два подхода к разработке образовательных программ:

  • компетентностный - документ ориентирован на формирование у выпускников определенных компетенций, навыков, умений и знаний, которые необходимы для успешной адаптации в обществе, выборе профессиональной деятельности и саморазвития (программы такого типа отличает вариативность, индивидуальная направленность);
  • модульный - гибкая система построения содержания образования, которая направлена на удовлетворение индивидуальных запросов родительской и ученической общественности.

Поскольку каждая образовательная программа - это хорошо структурированная и комплексная педагогическая система, проектирование ее предполагает реализацию трех основных этапов:

Этап Ответственные лица Характеристика
Диагностический (предварительный) Администрация школы, рабочая группа, педагогический коллектив На первом этапе разработчики мониторят потребности участников образовательных отношений, изучают возможности учреждения для реализации социального заказа, а после анализируют полученную информацию, чтобы программа была актуальной, соответствовала требованиям стандарта, не имела аналогов, обеспечивала достижение планируемых результатов и поставленных целей. Администрация школы оценивает мотивированность коллектива, методическую и финансовую базу, формирует рабочие группы.
Технологический (основной) Рабочие группы, педагоги-предметники Наработанный материал структурируется. На основном этапе осуществляется целеполагание - определение планируемых результатов (системы целевых установок и набора компетенций), которые должны быть достигнуты по итогам освоения программы, подходов и принципов формирования структуры документа. На этом этапе определяют критерии оценки планируемых результатов, условия реализации образовательной программы (материально-технические, финансовые, кадровые, учебно-методические и прочие), объем учебной нагрузки с учетом использования интерактивных и инновационных форм работы, проводят предварительную экспертизу раздела. Без этого невозможен эффективный ход управления образовательным процессом.
Корректирующий (заключительный) Администрация школы, рабочие группы Внешняя оценка модели проектируемой ОП и корректировки ОП по результатам ее освоения на уровне родительского сообщества. Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива).

На этапе проектирования образовательных программ руководители сталкиваются с недостаточной мотивационной готовностью педагогических работников (педагоги не готовы к методической работе и реализации основной программы). Помимо этого не принимаются во внимание или учитываются не в полной мере интересы участников образовательного процесса, школьников и их родителей. В ходе проектирования текста документа затруднения возникают с формулировкой целей и задач, определением планируемых результатов, выбора критериев оценивания, в том числе для отслеживания метапредметных и личностных результатов.

Нужно сказать, что образовательная программа - это такой нормативный документ, без которого не будет выполнять свои функции ни одно учебное учреждение. На каждом этапе создания документа члены рабочей группы и представители школьной администрации должны учитывать требования ФГОС и методических рекомендаций.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФГОС СПО ФЕДОСЕЕВА З.А., ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ГБУ ДПО ЧИРПО

2 ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ФГОС ПО ТОП-50 Достижения качества подготовки в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами. Инструменты: - использование лучших практик организации ПО - применение передовых технологий - использование современных требований к кадровому составу - создание современной образовательной среды.

3 КАКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧТЕНЫ? Международные технические и экологические стандарты и регламенты учтены при разработке примерных программ на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций. В процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение понятия «демонстрационный экзамен» и использованы элементы, применяемые при организации конкурсов профессионального мастерства WorldSkills

4 Изменены требования ФГОС СПО по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» ФГОС включает в себя: 1) требования структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ включают в себя общесистемные требования, требования к материальнотехническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации ОП; 3) результатам освоения основных образовательных программ, разработанных в соответствие с профессиональными стандартами, уточненных общих компетенций в соответствии с запросами сферы труда. Приложения: -Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы -Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ОП СПО (ФГОС по специальностям, при наличии осваиваемых профессий) -Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности ОП СПО (требования к знаниям, умениям, практическому опыту по каждому основному виду деятельности)

5 Изменен статус Примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа (ПООП) учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным. Программы, не включенные в реестр, не имеют статуса ПООП Порядок разработки ПООП, их экспертизы, ведения указанного реестра утвержден приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. 594 Реестр ПООП СПО ведет ФГАУ ФИРО на основании приказа Минобрнауки России от 16 июня 2015 г Адрес: Организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ относится к основным направлениям деятельности ФУМО СПО (приказ МО и Н РФ от 16 июля 2015 г. N 726)

6 СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Структура программы (при сроке освоения 10 м.) Объем программы в ак. часах (минимум) Общепрофессиональный цикл 180 Профессиональный цикл 972* ГИА 36 Всего 1476 *) включает объем нагрузи по профциклу (в том числе практикам)+ по промежуточной аттестации Структура программы (при сроке освоения 2г.10м.) ОГСЭ цикл 468 М и ЕН цикл 144 Общепрофессиональный цикл 612 Профессиональный цикл ГИА Объем программы в ак. часах (минимум) 1728* 216 ВСЕГО 4464

7 ССЫЛКИ ФГОС СПО НА ТРЕБОВАНИЯ ПООП Соотношение инвариантной и вариативной части (с учетом ПООП п.2.1 ФГОС) Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) и практик образовательной программы (с учетом ПООП п.2.3 ФГОС) Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена (с учетом ПООП п.2.8 ФГОС по профессии, п.2.9 ФГОС по специальности) В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП (п ФГОС). Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП (п ФГОС).

8 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы наличие обязательной и вариативной частей обязательная часть направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО (80 % - ППКРС, 70 % - ППССЗ) вариативная часть дает возможность расширения основных видов деятельности, освоение которых приводит к получению квалификаций, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда (20 и 30 %) Суммарный бюджет времени не может быть менее объемов указанных во ФГОС

9 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы Определение срока освоения программы (п.1.10, 1.9) ФГОС, в зависимости от базы приема на обучение Рассмотрение сочетания квалификаций(п.1.11 (1.12), из которых выбирается одно из предложенных во ФГОС Рассмотрение перечня квалификаций, из которого выбирается одна или две, в рамках соответствующего модуля по специальности СПО Требования к наличию в программе ряда дисциплин, обозначенных ФГОС, ПООП Включение демонстрационного экзамена в структуру ГИА (п.2.8 по профессии, п.2.9 по специальности) Обязательность обеспечения возможностей реализации программ для лиц с ОВЗ (включение в структуру программы адаптационных курсов п. 2.6 ФГОС)

10 ТРЕБОВАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРУЕМОЙ ПРОГРАММЫ Формирование номенклатуры дисциплин и модулей с учетом зачетных единиц (1 зач. ед =32-36часов) Объем образовательной программы по циклам включает: нагрузку во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную работу (п. 2.4 ФГОС) теоретическое обучение и практику (в том числе и преддипломную (для специальностей), курсовые работы (проекты)) промежуточную аттестацию, консультации. Объем нагрузки на практики составляет не менее 25% времени отводимого на профессиональный цикл;

11 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы не используется понятия «максимальный объем учебной нагрузки» (не более 54 часов) и объем «обязательных аудиторных занятий» (не более 36 часов) введено понятие «объем образовательной программы» рассчитано исходя из 36 часов в неделю Объем самостоятельной работы не может превышать более 20% (для профессии) или 30% для специальности Время отводимое на СР обучающихся, не относится к времени, отводимому на работу во взаимодействии, но входит в объем часов учебного плана. Учебные занятия + практика составляют > 80% / 70 % (профессии / специальности)

12 Требования к условиям реализации образовательной программы (5 видов требований) Общесистемные требования, Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы в соответствии с требованиями ПООП Требования к учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, с учетом перечня указанной литературы в ПООП В части требований к кадровым условиям наличие опыта профильной профессиональной деятельности у 25 % педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимся дисциплин (модулей), направленных на формирование профессиональных компетенций Финансовое обеспечение не ниже базового норматива

13 СВОБОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОП СПО Определять соотношение инвариантной и вариативной составляющей Определять номенклатуру учебных дисциплин и профессиональных модулей инвариантной части, адаптационных дисциплин Определять объем нагрузки на практики Выделять содержание обязательного минимума лабораторных и практических работ Выделять учебную нагрузку на промежуточную аттестацию, консультации Планировать реализацию ОП, только по тем видам деятельности(модулям), которые определяют выбранную образовательную траекторию и необходимы для обеспечения квалификации (таблица 2 р. 3 ФГОС)

14 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ОО определяется направление использования вариативной части; выявляются дополнительные основные виды деятельности, компетенции, востребованные на региональном рынке труда; разрабатываются спецификации по профессиональным компетенциям; формируются дополнительные элементы программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; разрабатываются программы практик; разрабатываются учебный план и график учебного процесса; формируется фонд оценочных средств; утверждается программа руководителем образовательной организации.

15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Сведения из ФГОС Присваиваемые квалификации Форма обучения Срок освоения программы на базе среднего общего образования и на базе основного общего образования

16 ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общий объем ОП, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается: на 2952 ч. (для профессий СПО) на 1476(для специальностей) К общеобразовательному циклу не предусматривается самостоятельная работа Номенклатура предметов общеобразовательной подготовки и объем нагрузки по ним определяется из методических рекомендаций ФИРО (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г) Период изучения учебных дисциплин, объем консультаций определяется самостоятельно образовательной организацией Промежуточная аттестация проводится по русскому языку, математике и по 1 дисциплине из числа профильных

17 ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВОДИМОГО НА ПРОМЕЖУТОЧНУЮ И ИТОГОВУЮ АТТЕСТАЦИИ Установление форм, периодичности, порядка проведения текущего, промежуточного контроля относится к компетенции ОО. В каждом семестре необходимо предусмотреть не менее 1 экзамена, но не более 8 в учебном году. По усмотрению ОО промежуточная аттестация по ПМ может проводиться в виде ДЭ. ГИА включает в себя: для профессий ДЭ для специальностей ДР (ДП) ДЭ включается в виде госэкзамена. Объем времени ИГА устанавливает ФГОС.

18 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ При реализации ОП предусмотрены учебная и производственная практика УП и ПП планируются в рамках ПМ и могут быть организованы как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено. ПП включает практики: по профилю специальности и преддипломную. Преддипломная практика является завершающей, ее длительность не может превышать 144 часа (письмо МО и Н РФ от) Конкретное распределение времени на практику определяется ПОО самостоятельно

19 ПЛАНИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ Цели вариативной части: -расширение основных видов деятельности и получение новой квалификации -углубление подготовки в рамках получаемой квалификации -получение дополнительных компетенций Вариативная часть планируется от общего объема программы. В зависимости от указанных во ФГОС сроках, объем вариативной части будет меняться: 10 мес.-не менее 288ч. 1,10мес.-612ч. 2,10мес ч. 3, 10мес ч. В часы вариативной части включается промежуточная аттестация, консультации.

20 СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. УМК Раздел 2 Программы профессиональных модулей Программа профессионального модуля Раздел 3 Программы учебных дисциплин. 1. Программа учебной дисциплины Раздел Фонд оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и организация оценочных процедур по программе 4.2 Типовые задания для ГИА

21 СТРУКТУРА УМК Содержание 1. Пояснительная записка 2. Требования к результатам освоения образовательной программы 3. Содержание требований к структурным элементам программы 4. Методическая документация, определяющая структуру и организацию образовательного процесса 5. Приложения (в которых размещаются программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, согласно учебному плану и набор КИМ по ПООП)

22 ТРЕБОВАНИЯ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ Раскрыты и уточнены общие положения: -Нормативно-правовые документы -Особенности организации учебного процесса и режим занятий -Общеобразовательный цикл -Обязательная часть содержания программы СПО -Распределение вариативной части и ее особенности -Порядок и формы проведения аттестации -Порядок и формы организации самостоятельной работы -Перечень и особенности освоение профессий рабочих, предусмотренных в рамках реализации программы -Др. элементы, описывающие сущностные характеристики учебного процесса

23 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Перечень общих компетенций 2.2 Перечень профессиональных компетенций 3. Содержание требований к структурным элементам программы 3.1 Спецификация профессиональных компетенций 3. 2Спецификация общих компетенций 3.3 Конкретизация требований к структурным элементам программы Конкретизация требований к ПМ Конкретизация требований к ОПД Конкретизация требований к дисциплинам по циклам

24 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРУ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4.1 Учебный план 4.2 календарный учебный график 4.3 Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы 4.4 условия реализации образовательной программы Требования к кадровому составу реализующему ООП Требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса


РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОГРАММАМ ТОП-50 И АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ФГОС Станулевич Ольга Евгеньевна - ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования

Царькова Елена Анатольевна зам. начальника Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета Структура нового макета ФГОС СПО В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального

Email: [email protected] Е.А. Царькова, зам. директора Центра развития профессионального образования Московского государственного политехнического университета, к.п.н. Структура нового макета ФГОС СПО

Министерство образования и науки Российской Федерации Актуализация ФГОС СПО Алферова И.А. председатель краевого УМО по УГС СПО 38.00.00 Министерство образования и науки Российской Федерации Черноскутова

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (ГАПМ имени Н.П.

Структура ФГОС по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС включает в себя: требования структуре основных образовательных программ (в том числе

Структура новых ФГОС. Примерная основная образовательная программа Давыдова Наталья Владимировна, начальник ОРОПТ ЦПО Самарской области Структура ФГОС по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального

Особенности разработки и апробации рабочих основных образовательных программ, УМК и КИМ Образовательные программы, УМК и КИМ: мониторинг и доработка в процессе апробации О.Ю. Говорова, заместитель директора

Министерство образования и науки Российской Федерации О направлениях государственной политики в сфере среднего профессионального образования. Актуализация ФГОС СПО Попова Т.С. Департамент государственной

Разработка учебного плана основной программы для ФГОС по ТОП-50 Станулевич Ольга Евгеньевна, ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета,

Разработка проекта учебного плана образовательной организации в соответствии с новым ФГОС Давыдова Наталья Владимировна, начальник ОРПТ ЦПО Самарской области Нормативно-правовая база Федеральный закон

Новый макет федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ФГОС СПО 4 Структура нового макета ФГОС СПО В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж 15 Система менеджмента качества 03-02-2014

Методические материалы по проектированию основных профессиональных образовательных программ СПО по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям Оглавление 1 Определение общих положений

УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы среднего профессионального образования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Технологический колледж 21» по программе

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОУ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена ГПОБУ «Республиканский инженерный колледж имени С. Орджоникидзе»

Настоящее положение, разработанное на основе: Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования РФ, в соответствии с Письмом Минобразования

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» (ГБПОУ МО «ВАТ «Холмогорка»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Утверждаю Директор ГБПОУ МО «Мытищинский колледж»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

Министерство образования и науки Калужской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «КАЛУЖСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. А.Т. КАРПОВА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров в ДПО Руководителям органов исполнительной власти субъектов

Пояснительная записка 1. Нормативная база реализации ППССЗ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена разработан на основе Федерального закона «Об образовании в Российской

Министерство образования и науки Российской Федерации Утверждаю Ректор В.И.Гришин УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Смоленский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова наименование образовательного

ПОЯСНЕНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО по программе базовой подготовки Квалификация - медицинская сестра / медицинский брат Форма обучения

Утверждаю Директор ГАПОУ КузТАГиС С.Н.Нифонтов ФИО «28» августа 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы среднего профессионального образования Государственное автономное образовательное учреждение

Локальный акт 1.25 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и согласования основных профессиональных образовательных программ государственного образовательного учреждения начального профессионального образования

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ОП СПО Настоящий учебный план образовательной программы среднего профессионального образования бюджетного профессионального образовательного учреждения

УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБОУ СПО Колледж строительной индустрии и городского хозяйства А.М. Кривоносов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославкой области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» ПОЛОЖЕНИЕ 02.09.2014 г. Тюмень УТВЕРЖДЕНО Приказом от

1. Пояснительная записка Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования ГБПОУ МО «Сергиево- Посадский колледж» разработан на основе Федерального

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» / О.П. Шовская 20 г. М.П. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Государственного областного бюджетного профессионального

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по теоретическому обучению Емельяновского дорожностроительного техникума Е.М. Самохвалова УТВЕРЖДАЮ: Директор Емельяновского дорожно-строительного техникума В.П.Калачев

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» / О.П. Шовская/ «01»августа 2017 г. М.П. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Государственного областного бюджетного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский промышленно-экономический колледж У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

СОГЛАСОВАНО 2017г УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОАУ «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства» Мельникова Е.И. 2017г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, срок получения СПО по ППССЗ: 1 года 10 месяцев, год начала подготовки 2018 Распределение по курсам и семестрам Формы промежуточной

УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБОУ СПО Колледж строительной индустрии и городского хозяйства А.М. Кривоносов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Санкт- Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» УТВЕРЖДЕНО Решением Советом, колледжа, Протокол/^ 1 от 18.0.1. 2016г. Директор;

Основная профессиональная образовательная программа по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП)

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОУ Настоящий учебный план Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа В.Ю. Лобов

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОО Настоящий учебный план государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Владимирский экономико-технологический

Министерство образования и науки Российской Федерации УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж» ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.9. Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных

Содержание 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативный срок освоения программы и присваиваемая квалификация 1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1. Пояснительная записка 1.1 Нормативная база реализации программы подготовки специалистов среднего звена 1. Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.09

Утверждаю Директора ГПОУ ЯО Ярославского торгово-экономического колледжа Н.В.Костерина 2015г. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославского

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ОПОП Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Автономной некоммерческой

1.4. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО) определяется соответствующим федеральным государственным

Рассказать друзьям