Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:
- Повествовательные.
- Вопросительные.
- Побудительные.
В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).
Повествовательные предложения
Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.
Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.
За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Побудительные предложения
Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.
- Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
- Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
- Приказа: «Замолчи немедленно!».
- Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».
Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.
Предложения невосклицательного типа
Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.
Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».
Восклицательные предложения
Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.
Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:
- Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
- Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
- Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».
Выделение на письме
От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.
- Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
- Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
- Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
- В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
- При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.
По степени эмоциональной окраски предложения классифицируются на два типа: восклицательные и невосклицательные. Способность верно определить, какой именно из них подходит для конкретного случая, позволит правильно понять суть предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить в конце требующийся знак препинания.
Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. В конце таких предложений ставится точка. Например: Сегодня весь день идёт дождь. По расписанию поезд приедет через два часа.
Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего. Например: У нас большая радость!
В конце этих предложений ставится восклицательный знак, а их грамматические средства оформления следующие:
- Интонация
, выражающая радость, восторг, грусть, удивление, гнев, волнение, страх и прочие ярко выраженные чувства. Произношение восклицательные предложений осуществляется тоном более высоким, с акцентом на слове, которое в большей степени придаёт эмоциональный окрас.
Например: Он так подло поступил! От экскурсии мы остались в полном восторге! Никто не ожидал такого развития событий! Она испугалась не на шутку!
- Междометия
.
Например: Ух, какая красота! Ах, я поражена до глубины души! Эх, а ведь мы были так близки к цели!
- Восклицательные частицы
местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие.
Например: Какой необыкновенный дом! О, вот это да! Ну и ну, вот это неожиданность! Фу, какая гадость!
Использование трёх восклицательных знаков
Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Так можно выразить радость или восторг, гнев или возмущение. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!", "Какой чудесный день!" - по-русски мы легко строим подобные предложения, чтобы выразить удивление, радость и другие сильные чувства. Но есть ли нечто подобное в английском? Как передать свои эмоции там?
Сегодня мы поговорим о восклицательных предложениях и о том, как они строятся в английском языке.
Итак, в устной речи мы часто передаем наше настроение с помощью тона. Для письменной же имеется восклицательный знак - "!".
Именно он дает понять, что предложение несет в себе некий эмоциональный заряд. Мы часто используем восклицательные предложения, чтобы дать волю тому, что, как говорится, накипело. С их помощью мы выражаем удивление, шок, радость и другие сильные чувства.
Какой большой небоскреб!
Что за чертовщина!
Ну и умный же ты!
За счет чего достигается этот эффект? Во-первых, мы добавляем определенные слова ("какой", "что за", "ну и " и другие), во-вторых, мы меняем порядок слов: к примеру, мы говорим "Ну и умный же ты!", а не "Ну и ты умный!".
Как же обстоят дела в английском?
В английском языке подобные предложения тоже существуют. И, прямо как в русском, "эмоциональность" в них возникает благодаря:
- Дополнительным словам
What - что?
How - как? - Изменению порядка слов
Рассмотрим несколько типов восклицательных предложений в английском.
1. Восклицания с "What..!" ("Какой..!")
1. Схема предложения #1:
What + существительное (слово, обозначающее предмет, явление и т.д.)
Здесь нет ничего сложного: мы просто ставим предмет после what .
What
an interesting story
!
Какая
интересная история
!
What
a large room
!
Какая
большая комната
!
2. Схема предложения #2
What + глагол
(слово, обозначающее действие)
Мы также можем впридачу к нашему предмету поставить де йствие . Действие ставится после предмета:
What
an interesting story you"ve told
!
Какую
интересную историю ты рассказал
!
What
a large room he lives
in!
В какой
большой комнате он живет
!
2. "Не правда ли?"
Иногда нас так сильно переполняют эмоции, что мы ждем от собеседника, что он их разделит. Допустим, мы высказываем некое наблюдение, например:
Какая яркая луна!
Эллен находчивая, она справится.
Погода была теплая.
Мой новый велосипед будет классный.
Когда мы ожидаем, что собеседник с нами скорее всего согласится, мы добавляем к этой фразе словечки вроде "ведь", "правда", "не правда ли", "скажи":
Какая яркая луна, не правда ли?
Эллен находчивая, она ведь справится.
Правда погода была теплая?
Скажи, мой новый велосипед будет классный!
По-английски все эти словечки сводятся к одной единственной конструкции, которая подсоединяется в качестве "хвостика" в конец предложения. Мы берем основной вспомогательный глагол, указывающий на время (is/was/will be) и отрицаем его:
The moon is bright.
Луна яркая.
The moon is bright, isn
"t?
Луна яркая, не правда
ли
?
The weather was warm.
Погода была теплая.
The weather was warm, wasn
"t it
?
Правда
, погода была теплая?
My new bike will be cool.
Мой новый велосипед будет классным.
My new bike will be cool, won
"t
it
?
Скажи
, мой новый велосипед будет классным?
Если же у нас было предложений с действием, то нам этот глагол придется "вытащить", в зависимости оттого, какое было время.
Если настоящее - то вытаскиваем do .
The kids clean their teeth every day.
Дети чистят зубы каждый день.
The kids clean their teeth every day, don"t
they
?
Дети чистят зубы каждый день, так ведь
?
Если прошедшее - вытаскиваем did .
She sent you the report.
Она отправила тебе доклад.
She sent you the report, didn"t
she
?
Она ведь
отправила тебе доклад?
Если будущее - will .
Helen is resourceful, she will manage.
Хэлен находчивая, она справится.
Helen is resourceful, she will manage, won"t
she
?
Хэлен находчивая, она ведь
справится, правда
?
Такой "хвостик" хорошо присоединять к восклицаниям с what :
What
a bright moon, isn"t it
?
Какая
яркая луна, не правда ли
?
What
a cool bike it will be, won"t
it
?
Какой
классный будет велосипед, да
?
What
a detailed report she sent, didn"t she
?
Какой
детальный отчет она отправила, правда
?
Подробнее о таких вопросах читайте в нашей статьей
.
3. Восклицания с "How..!" ("Как..!", "До чего..!")
В отличие от what , how присоединяет к себе только прилагательные (то есть, слова, обозначающие признаки).
How
interesting!
До
чего
интересно!
How
nice of you!
Как
мило с твоей стороны!
Однако мы можем несколько усложнить такие восклицания. Для этого нам понадобится конструкция, которая позволяет дать оценку действию. Например:
Хорошо иметь машину.
По английски это выражается с помощью конструкции:
It is +
прилагательное
+ to +
глагол
Примеры:
It is
good
to
have
a car.
Хорошо иметь машину.
It is
dangerous
to
climb
a mountain without training.
Карабкаться на гору без подготовки - опасно.
It was
interesting
to
look
into a real telescope.
Посмотреть в настоящий телескоп было интересно.
It was
nice
of you to
bring
me a donut.
Было мило с твоей стороны принести мне пончик.
Если мы хотим наполнить эти фразы эмоциями с помощью "How", то порядок должен быть следующим:
How + it is/was/will be + to + действие
Примеры:
How
interesting it was to look into a real telescope!
Как интересно было посмотреть в настоящий телескоп!
How
nice of you it was to bring me a donut!
Как мило с твоей стороны было принести мне пончик!
Вот мы и разобрали основные типы восклицаний в английском языке. Используйте их, и ваша речь станет живее и разнообразней! :)
В отличие от what, how присоединяет к себе только прилагательные (т.е., слова, обозначающие признаки).
Задание на закрепление
Перед вами нейтральные фразы на английском. Сделайте из них восклицательные!
1. It is a high price for such a small flat.
2. It is impolite.
3. We were happy after our victory.
4. I met a strange man today.
5. He gave me good advice.
6. So, Tom is late again. It"s unsurprising.
7. This present is wonderful.
8. It will be great to live on Manhattan.
В русском языке простые предложения имеют несколько характеристик. Они могут содержать в себе сообщение о чем-то, вопрос или побуждение к действию. С этой точки зрения по цели высказывания простые предложения делятся на следующие виды:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное.
Но кроме этого, существует еще одна характеристика предложения. Все эти виды предложений могут отличаться по силе выраженного в них чувства. Кроме сообщения, вопроса или побуждения к действию, в них возникает эмоциональный фон, когда говорящий выражает к сообщаемому свое отношение, вносит в него чувства, или эмоции.
Эмоция [фр. emotion < emovere возбуждать, волновать ] - психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т. д.), возникающие у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей.
Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1980
Что такое восклицательные предложения?
Чтобы понять, что такое восклицательное предложение, сравним два очень похожих, на первый взгляд, высказываия:
Уже взошло солнце.
Уже взошло солнце!
В первом предложении содержится констатация факта, сообщение о природном явлении, когда закончилось темное время суток и наступил день. Это повествовательное предложение, которое произносится спокойным тоном, без особой экспрессии.
Второе предложение тоже повествует о том же явлении, но в нем присутствует эмоция радости, восторга и восхищения.
Сделаем вывод, что предложения могут отличаться друг от друга по силе выраженного в них чувства.
Говорящий может выразить радость, восхищение, огорчение, страх, возмущение, злость, раздражение и пр.
Это проявляется в устной речи с помощью особой интонации, более напряженной, повышенной. В письменной речи восклицательное предложение обозначается с помощью восклицательного знака.
Предложения могут произносится спокойным ровным тоном. По силе выраженного чувства это невосклицательные предложения. Предложение может произносится с особой интонацией, передающей сильное чувство.
Сравним:
Расцвели в саду яблони (повествовательное, невосклицательное предложение).
Зайдешь в сад, а там расцвели яблони! (повествовательное, восклицательное предложение).
По эмоциональной окраске восклицательными могут быть все виды предложений, различающиеся по цели высказывания.
Понаблюдаем:
Я хочу танцевать (повествовательное, невосклицательное)
Я хочу танцевать! (повествовательное, восклицательное)
Разве ты не выучил это правило? (вопросительное, невосклицательное)
Разве ты еще не выучил это правило?! (вопросительное, восклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно (побудительное, невосклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно! (побудительное, восклицательное).
Средства передачи восклицания
Кроме особой интонации, которая используется в восклицательных предложениях, в русском языке существуют специальные «восклицательные слова»:
- ну, вот, что за, как, же, пусть, вишь (частицы);
- ах, ох, эх, ого, увы, тьфу (междометия);
- какой, кто, каков, сколько, как, куда (местоимения и наречия).
Что за глазки!
Каков красавец, просто загляденье!
Вот ты какой, оказывается!
Как ярко светит солнце!
Кто тут так весело смеется?!
Ах, какие мы шустрые!
Ну, и зачем ты мне об этом говоришь?!
Примеры восклицательных предложений в литературе
Восклицательные предложения не встретишь в научном тексте. А вот в художественной литературе эмоционально окрашенные предложения охотно используют писатели в своих произведениях для передачи различных чувств.
Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. С. Пушкин).
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. С. Пушкин).
Как хорошо ты, о море ночное! (А. Тютчев).
Ох, и красота! (П. П. Бажов).
Раззудись, плечо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).
Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! (А. С. Пушкин).
Восклицательные и побудительные предложения чем отличаются?
- Повествовательные (чтобы рассказать).
- Вопросительные (чтобы спросить).
- Побудительные (чтобы на что-то побудить).
- А ну-ка быстро иди ко мне!
- Отстань, Прокофьич, — дурно мне, помираю…
- Эх, хорошо зимой в дубовом лесу-то бывает! (не побудительное)
- Да что же ты привязался ко мне, как клещ весенний?! (не побудительное)
- Стоять всем! (побудительное)
Начнем с побудительных предложений.
В предложениях такого вида происходит побуждение к какому-то действию. Их можно назвать предложениями-приказами.
Не спеши принимать решение, подожди Лешу!
Идем-ка в гости!
Думай, Егор, думай!
Забери ребенка.
Восклицательные предложения это тип деления предложений по интонации. Они могут быть побудительными тоже.
Какой здесь воздух!
Как легко дышится на свободе!
Удивительно!
Примеры побудительных предложения с !.
В зависимости от цели высказывания предложения подразделяем на повествовательные, вопросительные и побудительные. В побудительных предложениях выражается побуждение к действию, оформленное в виде приказа, просьбы, призыва, совета.
Не садись на пенек, не ешь пирожок.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Сходил бы ты на огород за огурчиком,сынок.(Сходил бы = сходи).
Как видите,в побудительном предложении сказуемое может быть глаголом в форме повелительного или условного наклонения (в значении повелительного).
Стоять! (инфинитив в роли повелительного наклонения).
Давай присядем здесь.(частица давай + глагол в форме 1 лица множественного числа).
По эмоциональной окраске разделим предложения на восклицательные и невосклицательные.
В восклицательных предложениях мы выразим радость, восторг, гнев, страх, возмущение и др. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения, то есть эти виды предложений произносятся с дополнительной экспрессией.
Как хорошо в лесу!(повествовательное восклицательное предложение). Пойдем в лес!(побудительное восклицательное предложение).
Для выражения восклицания используем местоимения и наречия в роли усилительных частиц.
Какие красивые березы! Сколько солнца вокруг! Чем любоваться тут?!
Восклицательные предложения.
Когда мы используем подобные предложения в речи, то хотим выразить какие-нибудь особенные чувства или эмоции, в том числе как положительные, так и отрицательные.
Например: Я очень люблю кататься на горных лыжах! (то есть тут выражается чувство сильной привязанности к чему-либо)
Или: Вот чрт, как же больно! (здесь описываются негативные чувства).
Побудительные предложения
Призывают совершить определнное действие. Побудительные предложения вполне могут быть и восклицательными, так как такие предложения зачастую передают какие-то эмоции.
Например: Иди сюда!
Восклицательные предложения используются для передачи сильных чувств и эмоции говорящего.
Восклицательные предложения выражают: восторг,радость,гнев,волнение, удивление,страх и другие ярко выраженные чувства. В конце предложения всегда ставится восклицательный знак.
Например:
От карусели мы в полном восторге!
Он так подло со мной поступил!
Ух,как тут хорошо!
Фу,какая неожиданность!
Побудительные предложения -это предложения,которые побуждают к действию.
Побудительные предложения содержат в себе- совет,просьбу,запрет.
Например:
Дети не перестаньте шуметь, пожалуйста.
Учитесь хорошо!
Дети слушайте слова маму!
Быстро убери за собой!
Я сейчас приеду,встречай меня.
Побудительные предложения обычно являются восклицательными. Пример побудительного предложения: Давайте стремиться к светлому будущему! А восклицательные предложения являются выражениями эмоций. Радости, страха, восторга… И не обязательно мотивируют что-то делать.
Восклицательное предложение подразумевает в его окончании наличие восклицательного знака, который подчркивает торжественность или же яркость выражения эмоций. Например: Мы победили!
Что же касается побудительных предложений, то они по смыслу побуждают человека к чему-либо, то есть в них содержится либо просьба, либо приказ.
Так вот побудительное предложение может иметь яркую эмоциональную окраску и быть поэтому восклицательным, но может и не быть восклицательным, так как эмоции могут нести ровный и спокойный тон. А вот восклицательное предложение обязательно имеет в конце восклицательный знак, иначе оно будет уже отнесено к не восклицательному.
В побудительном предложении высказываются просьбы, приказы, побуждения что-либо сделать. Например: Стоять! Принеси мне синюю папку. Давай присядем на дорожку. — это побудительные предложения. Они не обязательно являются воцклицательными (второе и третье предложения невоцклицательные, но побудительноы). В конце побудительного предложения не всегда стоит воцклицательный знак.
Воцклицательные и невоцклицательные предложения — это разделение предложений по эмоциональной окраске. Одно и то же предложение может быть как воцклицательным, так и невоцклицательным. Например, сравните: Весна пришла. Или: Весна пришла!
Воцклицательное предложение может быть как побудительным: Встать! Так и повествовательным: Как солнечно сегодня! Так и вопросительным: Как это нет?!
Побудительное предложение — это предложение с яркой репликой, которое побуждает человека к действию. Например:
- А ну-ка, сделай свой коронный переворот с кульбитом!
- Давай, ты может все, я верю, что ты пробежишь эту дистанцию!
А , это предложения восхищения:
- Ах, какая осень золотая!
- Ах, эта женщина, меня сума свела!
- Какой восхитительный фильм, игра актеров поражает!
Побудительное .
Все предложения — это высказывания. Не бывает никаких других предложений. Все эти высказывания имеют цель. На этой почве, все предложения (по цели высказывания) делятся на:
Все эти предложения могут быть восклицательными (с ! в конце) или невосклицательными (без ! в конце). Побудительное предложение тоже может быть восклицательным или невосклицательным, но оно всегда побуждает — советует, рекомендует, приказывает, призывает к действию:
Восклицательные .
Это предложения, которые выражают яркую эмоцию и имеют в конце !. Нет восклицательных предложений без восклицательного знака в конце. Восклицательные предложения могут быть побудительными, а могут и нет:
Восклицательные предложения в английском языке
Итак, в устной речи мы часто передаем наше настроение с помощью тона. Для письменной же имеется восклицательный знак — «!».
Именно он дает понять, что предложение несет в себе некий эмоциональный заряд. Мы часто используем восклицательные предложения, чтобы дать волю тому, что, как говорится, накипело. С их помощью мы выражаем удивление, шок, радость и другие сильные чувства.
За счет чего достигается этот эффект? Во-первых, мы добавляем определенные слова («какой», «что за», «ну и » и другие), во-вторых, мы меняем порядок слов: к примеру, мы говорим «Ну и умный же ты!», а не «Ну и ты умный!».
Как же обстоят дела в английском?
В английском языке подобные предложения тоже существуют. И, прямо как в русском, «эмоциональность» в них возникает благодаря:
- Дополнительным словам
What — что?
How — как? - Изменению порядка слов
Рассмотрим несколько типов восклицательных предложений в английском.
1. Восклицания с «What..!» («Какой..!»)
1. Схема предложения #1:
Здесь нет ничего сложного: мы просто ставим предмет после what .
2. Схема предложения #2
Мы также можем впридачу к нашему предмету поставить действие. Действие ставится после предмета:
2. «Не правда ли?»
Иногда нас так сильно переполняют эмоции, что мы ждем от собеседника, что он их разделит. Допустим, мы высказываем некое наблюдение, например:
Когда мы ожидаем, что собеседник с нами скорее всего согласится, мы добавляем к этой фразе словечки вроде «ведь», «правда», «не правда ли», «скажи»:
По-английски все эти словечки сводятся к одной единственной конструкции, которая подсоединяется в качестве «хвостика» в конец предложения. Мы берем основной вспомогательный глагол, указывающий на время (is/was/will be) и отрицаем его:
Если же у нас было предложений с действием, то нам этот глагол придется «вытащить», в зависимости оттого, какое было время.
Если настоящее — то вытаскиваем do .
Если прошедшее — вытаскиваем did .
Если будущее — will .
Такой «хвостик» хорошо присоединять к восклицаниям с what :
Подробнее о таких вопросах читайте в нашей статьей.
3. Восклицания с «How..!» («Как..!», «До чего..!»)
В отличие от what , how присоединяет к себе только прилагательные (то есть, слова, обозначающие признаки).
Однако мы можем несколько усложнить такие восклицания. Для этого нам понадобится конструкция, которая позволяет дать оценку действию. Например:
По английски это выражается с помощью конструкции:
Примеры:
Если мы хотим наполнить эти фразы эмоциями с помощью «How», то порядок должен быть следующим:
Примеры:
Вот мы и разобрали основные типы восклицаний в английском языке. Используйте их, и ваша речь станет живее и разнообразней! 🙂
В отличие от what, how присоединяет к себе только прилагательные (т.е., слова, обозначающие признаки).
Задание на закрепление
Перед вами нейтральные фразы на английском. Сделайте из них восклицательные!
1. It is a high price for such a small flat.
2. It is impolite.
3. We were happy after our victory.
4. I met a strange man today.
5. He gave me good advice.
6. So, Tom is late again. It’s unsurprising.
7. This present is wonderful.
8. It will be great to live on Manhattan.
Ход урока
1. Повторение пройденного материала
а) Работа по карточкам в парах.
– Вспомним то, что вчера так старательно учили.
(Задание на карточке.)
Соедини стрелочкой части высказывания.
По цели высказывания предложения могут быть:
1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)
б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)
2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач
(На доске записаны предложения.)
Прочитайте про себя, что написано на доске.
1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!
– Что написано на доске?
– Докажите.
(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).
– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?
– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.
– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)
– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).
– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).
– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?
(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)
– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?
– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.
– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?
(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)
– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?
– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?
– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?
– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.
– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.
– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.
(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)
Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)
– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?
– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?
4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала
– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.
А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными,
вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и
невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в
невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в
невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)
5. Первичное закрепление нового материала
– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?
Проверка. Зачем дано это упр-е?
– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.
Сделайте вывод и обоснуйте его.
Карточки
Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?
Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!
Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.
6. Зарядка по офтальмотренажёру
– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.
7. Дифференцированная работа.
Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.
Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.
Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)______________________?
______________________.
______________________.
______________________!
Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.
После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.
Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)
1 вариант выполнения
Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.
2 вариант выполнения.
Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!
8. Итог урока
Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.
9. Рефлексия
– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
10. Домашнее задание
Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.