Священный ребенок. Святые дети. Святые отроки, жития которых охватывают два столетия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дети царственной семьи Романовых - Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник Цесаревич Алексей - были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что с мирской точки зрения они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети. И еще удивительнее то, что, окруженные гнилой и богоотступной дворцовой знатью, они все же выросли верующими и богобоязненными. Их царственный отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное: чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору, а давали им делать уроки, учить молитвы, играть в игры, и даже умеренно драться и шалить. Таким образом, они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и почти аскетической простоты.

Они также росли в атмосфере необычайной духовной любви. Брак их родителей поистине снискал Божие благословение, и Господь даровал императорской чете редкое счастье на земле - крепкий и тесный союз, т.ч. в течение десяти лет они были блаженно счастливы и в браке, и в семейной жизни, и все дети рождались в эту атмосферу любви, блаженства и нежности. Кроме того, эта образцовая семья представляла собой истинную домашнюю церковь. Оба родителя были глубоко верующими и выражали собой идеал обоих аспектов Православия - урожденного и принятого.

Царь Николай, конечно, был рожден православным, вырос в крепкой православной среде и имел за спиной тысячелетнее наследство Православия. Но это наследство дало в нем такие обильные плоды главным образом благодаря его личным душевным качествам: набожности, скромности, милосердия, доверчивости, нежности души и сострадания ко всякому Божьему творению. И это-то наследство, преемственное и личное, он передал и своим детям, которые воплотили его в себе с такой же красотой.

Царица Александра, хотя и родилась в лютеранстве, но также выросла в глубоко верующей семье. Поэтому-то, восприняв свою веру искренно и честно, она так долго не соглашалась перейти в иную веру, даже при всей своей великой любви к Царю. И только после того, как она осознала православие как единую истинную веру, она смогла перейти в него. Но перейдя в Православие, Царица восприняла новую веру полностью, со всей искренностью своей души, и стала по-настоящему православной христианкой. И эту-то искренность и честность веры она передала своим детям, и вера стала неотъемлемой принадлежностью их жизни.

Царственные дети были прекрасны - не только своей внешностью, но главным образом своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама Царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми. Когда началась первая мировая война, Царица с четырьмя дочерями целиком посвятили себя военному делу: они без устали посещали военные лазареты, принося радость и утеху раненным солдатам, а кроме того, Царица и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга. «Чем выше положение человека в обществе», - говорил Царь-Мученик, - «тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, Царь-Мученик и детей своих воспитал в том же духе.

Дети в Русской Православной Церкви прославленных в лике святых

Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира».
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых.
Епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим пишет: «Мы имеем основательный пример отношения Иисуса Христа к детям: «не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14)… Крещенные в Православной Церкви дети есть составная часть Церкви Христовой. Так, из истории Православной Церкви мы знаем детей-мучеников: святые мученицы Вера, Надежда и Любовь, пострадавшие в возрасте 8, 10 и 12 лет, святой мученик Гавриил Белостоцкий, мученик царевич Димитрий… Молитва таких детей творит чудеса, так же как и молитва великих Божиих угодников, в подвигах просиявших».
Святые мучч. Феодор и сын его Иоанн варяги киевские (983) – убиты язычниками-киевлянами: у св. Феодора потребовали его сына, на которого пал жребий быть принесенным в жертву языческим богам; когда св. Феодор сказал: «Не дам сына моего бесам», толпа убила обоих. Первомученики Русской Церкви, память 12 июля.
Св. муч. Георгий Угрин (т.е. Венгр) (1015) – отрок, слуга св. страстотерпца Бориса, убит за попытку защитить своего господина от наемных убийц, посланных братом князя, память 24 июля.
Благов. кнн. Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн младенец. Зарайские мученики (1237) – пострадали от монголов в Батыево нашествие, память 21 декабря.
Св. муч. Димитрий младенец, князь Владимирский (1238) – сожжен монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память 3 февраля.
Св. младенец, неизвестный по имени, из числа 72-х св. мучеников, вместе с пресвитером св. Исидором пострадавших (1472). Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника и прихожан Никольского храма в Юрьеве (Тарту) в реку Омовжу, воды которой отец Исидор освящал на Богоявление. Когда немцы-католики топили мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где они 6 января совершали Великое Водоосвящение, трехлетнего младенца отняли от его матери; тогда он начал кричать, вырвался от мучителей, подполз к проруби, перекрестился и со словами «И я православный» бросился в прорубь. Память 8 января.
Св. благов. Димитрий, царевич Московский, Углечский страстотерпец (1591) –семилетний сын царя Иоанна IV Грозного, убитый в Угличе. Убийство, по сути, так и осталось нераскрытым, а устойчивая народная молва, обвинявшая в убийстве святого Димитрия Бориса Годунова, а также слухи о том, что наследник Российского Престола не погиб, ввергли Россию, в конечном итоге, в Смутное Время. Святой страстотерпец прославлен от Господа нетлением мощей и многочисленными чудесами. Память 15 мая и 19 октября.
Св. прав. Гликерия дева, Новгородская (ок. 1522) – дочь старосты Легощей улицы в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в юном возрасте. В 1572 году были обретены ее нетленные мощи, память 13 мая.
Св. праведный Иаков, Боровичский (до 1540) – в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Память 23 октября.
Св. праведные Артемий отрок, Веркольский (1545), и сестра его Параскева Пириминская – жители села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии. Прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра скончалась также в юном возрасте. Прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Память общая 20 октября, отдельная память св. Артемию 23 июня.
Св. праведные Иаков и Иоанн отроки, Менюжские (ок. 1566 – 1569) – родные братья, скончавшиеся в 5-летнем возрасте; издревле почитались как страстотерпцы, память 24 июня.
Св. мученик Иоанн младенец, Углечский (1663) – семилетний отрок, убитый работником его отца, углицкого посадского человека Чеполосова, память 25 нюня.
Св. муч. Гавриил младенец, Белостокский, Заблудовским и Слуцким (1690) – шестилетний отрок, жертва ритуального убийства, совершенного евреем-арендатораом и его сообщниками, память 20 апреля. Один из наиболее «дискутируемых» русских святых, святость которого многократно пытались отрицать, но Господь явно прославил св. мученика чудесами и нетлением его мощей. Родился в семье благочестивых крестьян, рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать Гавриила понесла мужу обед в поле. Приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа предано было земле близ храма. Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Праведный Меркурий младенец, Логинский, Калужский (XVII) – из боярского рода Колычевых, родственник святого митрополита Филиппа II, почитается на Калужской земле ради творящихся по его предстательству чудес. Официально к лику святых причислен не был, но почитался издавна, как о том свидетельствует святой Никон Оптинский. Память 9 января.
Св. мученик Евстафий отрок, Крымский (1752) – отрок 14-ти лет, исповедовал Христа перед турецким судьей в Кафе (ныне Феодосия) и был обезглавлен, память 10 мая.
Св. мученик Иоанн младенец, Пекинский (1900) – восьмилетний сын первого православного священника китайского происхождения, св. свящмч. Митрофана Цзи Чунь. 11 июня 1900 г. отряды язычников-ихэтуаней вошли в Пекин. Гнев повстанцев в значительной степени пал на православных китайцев. Во время «боксерского» восстания в Китае язычники-ихэтуани схватили св. Иоанна, причем, издеваясь, называли его «эрмаоцза» – дьявольское отродье, а когда он ответил: «Я – верующий в Бога, а не эрмаоцза», ему сначала отрубили пальцы ног, потом изрубили плечи, а несколько часов спустя отрубили ему нос и уши, а когда и после этого обнаружили в нем твердость духа и исповедания Православной веры, убили. Память в числе 222-х святых мучеников, пострадавших в те дни в Китае, 11 июня. Среди них есть еще дети: Екатерина, Муза, Сира, Фома, Николай, Марк, Елена, Мария, Мария, Нина, Василий, Агафия и те, чьи имена остались неизвестными.
Св. мученик царевич Алексий, сын последнего Российского Императора св. Николая II и его супруги св. Александры – замученный большевиками вместе с родителями и сестрами, когда ему было 14 лет. Память 4 июля и в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских.

Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы. Передача телеканала “Радость моя”.

Вифлеемская трагедия

Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.

Как Вы оцениваете смысл страданий Вифлеемских младенцев? И какое место уготовано им в загробной жизни?

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. После Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека свидетельством веры. Ведь по-гречески «мученик» - «свидетель». Но что можно говорить о праведниках Ветхого Завета, страдающих за Истинного Бога еще до пришествия Христа или о страданиях Вифлеемских младенцев - сверстников Младенца-Спасителя? Без сомнения, они важны для Бога ничуть не меньше новозаветных, с той лишь разницей, что Христос пострадал за них на Кресте и освободил от греха, проклятия и смерти после их земной жизни.

Многообразие примеров мученичества можно условно разделить на две группы: мученичество выбора и мученичество по необходимости (без вариантов). В первом случае мученику предлагается отречься от Христа и продолжать жить без Него на земле и в загробной жизни или с Ним, пострадав за Него: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Ко второму подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек не выбирает «жизнь или веру», принимает страдания потому, что кому-то в религиозных или политических целях необходимо убрать своих оппонентов. Царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском (по пророчеству - появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф.2:16). По преданию их было 14 000. Не зная, где именно находится Иисус, Ирод желал в числе этих невинных страдальцев погубить новорожденного Христа. У этих младенцев не было выбора-они еще не осознали жизнь с ее превратностями, ни у кого из них не спросили, выбирают ли они этот путь или нет. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия - тело его покрылось болезненными ранами. Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя в них соперников.

Почему Господь попустил смерть и мучения невинных детей? Ведь они не совершили зла и греха?

Здесь можно ответить относительно их земной участи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек - твой благодетель?». Здесь несколько медных монет- наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото - жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.

Пророк Иеремия пишет: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15). Это относится только к Вифлеемским младенцам или ко всем поколениям христианских мучеников-младенцев?

Рама - это местечко в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. По преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет, как пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?». В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер.1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы-места захоронения Рахили (1 Цар.10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей. В наше время, помня о младенцах из Вифлеема, мы вспоминаем обо всех убиенных - убитых просто так, без обвинения, без какого бы то ни было «состава преступления», убитых просто так, по той причине, что это было нужно многочисленным «Каинам и Иродам».

Протодиакон Андрей Кураев об избиении вифлеемских младенцев .

Предание говорит, что младенцев было 14 000, в Евангелии об этом ничего не сказано. Эта цифра имеет какое-либо значение?

Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Оно говорит о массовости такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. Евфимий Зигабен, византийский богослов ХII века пишет об этом так: «Ирод полагал, что звезда, возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им, но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».

В то же время можно говорить о символичности цифры «14» как о числе «сыновей» Рахили. В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина)-«это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни.

Вообще, цифра «14» часто встречается в библейской традиции. Например, в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. Вероятно, тогда и была определена цифра «14 000».

Иконы и картины

Мученики младенцы Вифлеемские. Россия. Конец XVI – начало XVII в.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Кондак, глас 4

Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.

Дети-мученики в православной агиографии

Доклад на Соборных Слушаниях 28 мая 2014 г. в Угличе в день памяти отрока-мученика страстотерпца Димитрия Угличского

Тема моего доклада может вызвать у современных родителей, неважно, православные они или нет, фрустрацию. Ведь все мы хотим для своих детей мирной и счастливой долгой жизни, а вовсе не мученического венца. Однако все христиане, включая детей, должны быть готовы к своему подвигу, лучшему из подвигов — умереть за Христа. Недавно я увидела надписи на стенах некоторых московских домов: «Православие или смерть!» Человек, далекий от понимания сути Православия, может решить, что православные готовы убивать за свою веру. Но нет, совсем наоборот — мы готовы умирать за неё. Даже дети.

В православной традиции почитание детей-мучеников особенно трепетно и прикровенно. Детей-мучеников можно разделить на две группы: осознанно принявших смерть за Христа в подражание Ему (Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих) и не осознававших своего мученичества.

Первыми детьми, неосознанно отдавшими свои жизни за Христа, стали вифлеемские младенцы (от Матф. 2:16-18), убитые по приказу царя Ирода в городе Вифлееме и его окрестностях. Ирод предполагал, что среди них окажется Мессия. Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме погибло «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15), по церковному преданию, число жертв составило 14 тыс. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, их память совершается 29 декабря (11 января).

Были и среди русских православных детей-мучеников совсем младенцы, как те, вифлеемские. 21 декабря чтим мы память благоверных князей Феодора и Евпраксии и сына их, младенца Иоанна, зарайских мучеников (1237), которые пострадали от монголов в Батыево нашествие. Встречаются в летописях упоминания и о святом мученике Димитрии младенце, князе Владимирском, который в 1238 был сожжен монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память его 3 февраля.



Но первым известным отроком-мучеником (первомучеником) на Руси стал сын киевского варяга Феодора Иоанн (983), пострадавший за веру вместе с отцом, память их 25 июля по новому стилю. Феодор продолжительное время служил в Византии, где принял Святое Крещение, затем переехал жить в Киев. Сын Феодора также исповедовал христианство. Они попали к славянским язычникам и те, подстрекаемые жрецами, принесли в жертву кумирам отрока Иоанна, а затем и Феодора, пытавшегося защитить сына. В «Повести временных лет» Нестор Летописец так описывает этот страшный случай: «И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам!» Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили».

Считается, что события, связанные с кончиной Феодора и Иоанна повлияли на решение князя Владимира стать христианином. Его потрясло мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял толпе разъярённых киевлян, такое мужество могло быть явлено лишь при защите правого дела. На месте мученической кончины варягов святой Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы — первый каменный храм Киева, освященный 12 мая 996 г. Ныне храм не существует.


Принял ли первомученик Иоанн смерть за Христа осознанно — нам неизвестно, в летописи приведены только слова его отца, свидетельствующие о его убеждённой вере. А вот святой мученик Георгий Угрин (1015, память 24 июля) сделал это совершенно осознанно (Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (50:6). Всего несколько слов сказано в житии об этом отроке, слуге святого страстотерпца Бориса, который был убит за попытку защитить своего господина от наёмных убийц, посланных братом князя, Святополком Окаянным. Но за ними — настоящий подвиг чистого душой ребёнка! Родом он был из Венгрии. Вместе со своими братьями, святыми Моисеем и Ефремом, Георгий покинул родину, возможно, из-за того, что в то время там преследовали православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю, святому Борису Владимировичу. Георгий погиб вместе со святым Борисом в 1015 году на реке Альте, пытаясь защитить господина собственным телом. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Брат его, святой Ефрем, впоследствии, нашёл голову брата и взял её с собой. Впоследствии честная глава мученика была погребена вместе с преподобным Ефремом.

Подвиг многих из православных детей-мучеников не смогли бы пройти и повторить некоторые из взрослых людей. Например, святой мученик Евстафий Крымский (память 10 мая, 1752) — отрок 14-ти лет, исповедовал Христа перед турецким судьей в Кафе (ныне Феодосия) и был за это обезглавлен. А у кого из нас не побегут мурашки по коже, когда он узнает о подвиге отнятого у матери трёхлетнего мальчика из числа 72-х святых мучеников, со св. Исидором в Юрьеве Ливонском пострадавших (1472, память их 8 января)! Когда немцы-католики топили этих святых мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где 6 января совершалось Великое Водосвятие, этот мальчик закричал, вырвался из рук мучителей, подполз к проруби, где только что утопили его мать, перекрестился и со словами: «И я православный!» бросился в прорубь…

Не все они были русскими, но все — православными и отдали свои жизни за Христа. Святой мученик Иоанн Пекинский (1900) был сыном первого православного священника китайского происхождения священномученика Митрофана Цзи Чунь. Во время «боксёрского» восстания язычники-ихэтуани схватили восьмилетнего Иоанна, издевались над ним, называя его «эрмаоцза» — дьявольское отродье. А он ответил им: «Я — верующий в Христа, а не эрмаоцза!» Ему сначала отрубили пальцы ног, потом изрубили плечи, а несколько часов спустя отрубили нос и уши, а когда и после этого обнаружили в нём прежнюю твердость духа и исповедания Православной веры, убили. Память его свершается, в числе ещё 222-х святых мучеников, пострадавших в те дни в Китае, 11 июня. Среди них перечислено ещё несколько детей, известных нам только по имени: Екатерина, Муза, Сира, Фома, Николай, Марк, Елена, Мария, Мария, Нина, Василий, Агафия. Были среди этих 222-ти и те дети, чьи имена остались неизвестными.


Сегодня мы поминаем отрока-мученика святого благоверного Димитрия, царевича Московского, Угличского страстотерпца (1591), сына царя Иоанна IV Грозного от незаконной жены (шестой или седьмой) Марии Нагой, убитого в Угличе. Мальчик прожил всего семь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью, и известный в истории как Смутное время, продолжался как минимум 22 года после его смерти. Погибший отрок канонизирован в 1606 как благоверный царевич Димитрий Угличский, «угличский и московский и всея Руси чудотворец» (день памяти — 15 мая по старому стилю, в XXI веке — 28 мая по новому стилю) и является одним из самых почитаемых русских святых.

Обстоятельства смерти царевича до сих пор остаются спорными. 15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли маленькие робятка жильцы Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Правила игры, не изменившиеся до нынешнего времени, состоят в том, что на земле проводится черта, через которую бросают нож, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок. Если верить показаниям очевидцев, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь. То же подтвердил брат царицы Андрей Нагой. Существует несколько иной вариант, записанный со слов некоего Ромки Иванова «со товарищи» (также говоривших, по всей вероятности, с чужих слов): царевич тешился сваею в кольцо. Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны — у Дмитрия начался приступ эпилепсии — говоря языком того времени — «чёрной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло. В свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Возможно ли, что из-за опасения, как бы царевич не поранился лежащей под ним на земле «сваей», её попытались вытащить из-под царевича и случайно смертельно ранили в шею? Скорее, нет, чем да. Царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) — то есть по прямому приказу Москвы. Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что основанный Пелымский острог. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».



Тело царевича было отнесено для отпевания в церковь, рядом с ним «безотступно» находился Андрей Александрович Нагой. 19 (29) мая 1591 года, через 4 дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина,окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы московской комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Бы ли царевич Димитрий убит злодеями или погиб по трагической случайности, в данном случае, неважно: он прославлен от Господа нетлением мощей и многочисленными чудесами — исцелениями больных. Толпы народа осаждали в своё время Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. Именно даром чудотворения отмечает Господь избранных своих — невинно убиенных.

Отдельную группу детей-мучеников составляют так называемые жертвы ритуальных убийств. Почти все они - местночтимые. Самое раннее из известных — убийство Святой Гавриила Белостокского (1690, память 20 апреля), шестилетнего отрока. Он стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреем-арендатором и его сообщниками — один из самых «спорных» русских святых, святость которого многократно пытались отрицать, но Господь явно прославил святого мученика чудесами. Да и мощи его и через 30 лет после погребения оставались нетленными. После пожара в храме, в котором он был погребён, они были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу.

В истории мученичества, кроме отрока Дмитрия Угличского, известен и святой мученик Иоанн Угличский (1663, память 25 июня) — мальчик, убитый работником его отца, углицкого посадского человека Чеполосова. Ваня был «телом зело прекрасен, наипаче же духом страха Божия процветаше и укрепляшеся». Прожил он только 6 лет. Однажды он пошёл к учителю грамоты и пропал. Его искали в Волге, на дорогах и в лесах, но нигде не нашли. Он был похищен слугой отца, приказчиком Рудаком, имевшим на его отца «злобственное, в сердце скрытое ухищрение». 16 дней тот держал его в ларе «с острыми колючками», а ночью выпускал и стегал конской плетью, принуждая отречься от родителей и назвать отцом его, но мальчик не соглашался. В конце концов, Рудак зарезал мальчика ножом, «двадесятью четырьмя ранами убиение нанесе, двадесять же пятою блаженного страдальца сквозь честную главу во ушеса пронзе». Труп убийца попытался скрыть на болоте, но нетленное тело мученика через 8 дней нашли пастухи. Никому не удавалось вынуть из головы убитого нож, но когда после отпевания к телу подошёл Рудак — нож выпал сам собой. Убийцу схватили, но Ваня, явившись во сне сначала матери, а потом одновременно обоим родителям, просил о помиловании своего мучителя и того оставили живым. Однако вскоре «он был живой изъеден червями». Похоронили мальчика 6 (16) июля возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи.



Никифор Чеполосов построил в 1689 году в память о сыне каменную церковь Иоанна Предтечи, при строительстве которой и были обретены мощи святого, помещённые сначала в деревянный, а после — в каменный храм. Ни тело, ни одежда совершенно не пострадали, не сохранилась лишь небольшая часть мизинца, в то время как от останков брата Вани, похороненного там же ранее, ничего не осталось. По благословению митрополита Ионы мощи были освидетельствованы монахами угличского Воскресенского монастыря. Тогда же появились и первые свидетельства об исцелённых.

Многие из детей-мучеников прославились только после смерти — чудесами и исцелениями. Святая праведная Гликерия Новгородская (ок. 1522) — дочь старосты в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в очень юном возрасте. Начало её почитания связано с обретением 14 июня 1572 г. на церковном кладбище при храме святых Флора и Лавра на Людогощей улице практически нетленного тела молодой девушки: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цило, а не все». Обретение мощей совпало с присутствием в городе царя Иоанна Грозного и нашло своё отражение в Новгородской второй (Архивской) летописи. Мощи открыл новгородский архиепископ Леонид, имя и происхождение девушки определили по надписи на её надгробии. Пожилая местная жительница сообщила архиепископу о времени смерти Гликерии: «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят…». По случаю обретения мощей был устроен крестный ход, их поместили в церкви святых Флора и Лавра. По свидетельству летописи, сразу начались совершать чудеса: в первый день был исцелён Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, и в честь этого в Новгородском кремле весь день звонили в колокола; 11 августа 1572 года у гроба Гликерии был исцелён человек от болезни глаз. Это стало основанием для местной канонизации праведной Гликерии. Днём памяти было выбрано 13 мая — память её тезоименной святой Гликерии Ираклийской.

Примерно такова же история святого праведного Иакова Боровичского (память 23 октября): в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса.


Святые праведные Артемий Веркольский (1545) и сестра его Параскева Пириминская (сер. XVI в, общая память 20 октября) были жителями села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии: прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра также скончалась в юном возрасте. Оба прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами.

Особняком в православной агиографии стоит история святых праведных Иакова и Иоанна Менюжских (ок. 1566-1569, память 24 июня), родных братьев, скончавшихся в 3-х и 5-летнем возрасте при ужасных обстоятельствах: старший мальчик, увидев, как отец убивает барана, в отсутствие родителей затеял игру с младшим и убил его, не ведая, что творит. Когда же он осознал содеянное, видя горе и ужас родителей, то спрятался в печи за дровами. Мать не знала, что её сын там, зажгла огонь и ребёнок погиб. Издревле эти дети почитались как страстотерпцы: Всеблагой Господь, видящий всех, живущих на земле, зная незлобие и невинность сих младенцев, почтил нетлением нескверные и непорочные тела их, сопричислив к лику Своих святых: одного, как неповинно убитого, а другого, как принявшего за убийство мученическую кончину от огня. Оплакав детей, родители облекли их в погребальные одежды, положили во гробы и предали их тела земле по христианскому обряду при церкви во имя Святителя и чудотворца Николая, что в Медведском погосте. Спустя несколько дней после погребения отроков Иоанна и Иакова, гробы их явились плавающими на малом озерке, отстоящем в двух поприщах (или верстах) от Менюжского монастыря. Это случилось так. Окрестные поселяне имели обыкновение охотиться в лесах на птиц и зверей. Пошли как-то несколько человек в лес да и заблудились. Три дня блуждали и пришли, наконец, к упомянутому озерку и увидели в нём плавающими два гроба. Убедившись, что это те самые гробы, в которых так недавно были погребены Иоанн и Иаков, охотники начали умолять святых отроков об указании им пути, и вдруг глазам их представилась небольшая тропинка, по которой они и дошли до жилищ своих. Всеблагой Господь сподобил сих святых отроков дара чудотворения, и многие из притекающих к гробам их начали получать исцеления от разных недугов и болезней.


Преподобный Боголеп Черноярский и Астраханский, отрок-схимонах, (1667, память 24 июля) был сыном черноярского воеводы Якова Умакова. С младенчества — великий постник, ежедневно, ещё грудным младенцем, заставлял приносить себя в церковь. В семилетнем возрасте он получил исцеление от язвы на ноге после пострига в схиму, однако через несколько дней после пострига скончался. Почитается как покровитель Поволжья.

Конечно, детей-мучеников за всю историю Православия на Руси было намного больше, чем я могу сейчас назвать. Некоторых мы знаем по именам и деяниям. Имена и деяния других известны только Богу…

Нередко можно и в наше время встретить примеры горячего детского благочестия, продолжительных, горячих, со слезами, молитв, любви к богослужению, усердного стремления подражать подвигам святых отцов. Это бывает в тех благочестивых семействах, в которых дети воспитываются в страхе Божием, на чтении житий святых, под сенью храма Божия. И это чувство, эти чистые, святые стремления дитяти не скорбь и мрак вносят в его юную душу, но отрадную тишину, ясность и спокойствие. Дитя черпает в них духовную силу и крепость; в его душе слагаются светлые образы (идеалы) жизни святой, жизни по Евангелию Христову, — образы, которые сродняются с его юным сердцем и становятся для него на всю жизнь заветною святыней, к которой с тёплым чувством обращается потом человек даже в глубокой старости. И чем сильнее эти святые стремления в детстве, тем больше они освещают впоследствии мрак жизни в нашей юдоли земной. Они примиряют утомленного невзгодами жизни обитателя земли с его долей и поддерживают, ободряют, утешают в его многотрудном странствовании к Отечеству Небесному.

Именно так были воспитаны святые царственные страстотерпцы, дети последнего Российского Императора Николая II и его супруги Александры: царевич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (1918), замученные большевиками, когда им было 14, 23, 21, 19 и 17 лет соответственно. Как воспитывались дети в царской семье? В роскоши, изнеженности, в безделье? Ничего подобного: атмосфера воспитания будущих самодержцев была далека от тепличной. Маленькие Романовы, как все русские люди того времени, знали суровость жизни, были закалены перед лицом трудностей и испытаний. Даже ужасов войны родители не скрывали от детей. Великие княжны, дочери Николая II, вместе с матерью исполняли обязанности хирургических сестёр в военных госпиталях. Основой, фундаментом, воспитания этих детей была вера в Бога, православная церковность. Из писем царских дочерей мы узнаем многое о их внутренней жизни и видим, что она протекала в постоянном памятовании о Боге и покаянии. Именно в христианской вере — корни крепкой семейственности последних Романовых. И именно то, что в центре религиозной жизни семьи Николая Александровича Романова всегда стоял Крест Христов, помогло в 1918 году царственным детям-мученикам не сломаться духовно в страшный час.

Детское мученичество, как видно из примеров, бывает осознанным и неосознанным. В детском и раннем подростковом возрасте особенно выражено стремление к идеалу, героическому, страдальческому, высокому, чистому — тому, что является идеалом мученичества. Православная Церковь глубоко чтит своих верных сынов и дочерей, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), а они отдали свои жизни за веру и Отечество. Такой подвиг - высший пример осознанного мученичества. Именно осознанное мученичество должно стать сферой чувствования ребёнка, его размышлений.

Для Господа «дети» — лучшее из наименований человеков. Дети названы пророком Малахией (2, 15) семенем Божиим, из которого восстанет род Божий (Деян. 17, 29). И дети-мученики — то семя, которое, погибая, рождает вечную любовь ко Господу.

Наталья Викторовна Лясковская

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДЕТИ – СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ Избиение младенцев - эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (2:16-18), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагая, что среди них окажется Мессия. Избиение вифлеемских младенцев было предсказано пророком Иеремией.Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15), по церковному преданию, число жертв составило 14 тысяч. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, поскольку они первыми пострадали ради Христа. Их память совершается 29 декабря (11 января) маленький крестьянский мальчик - святой праведный Артемий. С пяти лет он уже не любил детских игр. Был тих, кроток, помогал отцу. Когда ему было 12 лет, он работал с отцом в поле. Неожиданно поднялась буря с ливнем, над головой Артемия разразился страшный удар грома и убил его. СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АРСЕНИЙ Люди подумали, что Бог его наказал за грехи тайные. Тело его осталось не отпетым и не погребенным. Его тело положили в лесу поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так оно пролежало 32 года, всеми забытое. Однажды дьячок церкви Николая Чудотворца ходил по тому лесу собирал грибы и увидел свет над тем местом, где лежало тело Артемия, оно было нетленным. Когда тело перенесли в церковь и прикрыли берестой, то мощи его начали источать исцеления болящим. Очень много людей вылечилось благодаря мощам Артемия. МЛАДЕНЕЦ Гавриил Белостокский Он был крещен и воспитывался в строгих правилах Закона Божия. По поверию, некоторые иудейские секты для приготовления пасочных опресноков, мацы использовали кровь невинных христианских детей. С этой целью заранее намечалась жертва, обыкновенно ребенок какой-нибудь бедной семьи. Иудеи заманивают его к себе и, держа его стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтобы из жил его вытекала вся кровь. Потом его убивают и бросают не погребенным. Так поступили и с Гавриилом. Его обескровленного бросили на съедение хищникам. Но три дня от его тела отгоняли всех собаки. По лаю и было найдено тело, не подвергшееся тлению. Через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила оставались нетленными. Они, после пожара в храме, в котором был погребен младенец, были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Пусть эти святые дети научат нас тому, как Бог призывает к Себе людей, и как Он отвечает тому, кто к нему идет. Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (284 - 305). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА Акилина Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: "Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук". Святая отвечала: "Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения".Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее телона съедение псам за городом. . Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: "Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом". Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить её до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников. Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа.Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях. Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь.Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом. . Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: "Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас". Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: "Услышана молитва твоя". Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, .Модеста и Крискентии совершились около 303 года.

Рассказать друзьям