Артикуляционный аппарат состоит из. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика. Периферический речевой аппарат

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План:

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно
связанных между собой частей:
Центральный
(регулирующий)
Периферический
(исполнительный)

Центральный речевой аппарат

Отделы коры головного мозга - корковые речевые
зоны (слуховые, двигательные и зрительныe
области).
В височной доле левого полушария происходят восприятие и
дифференцировка слуховых раздражений, сложный процесс
понимания речи – центр Вернике.
Двигательная область (нижние лобные извилины левого
полушария) осуществляет моторную речь – центр Брока.
В зрительной области (затылочная доля) происходит восприятие и
распознавание необходимых для письменной речи (чтение, письмо)
графических изображений.

Центральный речевой аппарат

Теменные доли мозга осуществляют
восприятие и анализ двигательных
импульсов, поступающих в центральную
нервную систему от речевого аппарата в
процессе его функционирования - речевые
кинестезии. Они обеспечивают обратную
афферентацию (связь).
При поражении этой области нарушается
речевой праксис.

Центральный речевой аппарат

Экстрапирамидная система также принимает участие
в осуществлении двигательных механизмов речи.
Стриопаллидарная система участвует в подготовке
двигательного и речевого акта и коррекции его в процессе
выполнения, регулирует тонус речевой мускулатуры,
обеспечивает эмоциональную выразительность речи.
Мозжечок участвует в координации ритма, темпа речи и
тонуса речевой мускулатуры.
При поражении этих систем возникают нарушения
звукопроизносительной стороны речи (дизартрия).

Периферический речевой аппарат.

Дыхательный
отдел.
Голосовой
отдел.
Артикуляционный
отдел.

Дыхательный отдел.

В дыхательный отдел входит
грудная клетка с легкими,
бронхами и трахеей.
Речь образуется в фазе
выдоха. В процессе выдоха
воздушная струя
осуществляет
одновременно
голосообразующую и
артикуляционную
функции.
Дыхание в момент речи
существенно отличается от
обычного, когда человек
молчит.

Голосовой отдел.

А-дыхание
Б-фонация
В-шепот
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней
голосовыми складками.
При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом
состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через
сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в
стороны. В силу своей упругости, а также под действием
гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые
складки возвращаются в исходное.
Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не
прекратится давление голосообразующей выдыхательной
струи. Таким образом, при фонации происходят колебания
голосовых складок.

10. Артикуляционный (звукопроизводящий) отдел.

1 - губы
2 - резцы
3 - альвеолы
4 - твердое нёбо
5 - мягкое нёбо
6 - голосовые
складки
7 - корень языка
8 - спинка языка
9 - кончик языка

11.

Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть
являются подвижными, остальные -
неподвижными.
Перечисленные органы образуют щели, или
смычки, возникающие при приближении
или прикосновении языка к нёбу,
альвеолам, зубам, а также при сжатии губ
или прижатии их к зубам.

12.

Итак, первый отдел периферического
речевого аппарата служит для подачи
воздуха, второй - для образования
голоса, третий является резонатором,
который дает звуку силу и окраску и
таким образом образует характерные
звуки нашей речи, возникающие в
результате деятельности отдельных
активных органов артикуляционного
аппарата.

13.

Краткая характеристика развития
экспрессивной речи
Гуление 2-3 месяца
Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)
Первые слова 10-12 месяцев
Слова-предложения примерно 1год 2 месяца
Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1 год 9 месяцев
Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2 годам.
Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5
лет
Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных
предложений в речи к 3 годам
Дифференциация всех звуков речи к 4 годам
Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и
сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 годам

14. Классификация нарушений речи

В детском возрасте речевые расстройства в
зависимости от причин их возникновения можно
разделить на следующие группы.
I. органическим
поражением центральной нервной системы. В зависимости
от уровня поражения речевой системы они делятся на:
афазии - распад всех компонентов речи в результате
поражения корковых речевых зон;
алалии - системное недоразвитие речи в результате
поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны
речи в результате нарушения иннервации речевой
мускулатуры.

15. Классификация нарушений речи

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными
изменениями центральной нервной системы:
заикание;
мутизм и сурдомутизм.
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения
артикуляционного аппарата (механические дислалии,
ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного
происхождения (при недоношенности, при тяжелых
заболеваниях внутренних органов педагогической
запущенности и т.д.).

16.

Речевые расстройства, связанные с

нервной системы
Афазия (от др.-греч. ἀ- -
отрицательная частица и φάσις -
проявление, высказывание) - это
системное нарушение
сформировавшейся речи. Возникает
при органических поражениях
речевых отделов коры головного
мозга в результате перенесенных
черепно-мозговых травм,
внутричерепных кровоизлияний,
опухолей и воспалительных
заболеваний (энцефалитов).

17.

Афазия.
Механизм афазии очень сложен. В его основе
лежит распад речевого стереотипа.
Выражается в полной или частичной утрате
имевшейся собственной речи или понимания
чужой речи.
В зависимости от преобладания тех или других
расстройств (навыков произношения или
понимания обращенной речи) различают афазию:
Моторную
(экспрессивную)
– речевая
апраксия
Сенсорную
(импрессивную) –
речевая агнозия

18.

Афазия.
Моторная афазия
поражение коры левого полушария
в области третьей лобной извилины
(центр Брока).
Литеральная парафазия искажение слов в результате
перестановки или пропуска
отдельных звуков (букв).
Вербальная парафазия - искажение
слов за счет замены одного слова
другим, сходным по артикуляции, но
различным по значению.
Аграмматизмы - нарушения
грамматического строя речи
(неправильные окончания вне
зависимости от грамматических
правил, пропуски предлогов и т.д.).
Литеральная параграфия
Вербальная параграфия
Паралексия - перестановка букв в
словах
Сенсорная афазия
поражение в области верхней
височной извилины левого полушария
Акустико-гностическая афазия (нарушение слухового гнозиса).
Больной не дифференцирует на слух
сходные по звучанию фонемы. В
результате чего искажается и
нарушается понимание смысла
отдельных слов и предложений.
Акустико-мнестическая афазия основу дефекта составляют
нарушения памяти. Больной забывает
название предметов. Поэтому
основные нарушения речи
выражаются в большом числе
вербальных парафазии и
затруднениях при необходимости
назвать предметы. Причем подсказка
в виде произнесения первых слогов
обычно не помогает.

19.

Речевые расстройства, связанные с
органическими поражениями центральной
нервной системы
Алалия (гр. а- приставка, означающая отрицание или
отсутствие качества + греч. lalia речь) - отсутствие или
недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и
первично сохранном интеллекте, возникающее в
доречевом периоде.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение
речевых областей больших полушарий головного мозга при
родах, а также мозговые заболевания или травмы,
перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным
отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов.
В более легких случаях наблюдаются зачатки речи,
характеризующиеся ограниченностью запаса слов,
аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и
письма

20. Алалия.

Моторная алалия
Сенсорная алалия
развивается при нарушении
функций лобно-теменных
областей коры левого
полушария головного мозга
(центр Брока) и проявляется в
нарушении экспрессивной речи
при достаточно хорошем
понимании обращенной речи,
позднем формировании
фразовой речи (после 4 лет) и
бедности предречевых этапов
(нередкое отсутствие лепета).
возникает при поражении височной
области левого полушария (центр
Вернике) и связана с нарушениями
акустико-гностической стороны речи
при сохранности слуха. Она
проявляется в недостаточном
понимании обращенной речи и
грубом нарушении фонетической ее
стороны с отсутствием
дифференциации звуков.

21. Дизартрия

- нарушение звукопроизносительной стороны речи,
обусловленное нарушением иннервации речевой
мускулатуры, вследствие органического поражения
центральной нервной системы.
Общими клиническими признаками дизартрии
являются:
1. нарушения мышечного тонуса в
артикуляционной мускулатуре
2. ограничения подвижности артикуляционных
мышц в результате параличей и парезов.
При дизартрии страдает произношение
отдельных звуков в изолированном виде и
особенно в слитной речи, а также темп,
выразительность, модуляция.

22. Дизартрия.

Нарушения звукопроизношения
при дизартрии проявляются в разной
степени и зависят от характера и тяжести
поражения нервной системы.
В легких случаях имеются отдельные
искажения звуков, «смазанная речь».
В более тяжелых, наблюдаются искажения,
замены и пропуски звуков, страдает темп,
выразительность, модуляция, в целом
произношение становится невнятным.
При тяжелых поражениях центральной
нервной системы речь становится невозможной
из-за полного паралича речедвигательных
мышц (анартрия).

23. Дизартрия

Существует несколько видов дизартрии:
псевдобульбарная дизартрия (повышение мышечного тонуса в
артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого
нёба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания; речь
смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный);
бульбарная дизартрия (в отличие от псевдобульбарной дизартрии,
отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы, выражена атрофия мышц
языка и глотки);
подкорковая или экстрапирамидная дизартрия (характеризуется
непроизвольно меняющимся мышечным тонусом в артикуляционной
мускулатуре, выраженные нарушения модуляции, выразительности, темпа
речи. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного
аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования);

24. Дизартрия

мозжечковая дизартрия (имеет выраженную
асинхронность артикуляции, голосообразования и
дыхания, нарушением темпа и плавности речи);
корковая дизартрия при поражении корковых зон в
области прецентральной извилины, где происходит
анализ импульсов из мышц артикуляционного
аппарата (более изолированные нарушения
произношения отдельных звуков, отсутствие
слюнотечения и нарушений голосообразования).

25.

Речевые нарушения, связанные с
функциональными изменениями центральной
нервной системы
Заикание - это нарушение речи, которое
характеризуется частым повторением или пролонгацией
звуков или слогов, или слов; или частыми остановками
или нерешительностью в речи, разрывающей её
ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти
симптомы значительны.
Нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого
аппарата

26. Заикание.

Является центрально обусловленным, имеет
органическую или функциональную природу,
возникает чаще всего в ходе речевого развитие
ребенка.
Физиологические
симптомы
судороги, которые
классифицируются по форме
и локализации;
нарушение мелодикоинтонационной стороны речи;
наличие непроизвольных
движений тела, лица;
нарушение речевой и общей
моторики.
Психологические
симптомы
наличием логофобий (страх речи
в определённых ситуациях, страх
произнесения отдельных слов, звуков);
наличием защитных приёмов
(уловок) - речевых (произнесение
отдельных звуков, междометий, слов,
словосочетаний) и моторных, изменения
стиля речи;
различной степенью фиксированности
на заикании (нулевой, умеренной,
выраженной).

27. Нарушения произносительной стороны речи

Дислалия - нарушение
звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации
артикуляционного аппарата.
Практически может быть нарушено
(дислалия) или затруднено (паралалия)
произношение любой из фонем родного
языка.

28. Дислалия.

По этиологическому признаку, дислалию
подразделяют на:
Механическую
(органическую)
Причины механической дислалии:
Недостатки строения челюстно-зубной
системы (дефекты в строении зубного
ряда, дефекты в строении челюстей,
укороченная или слишком массивная
уздечка языка);
патологические изменения величины
и формы языка;
неправильное строение твёрдого
и мягкого нёба;
атипичное строение губ.
Функциональную
Причины функциональной дислалии:
Общая физическая ослабленность,
обусловленная частыми соматическими
заболеваниями, протекающими
в период наиболее интенсивного
формирования речевой функции;
недостаточная степень развития
фонематического слуха
неблагоприятные речевые условия,
в которых воспитывается ребёнок;
двуязычие в семье.

29. Тахилалия.

Тахилалия (от греч. tachys - быстрый и греч. λαλιά
- речь) - форма нарушения устной речи,
выражающаяся в патологически быстром темпе
речи, которая не сопровождается дефектами
фонетического, лексического и грамматического
строя.
Является центрально обусловленной, может быть

При ускоренном темпе речь патологически
тороплива, стремительна, напориста.
При тахилалии больной произносит около 20-30
звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает
нормальный темп речи.
Зачастую тахилалия сопровождается повторением
(пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

30. Брадилалия.

Брадилалия (от греч. βραδύς - медлительный
и λαλιά - речь) - патологически
замедленный темп речи.
Проявляется в замедленной реализации
артикуляторной речевой программы, является
центрально обусловленной, может быть
органической или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается
тягуче растянутой, вялой и монотонной.

31. Нарушения произносительной стороны речи

Брадилалия и тахилалия объединяются
под общим названием - нарушение
темпа речи.
Следствием нарушенного темпа речи
является нарушение плавности
речевого процесса, ритма и мелодикоинтонационной выразительности.

32.

Дисфония - отсутствие или расстройство
фонации вследствие патологических
изменений голосового аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации
(афония), либо в нарушении силы, высоты
и тембра голоса (дисфония).
Может быть обусловлена органическими и
функциональными расстройствами
голосообразующего механизма
центрального или периферического
характера и возникать на любом этапе
развития ребенка.

33. Ринолалия.

Ринолалия - нарушение тембра голоса
и звукопроизношения, обусловленное
анатомо-физиологическими дефектами
речевого аппарата.
При ринолалии механизм артикуляции,
фонации и голосообразования имеет
существенные отклонения от нормы и
обусловлен нарушением участия
носового и рото-глоточного
резонаторов.

34. Ринолалия.

Сочетание расстройств артикуляции звуков с
расстройствами тембра голоса позволяет отличить
ринолалию от дислалии и ринофонии (нарушение тембра
голоса при нормальной артикуляции звуков речи).
Открытая
Через расщелину в мягком и
твердом небе воздушная струя при
звукообразовании проходит не
только через рот, но и через
полость носа.
Закрытая
При нарушении нормальной
проходимости носовой полости при
аденоидах, опухолях, искривлениях
носовой перегородки, хронических
процессах носоглотки.

35. Нарушения чтения и письма

В осуществлении этих функций наибольшее значение имеет
теменно-височно-затылочная область коры головного мозга
левого полушария. Кроме того, эти функции становятся
возможными при тесном взаимодействии зрительного,
слухового и двигательного анализаторов, а также при
определенном уровне развития произвольных действий.
Для чтения и письма необходимы свободные произвольные
движения глаз за строкой текста, а также координированные
движения руки и глаза (для письма).
В большинстве случаев дислексия и дисграфия
наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они
могут встречаться и по отдельности.

36. Нарушения чтения и письма

Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- -
приставка, отрицающая положительный смысл слова и
γράφω - «пишу, рисую») - это неспособность (или
сложность) овладеть письмом при нормальном
развитии интеллекта.
Аграфия (agraphia, от др.-греч. ą - отриц. частица и
ğŗàρħõ - пишу) - потеря способности писать при
сохранности интеллекта и без расстройства
координации движений верхних конечностей;
возникает при поражении задних отделов верхней
лобной извилины в левом полушарии у правшей.

37. Нарушения чтения и письма

Дислексии я (от греч. δυς- - «сложность» и греч. λέξις
- «слова» или «словарь») - избирательное
нарушение способности к овладению навыком чтения
при сохранении общей способности к обучению.
Алексия (от греч. ἀ- - отриц. частица и λέξις -
слово) - нарушения чтения, возникающие при
поражении различных отделов коры левого
полушария (у правшей), или неспособность
овладения процессом чтения.

38. Дислексия.

Дислексия.
В зависимости от области поражения коры больших полушарий
различают несколько форм алексии.
Фонематическая дислексия
вызывается нарушением
формирования фонематического
восприятия и фонематического
анализа и синтеза. Проявляется
в заменах фонетически близких
звуков при чтении, в трудностях
усвоения букв.
Семантическая дислексия
проявляется в нарушении
понимания читаемого
при технически правильном
чтении. Семантическая
дислексия может проявляться
как на уровне слова,
так и при чтении.
Аграмматическая дислексия
проявляется в аграмматизмах
при чтении. В процессе чтения
ребёнок неправильно
произносит окончания,
префиксы, суффиксы, изменяя
грамматические формы слов.
Оптическая дислексия
проявляется в заменах
и смешениях графически
сходных букв при чтении.
При этом виде дислексии может
наблюдаться и зеркальное
чтение.

39.

Существуют 2 классификации речевых нарушений
-
клинико-педагогическая
- психолого-педагогическая
Все виды речевых нарушений в клинико-
педагогической классификации делят на 2 группы:
1. Нарушения устной речи.
2. Нарушения письменной речи.

40. Виды нарушений речи:

I.Нарушения устной речи:
1.нарушения произносительной
стороны речи (дислалия,
дизартрия, ринолалия,
нарушения темпоритмической
организации речи (заикание),
брадилалия, тахилалия, дисфония)
2. системные нарушения речи (алалия, афазия)

41.

II.Нарушения письменной речи:
1.дисграфия (нарушение письма)
2.дислексия(нарушение чтения)

42. Классификация нарушений речи

Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в
клинико-педагогической классификации, можно
разделить на два больших типа:
1. Нарушения фонационного (голосообразующего)
оформления произносительной стороны речи.
2. Структурно-семантического системного нарушения
речи.

43.

1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
брадилалия – патологически замедленный темп речи,
тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными
волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,
ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого
аппарата,
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

44.

б) нарушения структурно-семантического
(внутреннего) оформления речи:
алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного
мозга,
афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с
локальными поражениями головного мозга.

45.

Психолого-педагогическая классификация.
Нарушение средств общения:
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
б) общее недоразвитие речи.
Нарушение в применении средств общения:
а) заикание,
б) проявление речевого негативизма и др.

46.

Психолого-педагогическая характеристика групп
детей с недостатками речи.
1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с
преимущественными недостатками звукопроизношения:
с функциональными и механическими дислалиями,
ринолалиями, лёгкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с
преимущественными недостатками лексикограмматической стороны речи, с разными уровнями
речевого недоразвития: сложными формами дизартрии,
алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями,
дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией,
дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны
речи (с заиканием, интерацией, тахилалией,
брадилалией).

47.

Речевые нарушения характеризуются
следующими особенностями:
возникнув, нарушение, как правило,
закрепляется, а не исчезает
самостоятельно
нарушение может отражаться на общем
психическом развитии
нарушение обязательно требует
логопедического вмешательства

48. Нарушение слуха

Нарушение слуха
Потеря слуха возникает либо в результате
повреждения частей наружного и среднего
уха, либо при повреждении частей
внутреннего уха, поэтому различают:
- Кондуктивную
тугоухость.
- Сенсоневральную
тугоухость.
- Смешанная тугоухость.
- Центральное
расстройство слуха.

49. Кондуктивная тугоухость

При кондуктивной тугоухости изменения не
затрагивают структуры внутреннего уха и
слуховой нерв, а затрагивают область
барабанной перепонки и среднего уха.
Например, ухудшение подвижности в системе
слуховых косточек или обширная травма
барабанной перепонки. Такое нарушение
слуха у детей возникает вследствие: атрезии
(полное или частичное недоразвитие)
наружного слухового прохода, серных пробок,
аномалии развития и повреждения барабанной
перепонки и косточек среднего уха, отитов и
др.

50. Сенсоневральная тугоухость

При сенсоневральной тугоухости повреждаются
волосковые клетки в улитке или слуховой нерв,
что встречается реже. При этом виде нарушения
слуха у маленьких детей, звуковые колебания
не могут преобразоваться в электрические
сигналы, что приводит к невозможности
распознавания звуков головным мозгом. При
малой, средней или даже умеренно тяжелой
потере слуха звук будет восприниматься за счет
сохранившихся волосковых клеток. Когда же
значительная часть, или все волосковые клетки
погибли - слуховые аппараты часто
неэффективны. Тогда применяют кохлеарный
имплант, который принимая звуки, преобразует их
в электрический сигнал, и передает их
непосредственно на нерв, минуя структуры
пораженной улитки.

51. Смешанная тугоухость

Развивается при одновременном влиянии
факторов, вызывающих кондуктивную и
нейросенсорную тугоухость. Для
коррекции этого вида тугоухости
нередко требуются сложные слуховые
аппараты.

52. Центральное расстройство слуха.

Расстройства обусловлены повреждением
подкорковых, начиная с кохлеарных ядер, и
корковых центров слуховой системы. При этом
нарушаются процессы анализа акустических, в
том числе и речевых сигналов - обнаружение,
различение, узнавание, распознавание,
запоминание звуковых сигналов. Дети с
центральными расстройствами слуха имеют
нормальные или незначительно повышенные
пороги слуха. Эти нарушения особенно
характерны для детей с патологией нервной
системы, вызванной гипоксией и
гипербилирубинемией.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути . Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 - головной мозг: 2 - носовая полость: 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник: 11 - глотка; 12 -- гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое: 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 - мягкое нёбо

Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов,

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация - обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками.) черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5 - 7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12 - 13 лет, у мальчиков в 13 - 15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

П ервый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Н ижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Я зык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

М ягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Н ижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Б олезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

О рганы речи представлены на следующем рисунке:

1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

1. Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)
2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)
3. Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)
4. Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)
5. Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)
6. Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)
7. Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону
8. Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Прием Содержание задания Характер выполнения
Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении звука «О» — удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед
Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается
3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается
4. Исследование двигательной функции мягкого неба а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается
5. Исследование продолжительности и силы выдоха а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Содержание задания Характер выполнения
Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот
Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой
2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу
3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот
4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку
5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность

Обследование мимической мускулатуры

Прием Содержание заданий Характер выполнения
1.Исследование объема и качества движений мышц лба а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб
Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается
2. Исследование объема и качества движений глаз а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть
Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения
3.Исследование объема и качества движений мышц щек а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно
Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо
Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок;
е) цоканье
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.

Обследование понимания речи (импрессивной речи)

Для оценки импрессивной речи исследуют понимание обращенной к пациенту речи:

1. понимание слов с опорой на картинку: по одному элементу; по три элемента;
2. понимание значения слов без зрительной опоры; пациенту предлагают показывать части тела: по одному элементу (ухо, глаз, нос), по два элемента (ухо-глаз, нос-рот), по три элемента (ухо-глаз-нос, нос-рот-лоб);
3. понимание малочисленных слов (заусеница, гусеница);
4. понимание обиходных инструкций и предложений (откройте рот, закройте глаза, закройте глаза – откройте рот, положите левую руку в карман);
5. понимание логико-грамматических конструкций (показать карандашом ключ, ключом карандаш);
6. выполнить инструкции на понимание пространственных отношений: положить книгу под тетрадь, тетрадь под книгу, тетрадь над книгой, нарисовать треугольник под крестом, крест под треугольником;
7. оценить понимание сравнительных отношений; пациенту предлагают дать правильный ответ на вопросы: «если Ваня идет за Петей, кто идет впереди?», «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темнее?»;
8. разъяснить значение словосочетаний: мамина дочка, дочкина мама, брат отца, отец брата.

Используемый речевой и наглядный материал
Обследование понимания номинативной стороны речи
1. Показать называемые предметы Называются окружающие ребенка предметы
2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы?» Ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок
3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать ворону среди двух картинок Подбирают соответствующие картинки (например, ворона и ворота)
4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия: девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т. д.
5. Понимание слов, обозначающих признаки:
а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький; где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор)
б) игра «Пирамидка»
Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т. д.
в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный
Подбирают соответствующие предметные картинкиКартинки с изображением соответствующих предметов
6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны, опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом
Обследование понимания предложений
1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и включи свет в комнате» «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»
2. Понимание инверсионных конструкций типа:
а) ребенок должен определить, что сделано раньшеб) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?»
Карточка с предложением:
«Я умылся после того, как сделал зарядку»
Петю встретил Миша.
3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящее по смыслу. Карточка с предложением:
«Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев»
4. Исправить предложение Карточки с предложением: «Коза принесла корм девочке»
5. Понимание сравнительных конструкций:
Какое из двух предложений правильное?
Карточки с предложениями:
«Слон больше мухи»
«Муха больше слона»
6. Выбрать правильное предложение Карточки с предложениями:
«Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце»
7. Закончить предложение Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что…»
Обследование понимания грамматических форм
1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла Предъявляются картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл
2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку) Предъявляются специально подобранные сюжетные картинки
3. Понимание падежных окончаний существительных.
Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом – ручку и карандашом — линейку
Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш
4. Понимание формы единственного и множественного лица существительного. Ребенок должен показать, на какой картинке нарисован шар (шары) Подбираются предметные картинки, где изображен один предмет (шар, флажок) и много (шары, флажки)
5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые — ? Предъявляются предметные картинки с изображением одного зеленого флажка и нескольких зеленых флажков
6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное…», «На картинке красная…», «На картинке красный…» Подбираются предметные картинки (яблоко, шар, морковь)
7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. «Я буду говорить о картинке, а ты должен показать ее» («На скамейке сидит…», «На скамейке сидят…») Предлагаются две картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами
8. Понимание мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.
Ребенку объясняется, что девочку и мальчика могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура)
Покажи, о ком я говорю: «Валя упала. Валя упал»
Специально готовят картинки, где изображено одно и то же действие, выполняемое мальчиком и девочкой
9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта; какая машина нагружена, а какая разгружена Подбираются сюжетные картинки, где изображены соответствующие действия
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида
Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял; льет – разлил)
Выдают пары картинок, где изображены действия совершенные и совершаемые (моет – вымыл, стирает – выстирала)
11. Понимание залоговых отношений
Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевает мама (где девочка причесывается, а где девочку причесывают)
Предлагают две картинки, на которых изображено действие, совершаемое самим ребенком (мальчиком, девочкой), и где ребенку оказывают помощь в выполнении этого действия

ВЫВОДЫ: импрессивная речь оформлена, оформлена недостаточно.

Исследование экспрессивной речи

Складывается из исследований повторной, автоматизированной спонтанной речи.

1. Повторная речь. Пациента просят повторять за врачом:

Звуки: а, о, и, у, б, д, к, с;
- дизъюнктные пары звуков: б-н, к-с, м-р;
- оппозиционные фонемы: б-п, п-б, д-т, т-д, з-с, с-з;
- серии звуков: би-ба-бо-, бо-би-ба, ба-би-ба;
- слова: дом, окно, кошка, портной, слон, полковник, поклонник, половник, кооператив, кораблекрушение;
- серии слов: дом-лес, кот-стол, дуб-ночь-игла, сад-день;
- простые фразы: девочка плачет, мальчик гладит собаку, девочка пьет чай;
- скороговорки: «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, а никто его не переколпакует».

2. Автоматизированная речь. Больному предлагают назвать цифровой ряд, перечислить дни недели, месяцы, года и сравнивают с дезавтоматизированной речью – при перечислении цифрового ряда, названия дней и месяцев в обратном порядке.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Рассказать друзьям