Примерные темы самообразования воспитателей доу. План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразование развитие речи 2 младшая группа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Алена Паничева
План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя

общеобразовательная школа № 11 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области структурное подразделение детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

План

самообразования

воспитателя младшей группы

Образовательная область

«Речевое развитие»

на тему : «Активизация словаря

детей 3-4 лет »

Воспитатель : Паничева

Викторовна

2016-2017 год

План самообразования воспитателя младшей группы

на тему ""

1. Паничева Алена Викторовна

2. Сведения об образовании : высшее образование, .

3. Тема : Активизация словаря детей 3-4 лет .

4. Сроки реализации : работа начата в сентябре 2016 года, планируется закончить в мае 2017 г.

5. Цель :- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей :

1. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

2. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов) ;

3. Обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.) ; называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных , фрукты и т. д.)

6. Актуальность темы :

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

7. Предполагаемый результат : расширение словаря детей , умение использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками.

8. Форма самообразования : индивидуальная.

9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :

1. Изучение методичекой литературы по теме;

2. Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ

3. Посещение педсоветов, вебинаров, конференций; блиц- олимпиады по ФГОС.

4. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе ;

5. Подбор методических пособий и дидактических игр по теме ;

10. Отчет о проделанной работе :

1. Сообщение на педагогическом совете;

2. Презентация результатов на педагогическом совете.

3. Методический материал по лексическим темам : «Отгадай загадку. Овощи» , «Отгадай загадку. Фрукты» , «Посуда» , «Зимующие птицы» , «Животные жарких стран» , «Домашние птицы» , «Кто где спрятался» , «Найди отличия» и др.

4. Свидетельства о прохождении вебинаров.

5. Дипломы блиц- олимпиад по теме.

1. Самореализация

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

1. Участие в вебинарах, блиц- олимпиадах, онлайн конференциях.

2. Проведение мониторинга

3. Подготовка лексического материала для развития речи по темам

1. «Отгадай загадку»

2. «Овощи»

3. «Фрукты»

4. «Посуда»

5. «Зимующие птицы»

6. «Животные жарких стран»

7.«Домашние птицы»

8.«Кто где спрятался»

9.«Найди отличия» и др.

4. Подбор картотеки словесных и дидактичеких игр по теме .

2. Изучение методической литературы

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей . - М., 2004.

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет . сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

6. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа » - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

7. Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа . Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

Конспекты занятий по развитию речи;

Результаты мониторинга детей : образовательные области «Социально – коммуникативное развитие» , , «Познание» ;

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

3. Работа с детьми

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

СЕНТЯБРЬ

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки» , «Лото» , «Чей малыш?» , «Большие и маленькие» и т. д.

ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Дидактические игры с применением картинок : «Зимующие птицы» , «Покажи правильно» и т. д.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра : настольного, пальчикового, на магнитной доске.

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям второй младшей группы .

МАРТ-АПРЕЛЬ

Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» .

Мониторинг.

4. Работа с родителями

Период 01.09.2016 -30.05.2017

Практические выходы :

СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей .

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников .

3. Обсуждение темы «Игры, в которые мы играем» .

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

1. Проведение совместного праздника для детей и родителей «Новый Год» .

2. Памятка «Упражнения для развития речевого дыхания»

3. Папка передвижка «Игры для развития словаря дошкольника , или как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи.

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

1. Консультация «Учим ребёнка общаться» .

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет . Острый слух – правильная речь».

3. Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

4. Памятка «Речь малыша»

МАРТ-АПРЕЛЬ

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

2. Проведение праздника 8 Марта : поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.

4. Памятка «Игры для развития пассивного словаря » .

Здравствуйте уважаемые воспитатели. На связи Татьяна Сухих. Давайте поговорим о том, что составляет обязательную часть вспомогательного педагогического развития. Вы, я думаю, догадались, что туда входит готовый план самообразования воспитателя. Такой план систематизирует педагогические действия и вырабатывает будущую коммуникацию с ребятами. В ней также содержится программа методологических работ на будущий год.

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.

Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности, развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов, а также влияет на совершенствование зрительной, моторной, слуховой, образной памяти. Как средства сенсорного воспитания у дошколят используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.

Детки, которые обладают культурой в области сенсорики, различают большую палитру звуков и красок, а также вкусовых ощущений. Готовый план по самообразованию воспитателей в младшей группе позволит вам дорогие педагоги самосовершенствоваться и узнать потребности деток в еще большей степени.

План работы воспитателя

Тематика

Назначение

Задачи

Воспитательный процесс: сенсорика у дошколят младшей группы Улучшение профессиональной осведомленности, квалификации педагогов

· Обучение детей различиям основных цветов;

· ознакомление деток с формой и величиной предметов;

· формирование навыков индивидуальной деятельности;

· повышение самооценки малышей и уверенности в себе;

· развитие творческих способностей, любознательности, наблюдательности;

· сплочение детского коллектива.

Сроки

· составление готового плана по самообразованию воспитателя детского сада;

· существование проекта работы по самообразованию;

· изучение литературы и приобретение материалов по данной тематике;

· обработка материалов из Интернет;

· разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

· проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года;

· консультирование и анкетирование родителей на тему сенсорного развития детей в доу.

· проведение анкетирования и консультирования родителей;

· получение данных во время анкетирования по теме «Ознакомление» и выявлению знаний по сенсорному формированию и воспитанию дошкольников;

· проведение консультирования с мамами и папами на темы: «Адаптирование детей к условиям детского сада» и «Воспитание сенсорики дошколят».

· продолжение изучение литературы по данной теме: работы М. Монтессори по развитию ребят из разных источников Интернета;

· подготовка и проведение открытого просмотра образовательной деятельности «Как искали щенка»;

· формирование картотеки поучительных игрищ, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

· поучительные игры в картотеке, материалы к этим забавам;

· консультирование с родителями по теме: «Чем заняться в выходной день с детьми?»

· проведение консультирования с родителями по теме: «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?»;

· формирование картотеки поучительных игр, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

· изготовление игровых материалов;

· поучительные игры в картотеке, материалы к этим играм;

· составление передвижной папки для родителей по теме: «Игры по сенсорике для малюток».

5. Январь :

· консультирование с родителями по теме: «Первые уроки морали для дошколят раннего возраста»;

· составление материалов для игрищ, существование поучительных игр в картотеке;

· упражнения и забавы на развитие обоняния;

· формирование развивающего центра «Территория запахов» и проведение игрищ и упражнений;

· продолжение изучения литературы по данной теме.

· подготовка и проведение открытого просмотра «Гостим у зайчонка»;

· участие в педсовете и анализ просмотра;

· опыты с водой: «прозрачность воды», «разноцветная вода»;

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Формирование способностей сенсорики ребят раннего возраста».

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Развивающие игры и их роль для малышей»;

· создание картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление и усвоение такого понятия, как форма: «Поищи предмет данной формы», «Какая из этих фигур лишняя?».

· дидактические игры в картотеке, а также материалы к ним;

· продолжение изучения литературы по данной теме;

· продолжение составления передвижной папки для родителей по теме: «Сенсорные игрища для малышей».

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Капризы детей и их упрямство»;

· продолжение изучения литературы по данной теме;

· составление картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление цвета: «Какие цвета вы видите здесь?», «Какой цвет имеет этот предмет?», «Давайте уточним этот цвет»;

· существование в картотеке поучительных игр и материалы к ним;

· составление буклетов для родителей по теме: «Сенсорное усовершенствование малышей дошколят».

9. Май (итоговый)

· подготовка и проведение открытого просмотра «Бабочки»;

· участие и анализ просмотра в педсовете;

· анкетирование родителей, которое позволит понять, насколько они оценивают работу в доу;

· создание картотеки поучительных игр и материалы к ним;

· консультирование родителей

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

алка, бантик.
3) Воспитывать бережное отношение к кукле и одежде.
Материал: кукла, платье, вешалка, шаблоны кукол, платья для кукол из цветной бумаги, детали (воротник, карман).
Литература:
1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2) Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с., ил.
3) Гербова В.В., Максаков А.И. Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитания дет. сада. – 2-е изд. перераб. – М.: просвещение, 1986. – 128 с.
4) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
Структура занятия и методические приемы:
1) Начало занятия:
А) Сюрпризный момент
Б) Наблюдение
В) Вопросы
2) Основная часть:
А) Объяснение
Б) Использование дидактического материала
В) Поощрение
3) Заключительная часть
А) Загадки
Б) Вопросы
В) Поощрение

Ход игры:

Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Маша. «Здравствуйте, ребята!»
- Ой, ребята, а посмотрите-ка, какая кукла Маша сегодня нарядная.
- Ребятки, а кто мне скажет, во что одета кукла Маша? Это что?
- Верно, платье. А какое оно?
- Правильно. А еще какое? Платье теплое или легкое? Ну-ка потрогайте платье и скажите мне, какое оно?
- Платье легкое.
- А теперь, ребята потрогайте вот это платье. А это платье какое?
- Верно, ребята это платье теплое, потому что оно из фланели.
- Ребята я сказала, что кукла Маша пришла к нам нарядная. А ели кукла нарядная, то платье, какое?
- Платье нарядное, ведь так ребята. Ребятки давайте скажем вместе «нарядное платье».
- Ребятки, а давайте мы с вами завяжем нашей гостье передничек, и не просто так завяжем, а завяжем на бантик.
- А теперь повторите. Как надо завязывать передник?
- Все ребятки передничек мы нашей кукле Маше завязали. Наша гостья стала еще краше.
- Ребята, посмотрите-ка, а как называется эта часть платья, та что находится на горловине платья?
- Ребята, это воротник. Повторяйте за мной «воротник».
- Ребятки на что застегивается платье? Что это?
- Правильно, на пуговицы мы застегиваем нашу одежду.
- Посмотрите-ка, что это у нас такое есть на переднике? Куда мы можем положить платочек?
- Да, это карман. А карман глубокий? Давайте посмотрим.
- Ребятки, а как называется эта часть платья? Если они длинные, мы их засучиваем, перед тем как мыть руки.
- Это ребята рукава. Молодцы!
- Ребятки, а посмотрите-ка, рукава у нашего платья какие, короткие или длинные?
- Правильно, короткие. Это потому что, у куклы Маши легкое, летнее платье.
Поэтому рукава короткие.
- А теперь внимательно посмотрите на это платье. У него какие рукава?
- Верно, длинные рукава. Это теплое платье.
- Ребята, а когда мы моим руки, мы что с длинными рукавами делаем?
- Правильно, молодцы! А зачем надо засучивать рукава?
- Ребятки, а когда мы снимаем платье или другую одежду, что мы должны с ней сделать?
- Сначала, ребята необходимо вывернуть платье на изнанку. Повторяйте за мной «вывернуть на изнанку».
- Надо ли разбрасывать одежду, так чтобы она везде валялась?
- Нет. Нельзя так делать. Нужно бережно относиться к вещам.
- Ребятки, на что мы с вами вешаем одежду? Что это?
- Правильно, вешалка.
- Нашу одежду мы складываем или вешаем на вешалку. Так ведь? Чтобы она не помялась?
- Ой, ребятки у куклы Маши есть сестры. Посмотрите какие? Они собрались в гости.
- Но у них нет одежды, подходящей к празднику.
- Ребята, поможем сестрам куклы Маши?
- Давайте, смастерим сестрам Маши красивые, нарядные платья сами, своими руками.
- Сейчас, я вам раздам куколок, платья, воротники, карманы. Вы все должны придумать красивые, нарядные платья. Позже мы посмотрим, у кого же платье получиться лучше всех?
- Сначала, одеваем нашу куколку в платье, т.е. прикладываем платье на куколку.
- Затем нужно приложить на платье ближе к шее воротник.
- А карманы у нас будут лежать по бокам платья.
- Ой, какие платья у всех красивые получились. Ребята, кукле Маше ваши платья для ее сестер тоже очень понравились.
- «Да ребятки, вы все молодцы, теперь моим сестрам есть в чем пойти на праздник. Спасибо, вам большое. Нам пора уходить, но мы обязательно еще придем к вам в гости. Вы нас будете ждать?»
- «До свидания».
- Ребятки вы все молодцы. Вы, наверное, устали. Сейчас я загадаю вам загадки. А загадки тоже про одежду. Слушайте внимательно.

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

Утверждаю

Заведующий МКДОУ детский сад №1

И.С.Глотова

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Воротневой Елены Васильевны

Воспитатель

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

5 года 10 мес

5 года 10 мес

Тема: «Активация словаря детей младшей возрастной группы»

2015-2016 учебный год

Дата начала работы над темой: октябрь 2015 год

Дата окончания работы: апрель 2016 год.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

Работа с детьми

Сентябрь

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

Март-апрель

Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Работа с семьёй

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Папка-передвижка.

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Театрализованный показ «Наши любимые сказки».

Памятки для родителей.

Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».

Самореализация

НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

    информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

    знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

    осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

    изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

    качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

    работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

    плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

    обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

    сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

    периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

    каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

    определить тему, конкретизировать цели и задачи;

    распланировать работу по самообразованию;

    грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

    подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельности

Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно-
диагностический
Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

    целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

    желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

    самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

    чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Рекомендации по решению
Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

    освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

    формирование базисного уровня профессионального мастерства;

    осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

    освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

    раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

    развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

    практика наставничества и помощи молодым специалистам;

    исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

    полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

    изучение азов методической работы с малышами;

    адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

    краткосрочные - проект реализуется в течение года;

    долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Социально-коммуникативная область:

    Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

    Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

    Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

    Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Художественно-эстетическая сфера:

    Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

    Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

    Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

    Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

    Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

    Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область:

    Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

    Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития:

    Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

    Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

    Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

    Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

    Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина - Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

    совершенствование профессиональных умений и навыков;

    изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

    практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

    подготовка конспектов и тезисов;

    проведение мастер-класса или тематического семинара;

    анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

    Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

    Все детали должны быть изготовлены аккуратно

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

    Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Рассказать друзьям