Самообразование воспитателя по экспериментальной деятельности. План по самообразованию Тема: «Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Всем добрый день, уважаемые коллеги

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


План по самообразованию
воспитателя
Тема: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через экспериментирование».
Тема: «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Цель: повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Проанализировать научно – методическую литературу и практический опыт по данной теме.
Выявить значение детского экспериментирования в системе познавательного развития детей.
Составить картотеку элементарных экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовить письменную информацию для родителей по данной теме.
Составить отчёт по проделанной работе.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетенции.
Вызвать интерес к экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста.
Совместное выстраивание взаимоотношений с родителями.
Привлечение родителей к образовательному процессу воспитанников.
Этапы самообразования
№ Этапы Задачи Направление деятельности Период
1 Информационно – подготовительный
Повышение общекультурного уровня.
Изучение состояния выбранной темы. Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
Поиск адресов передового опыта воспитателей (через интернет ресурсы). Сентябрь -
Октябрь
2 Практический
Внедрить в педагогическую систему экспериментальную деятельность Подготовить консультацию для педагогов.
Составить картотеку экспериментов.
Организовать открытый просмотр для воспитателей.
Работа с воспитанниками.
Проинформировать родителей на тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование». Ноябрь –Декабрь
Январь – Апрель
3 Итоговый Разработать методическую рекомендацию по данной теме. Составить отчёт по данной теме.
Предоставление опыта по теме. Май
Этап. Информационно – подготовительный.
Задачи:
Ознакомление с новым нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
Изучение учебной и научно – методической литературы.
Изучение новых педагогических технологий.
№ Мероприятия Период
1 Подбор и изучение научно - методической литературы:
Программа МБДОУ «Детский сад № 35».






Интернет ресурсы
http://www.maam.ru/
http://www.nsportal.ru/ Сентябрь
2 Разработка и отбор экспериментов для познавательно активности детей
Подготовка материала.
Составление картотеки экспериментов. Октябрь
Этап. Практический.
№ Мероприятия Период
1 Работа с детьми
Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, цветом, формой.
Эксперименты с водой, песком:
Узнаем, какая вода.
Что в пакете?
Поплывет или утонет?
Снеговичок.
Налил – вылил.
Кораблики.
Цветные льдинки.
Эксперименты с цветом, формой:
Волшебная кисточка.
Высокий – низкий.
Широкий – узкий.
Проведение экспериментов и опытов звуком:
Угадай, чей голосок?
Ноябрь – Декабрь
Январь - Апрель
2 Работа с родителями
Письменная информация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Опыты со снегом»
«Создание условий для экспериментирования детей дома»
«Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)»
Тематические фотовыставки:
«Мы экспериментируем»
Привлечение родителей к подбору материала на тему:
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование».
Презентация проекта:
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» Октябрь – Декабрь
Январь – Апрель
3 Организационно-педагогическая работа
Продолжение изучения методической литературы по теме самообразования.
Организовать открытый просмотр картотеки для коллег с целью ознакомления.
Презентация проекта:
«Свойства воды»
Январь – Апрель
Этап. Итоговый.
№ Мероприятия Период
1 Отчёт по теме самообразования на педсовете № 4 201 – 2014 учебного года. Май
Заключение
Приобретенный опыт работы по этой проблеме помог добиться мне конкретных результатов:
речь детей стала активной, выразительной;
у детей развилась познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность;
у детей появилась определенная уверенность в себе, в своих экспериментальных способностях.
Стоит отметить, что положительной динамики у детей удалось достичь благодаря совместной работе с родителями.
Литература
Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//" Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир. ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://www.nsportal.ru/


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Машенька»

Программа саморазвития педагога

« Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников »

Кондратьева Ирина Викторовна

Образование - средне-специальное,

1 квалификационная категория.

Работа начата -01.09.2014 г.

Предполагается закончить -30.05.2017 г.

2014 - 2017

Оглавление:

Введение

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

Содействие распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

Содействие творческой исследовательской активности детей;

Стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

Содействие формированию у детей научной картины мира;

Популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются , детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Я поставила перед собой

Цель:

Создавать условия для исследовательской активности детей;

Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Через задачи:

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Изучить методическую литературу по данной теме;

Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Этапы реализации программы самообразования

Формы работы

Практический выход, примечание .

Сроки .

Теоретический этап. Изучение методической лит-ры.

*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Интернет ресурсы

Изучение статей в журналах :

*Воспитатель ДОУ,

*Дошкольное воспитание,

*Ребенок в детском саду,

*Обруч.

Составление картотеки книг, статей из журналов.

В теч. 3 лет

Практический этап.

Работа с детьми

*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

*Составление серии опытов для дошкольников.

* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

*Открытые занятия.

В теч. 3 лет

Работа с родителями

*Консультация для родителей

*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях »

*Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,

р екомендации .

В теч. 3 лет

Работа с воспитателями

* Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

*Изучение опыта педагогов ДОУ

*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

* Памятки о общих правилах исследовательского обучения.

*Оформление выставок литературы, дидактического материала.

*Проведение мастер-класса для педагогов.

В теч. 3 лет

Форма отчета

*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах ;

*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;

*Обобщение из опыта работы;

*Отчет на педсоветах;

*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

*Представление администрации аналитического отчета.

*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

*Презентации.

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

Желание улучшить образовательный процесс;

Разработка презентаций.

Разработка и внедрение дидактических материалов.

Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

Доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования : индивидуальная.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 комбинированного вида»

ТЕМА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Андреевой Ирины Владимировны.

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность )

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности».

(Название темы)

2014

(Начало изучения темы)

2018

(Окончание изучения темы)

Казань,2014

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Андреева Ирина Владимировна

Дата рождения 28.05.1982

Стаж работы в должности 11 лет

Образование (название учебного заведения и год окончания): Высшее, ТГГПУ, квалификация по диплому « Учитель начальных классов » по специальности « Педагогика и методика начального образования».

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) КИУ(ИЭУП) «Казанский инновационный университет » по программе «Организация образовательного процесса в рамках ФГОС»

Этапы

Деятельность воспитателя

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Подведение итогов самообразования

Выбор темы:

Воспитатель- центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех- детей, родителей, коллег. Его работа- одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребёнка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах.

Современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств, профессиональной компетентностью.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день пред воспитателями стоят следующие задачи:

Переход от простого выполнения требований программы дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в разных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.

Передача дошкольникам необходимой(целесообразной) для успешного развития информации.

Обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений.

Формирование умений ставить задачи и находить их решения, т.е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.

Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализация в профессии, является работа по самообразованию.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:

- Ребёнок мне ничего не должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным;

- Воспитатель- не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Ведь, если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала;

- Общение педагога и ребёнка должно быть доверительным, партнёрским, основанное на активном взаимодействии. Надо стремиться к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности;

- Высшее проявление педагогической успешности- улыбка на лицах детей.

Приоритетное направление моей педагогической деятельности- совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.

Для решения этих задач разработала методический проект по теме самообразования « Экспериментирование, как средство развития познавательной активности ».

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

Задачи :

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей ; -изучить методики, технологии по познавательно -исследовательской деятельности;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;

- развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.

Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка , его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:

Физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательно- речевое развитие:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Социальное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности

Художественно- эстетическое развитие:

- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке

Ожидаемый результат:

Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности

- Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности

- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов

- Создан мини- музей природы

У детей:

- сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:

Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;

- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;

- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы.

План работы на 2014-2015 учебный год

Цель:

Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.

1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:

Определение значимости для ребёнка;

Оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;

Педагогическое просвещение родителей.

2. Диагностика познавательно- экспериментальной деятельности детей

Цель: выявить уровень познавательно- экспериментальной деятельности детей.

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В течении года

Оформлены:

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

Имеется

6. Разработать конспекты ОД с элементамиэкспериментирования

В течении года

Конспекты ОД

7.Создать картотеку опытов и экспериментов

В течении года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

Просмотр занятия на РМО «Свойства света»

Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

В течении года

Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения.

Результат:

1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.

2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста.

3. Изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, наглядный и демонстрационный материал.

4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире.

5. Определены формы работы с детьми.

6. Создан уголок по экспериментированию «Кабинет кота учёного».

План работы на 2015-2016 учебный год

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

Неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие,тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Как достать скрепку из воды

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы

№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования (образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная,беззапаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. .Находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камуникотивность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь

№1

Песок.глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

Февраль

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов.строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

№3

Почва(песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

План работы на 2016-2017 учебный год

Живая природа

Объект

Название опыта

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

Растения

Бережливые растения.

Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

Вода

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Вода

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Воздух

Соль

Воздух вокруг нас

Волшебная соль

Выявить свойства воздуха

Выявить свойства соли

Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.

Лупа, пипетки, соль, лед, вода.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Свет

Свойства света

Выявить свойства света

Разные источники света, белый экран, теневой театр

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Рукотворный мир 1.

Ткань

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

Ткань

Мир металлов

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.

План работы на 2017-2018 учебный год

Подготовительная группа

Сентябрь

Мы живем в

городе. Вода всем нужна.

Закрепить с детьми свойства воды, ее значение

в жизни

людей.

Воспитывать любознательность и интерес к

опытам.

Прогулка по городу.

Глина песок.

Дать детям понятие, чем отличается песок от глины.

Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Воспитывать интерес к опыту.

Улица полна неожиданностей.

Своды и тоннели.

Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей.

Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью.

Едем в гости.

Пар - это тоже вода.

Дать детям понятие о том, что пар - это тоже вода.

Закрепить знания детей о свойствах воды,

вызвать интерес к экспериментированию.

Октябрь

Какие мы?

Спичечные бега.

Познакомить детей с физическими понятиями.

Познакомить детей с новыми опытами.

Какие мы?

У воды нет запаха?

Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах.

Кто с нами живет?

Воздух при нагревании расширяется.

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Воспитывать интерес к опыту.

Осень золото роняет.

Семена.

Дать детям понятие что растение, не может без

света, тепла и воды.

Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Ноябрь

В лес за грибами и ягодами.

Дерево не тонет в воде.

Дать детям понятие что вода удерживает тяжелые предметы.

Выявить плавучесть предметов.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Как животные готовятся к зиме.

Легкий – тяжелый.

Выявить с детьми зависимость плавучести

предметов от равновесия сил.

Воспитывать любознательность.

Мы идем в магазин. Прыгающая монета.

Познакомить детей со свойствами метала,

провести опыт с монетой.

деятельности.

Откуда овощи в мае. Посев семян.

Дать детям понятие что растение добывает воду

через корневую систему.

Декабрь

Фрукты на прилавках магазина.

Посадим деревце.

Дать детям понятие

что растение добывает воду

через корневую систему.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Что для чего.

Влияние почвы на растение.

Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Вызвать интерес к опытнической деятельности.

Откуда хлеб пришел. Игры с песком.

Все работы хороши. Свойства мокрого песка.

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Воспитывать интерес к опытам.

Январь

К а н и к у л ы.

Зима в городе. Легче воды.

Познакомить детей свойствами воды.

Лед.

Объяснить, как может вода превратиться в лед.

Воспитывать любознательность.

Поет зима аукает. Снег- тоже вода.

Уточнить знания детей о свойствах снега.

В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде.

Февраль

Лесные

обитатели. Животные.

Обитатели скотного двора. Птицы.

Обитатели птичника. Как выйти сухим из воды?

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Воспитывать желание участвовать в опытах.

Март

Обитатели воды. В воде есть воздух.

Закрепить с детьми свойства воды, как можно

увидеть воздух в воде.

Воспитывать любознательность.

Мы едем в зоопарк. Верблюд.

Прогулка по городу. Воздух.

Расширять представления о свойствах воздуха.

Закрепить умение самостоятельно пользоваться

чашечными весами.

Звенящая вода

Показать детям что количество воды влияет на

издаваемый звук.

Апрель

В окно повеяло весной. Зефир и солнце.

Познакомить со свойствами метала, провести

опыт с монетой.

Вызвать у детей интерес к экспериментальной

деятельности.

Весеннее пробуждение. Вода защищает растения от низкой температуры.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

жидкая может течь, при низкой температуре замерзает.

Шестиногие малыши. Муха –цокотуха.

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении

для насекомых.

Вызвать интерес к экспериментированию.

Времена года. Воздух

Уточнить знания детей о свойствах воздуха.

Обнаружить воздух в окружающее обстановке.

Вызвать интерес к проведению опыта.

Май

Весной в деревне. Посадка огурцов.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Дать детям понятия, что все растения дышат и не могут обходиться без воздуха.

Явления природы. Гром и молния.

Познакомить детей с понятием «электричество».

Объяснить причину образования молнии.

Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.


Елизавета Ананьева

МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»

Отчёт по самообразованию на тему

«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Воспитатель подготовительной группы №2 «Солнышко» Ананьевой Е. И.

Описание материала:

2016-17 год был завещающим этапом по опытно-экспериментальной деятельности с детьми моей группы. Над этой тема я работала три года. Для того чтобы детей полностью подготовить к школе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность», в течение года я пополняла свои знания, придерживаясь своего плана по самообразованию.

Актуальность:

Изучив теоретический материал по данной теме, я сделали вывод о том, что необходимо изучить методику экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.

Цель:

1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.

2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.

3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.

4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.

Задачи:

1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.

2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.

3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Дети дошкольного возраста любят экспериментировать и исследовать. Наблюдая в природе, работая на занятиях, занимаясь самостоятельной деятельностью, постоянно требуется помощь взрослого. В детском саду помощником является воспитатель. А чтобы направить дошкольника в нужное русло, педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Несмотря на большой стаж работы, порой не знаешь, как ответить на вопрос ребёнка.

Тогда помощником становится интернет. С помощью коллег по профессии находишь нужный ответ. Я стараюсь как можно больше дать ребёнку самостоятельность, конечно в пределах программы дошкольного образования. Проводя с детьми опыты, автоматически выводишь иногда выводы, о которых раньше не знал. Здесь происходит самообразование самопроизвольно.

Моя тема самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников».

В сентябре составила плана работы по самообразованию и подобрала литературу для использования в работе над темой.

Провела диагностику в начале года.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: сайт, nsportal.ru.

Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях».

Использую новые сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

В течение года самообразовываться помогали методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения моей темы послужил мастер-класс «Травянчик», который показала Юфкина З. И.

В феврале этого года мною была проведено открытое занятие «Экскурсия в сказочный лес», которое может быть поможет самообразовываться другим.

В течение года провела с детьми следующие проекты: Осень, мы тебе рады!», Бережём своё здоровье», «Берегите ели!», Кушаем витамины, со здоровьем все в порядке», «Мусор уберите! Больше не сорите!

В каждом проекте старалась включать опытно-экспериментальную деятельность.

Большую помощь в работе по самообразованию оказывала старший воспитатель Михайлова Наталья Николаевна. Она помогала при подготовке к открытому мероприятию, предлагала необходимую литературу.

Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой «Опытно-экспериментальную деятельность», не прошла даром. Дети стали более изобретательными, почти все проявляют творческую активность, познавательный интерес. Глубже открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Заключительная диагностика, знаний по опытно-экспериментальной деятельности показала следующие результаты уровней: низкий –0%, средний – 4%, высокий- -96%.

Приложение

Перспективный план

«Познавательно-исследовательская деятельность»

п/п Тема Месяц

Материал

Сентябрь

«Игра в школу» Усвоение значений символов льда, воды, пара. Дудочки, картинки

2 «Воздух вокруг нас» Закрепление представлений детей о воздухе и его свойствах. Формирование

представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Стакан, камушки. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

1 «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Закрепление представлений детей об испарении и конденсации; формирование представлений о воздухе; развитие способностей к преобразованию. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

2 «Иванушка и Формирование представлений детей об испарении воды, паре. Маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ,

молодильные яблоки» Развитие способностей к преобразованию.

1 «Плавание тел» Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Формирование способностей детей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, камушек, скрепки, кнопки, бумага, картинка с изображением парохода.

2 «Свойства веществ» Формирование представлений детей о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Деревянная палочка, кусок мела, пластилин, пустой стакан и с водой, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.

5 «Воздух на Новый год должен быть чистым». Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, спокойное море, море во время шторма.

1 «Новогоднее царство льда, царство пара». Формировать представление о превращении воды. Символы, колокольчик.

2 «Фокусы на Новый год»

Кусочек льда, картинки.

1 «Незнайка и мороженое» Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Два кусочка мороженого, два блюдечка; картинки: мальчик в майке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес; мальчик в зимней одежде.

2 «Фокусы на Новый год»

Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.

Кусочек льда, картинки.

1 «Познакомим

пап со свойствами

льда, воды, пара» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений об изменении воды.

Символы снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.

1 «Термометр» Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию Термометр, чайные ложка, два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)

2 «Водолаз из Мордовии» Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей Бутылка, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.

1 «Пришло письмо к Дракону ранней весной»

Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

Свечка, письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.

2 «Нагревание проволоки» Формирование представлений детей о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

Алюминиевая проволока, деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона, спички, коробок, свечка.

4 «Строение веществ» Расширить детей представление о строение знакомых веществ. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок в блюдце,

Сахар-рафинад, 2 стакана с тёплой водой, чайная ложка.


Москвичевой Светланы Михайловны 2-квалификационная категория; стаж работы Учебный год:2013-2014 Подготовительная к школе группа

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Изучить методическую литературу по данной теме;

Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Обобщение знаний по данной теме.

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей и воспитателей.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода игрового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Рассказать друзьям