Экология в моей жизни. Сочинение на тему: «проблемы экологии. загрязнение природы. Экология и человек

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Роль и место экологии в современном обществе

2. Исследование будущего. Модели Мира

3. Экология городов

4.Экология сельскохозяйственных районов

5. Формирования экологического сознания

Заключение

Список литературы

Введени е

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX - XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.

Что же несет нам век грядущий - новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз? Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы философско- методологических проблем экологического прогнозирования. Разработка этих проблем является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном этапе развития человечества. Ученые согласились, что принятая политика по принципу “реагировать и исправлять” бесплодна, повсеместно завела в тупик. “Предвидеть и предотвращать - единственно реалистический подход”. Исследование будущего поможет всем странам мира решить самый насущный вопрос: как направить огромную по своим масштабам циркуляцию природных сил и ресурсов по пути, который будет полнее удовлетворять потребности людей и не нарушать при этом экологические процессы?Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Главный фундамент жизни-почвы повсюду на Земле деградируют. В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за три года. Не меньшую опасность представляет собой загрязнение планеты. Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра. Сильно загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи.Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира.

Цель работы: рассмотреть и изучить роль и место экологии в современном обществе.

Задача: раскрыть полной смысл данной темы.

экология компьютеризация биосфера город

1. Роль и место эко л огии в современном обществе

Космический корабль Земля уникальная среди планет Солнечной системы. В тонком слое где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты - живые существа, среди которых и мы с вами. Этот слой, населенный организмами, взаимодействующий с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой(литосферой), называется биосферой. Все живые существа, и мы в том числе, зависят от сохранения ее цельности. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может полностью разрушится. Не исключено, что атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое. В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты.

Экология - наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии - выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной. Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.

Экология, как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами. За последнее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0,5-5°С. Как и было предсказано моделям, так называемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Говоря об этом, обычно отмечают знаменитую "озоновую дыру" над Антарктикой. Однако сокращение количества озона в стратосфере происходит и над нашей страной, где оно достигло уже в среднем около 3 %. Доказано, что сокращение озона только на 1 % ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7 %. Это означает, что 6-9 тыс. человек на европейской территории нашей страны ежегодно заболевает раком кожи только по этой причине. Коротко о проблемах пресной воды. Чистой воды у нас не хватает. Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу. Одной из крупных проблем у нас стало загрязнение подземных вод. Особой экологической проблемой для нашей страны стали кислотные осадки - увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса в атмосферу окислов серы и азота при сгорании топлива..

Сегодня решение экологических проблем стало одним из глобальных критериев гуманности общества, уровня его технических и научных разработок.

Экология, на мой взгляд, все больше становится одной из наук о человеке и в определенном смысле интересует многие научные направления..

2 . Исследование будущего . Модели Мира

Научное прогнозирование (в отличие от разнообразных форм ненаучного предвидения) - это соответственно непрерывное, специальное, имеющее свою методологию и технику исследование, проводимое в рамках управления, с целью повышения уровня его обоснованности и эффективности. Исследование будущего разделяется на два качественно различных направления: поисковое (исследовательское) и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование - это анализ перспектив развития существующих тенденций на определенный период и определение на этой основе вероятных состояний объектов управления в будущем при условии сохранения существующих тенденций в неизменном состоянии или проведения тех или иных мероприятий с помощью управленческих воздействий. Нормативное прогнозирование (иногда его называют “прогнозированием наоборот”, т.к. в данном случае исследование идет в обратном направлении: от будущего к настоящему) представляет собой попытку рационально организованного анализа возможных путей достижения целей оптимизации управления. А отсюда и рекомендации: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства. Однако эти предложения авторов модели нереальны, неприемлемы, да и просто утопичными, но дали пищу для развития антинаучных и антигуманных теорий, способствовали резкой вспышке всякого рода неомальтузианских и геополитических рассуждений, уводящих от реальных путей преодоления экокризисных явлений. Не случайно уже следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля - “Человечество у поворотного пункта” - была значительно более обоснованной. Однако “прогресс” Месаровича и Пестеля можно свести к тому, что они, отвергая неизбежность “единой” глобальной экологической катастрофы, будущее человечества видят в длительных, разнообразных кризисах - экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, могущих постепенно охватить всю планету, если общество не примет их рекомендации перехода к “органическому росту” - сбалансированному развитию всех частей планетарной системы. Но это также далеко от реальностей, которыми полон современный мир. Постепенно модели становились все более конкретными, а проблемы - более цельными. К настоящему времени методологические принципы, техника, методика современного глобального прогнозирования неизмеримо усложнились по сравнению с исторически первыми и простейшими методами оценки экологической емкости Земли. В новых условиях обострившихся потребностей в нахождении эффективных способов целенаправленного воздействия на процессы взаимодействия человека и биосферы встают задачи разработки конкретных прогнозов будущего человечества, формирования конкретных научно обоснованных представлений об основных возможных тенденциях развития человечества на ближайшие 50 - 100 лет. Существенно то, что результаты такого прогнозирования спектра возможностей “должны быть сформулированы не только на языке теории, но и на языке управленческой практики”. Поэтому “насущная необходимость” в создании системы глобального прогнозирования с самого начала должна осмысливаться с учетом мировой практики управления сверхсложными системами и соответственно в качестве необходимости создания “человеко-машинной системы”, т.е. автоматизированной информационно-прогнозирующей системы. Основная задача автоматизированного компьютерного прогнозирования взаимодействия человека и биосферы состоит в том, чтобы обеспечить наиболее оптимальные условия объединения усилий экологов, социологов, экономистов и других специалистов “для оценки и выбора возможных вариантов международных решений” на междисциплинарном уровне. е науки в этой области на “порог эры человеческого новаторства”.

Компьютеризация комплексного исследования взаимодействия человека и биосферы - исторический рубеж, которого достигла наука за очень короткий исторический промежуток времени на основе создания математических моделей живой природы. Экология уже оперирует не только простыми динамическими теориями популяций, но и всеми средствами теории динамических систем (уравнения в частных производных, в конечных разностях, интегральные и интегро-дифференциальные уравнения и т.д.).. Интегрированные информационно прогнозирующие системы “стратегические ресурсы человечества” - получили наиболее впечатляющее применение, позволив пользователю обращаться к информации о динамических системах в режиме реального времени. Новой информационной технологии экологического прогнозирования уже принадлежит немаловажная заслуга: она “способствовала тому, что за сравнительно короткий исторический промежуток времени глобальные проблемы оказались в поле зрения мировой общественности и стали подлинно общечеловеческими не только по своей сути, но и по признанию, которое они себе завоевали”. Это, безусловно, важное достижение экологического прогнозирования должно быть дополнено решительным преодолением отмеченного в публикациях ООН недостатка “методологических инструментов интегрированного аналитического подхода к формированию и применению адекватной политики и планирования”.А здесь встают задачи, требующие длительной и кропотливой проработки методов принятия рациональных решений, учитывающих объективные условия иерархичности структуры систем управления, информационную ограниченность и специализацию их органов, национальные и региональные особенности в выработке систем критериев в оценке эффективности, трудно обозримое многообразие целевых установок и задач управления и т.д.

3. Экология городов

Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40 % людей планеты. За период 1939 - 1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних - в 3 и малых - в 2 раза. Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельных странах равен: Аргентина - 83, Уругвай - 82, Австралия - 75, США - 80. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70 % газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20 % солнечной радиации и скорости ветра. При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6° С. С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу.

Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значительную глубину. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций - парки, скверы, дворы - сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии. Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” - парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Важно рассмотреть экологические проблемы крупных городов более детально и конкретно на примере Москвы. Исчерпывающую оценку экологического состояния столь крупного и сложного объекта, как Москва, дать затруднительно по следующим основным причинам:

· оценка должна учитывать множество самых разных показателей по всем районам и предприятиям, производственным зонам, магистралям, системам связи, рекреационным площадям и т. д.;

· полученные сведения должны быть систематизированы, сведены в единую легко интерпретируемую систему;

· система сбора и обобщения имеющихся данных пока что не имеет единой научной концепции, разрознена и даже не всеми поддерживается. Социально-экологическая модель Москвы - задача предстоящих исследований.

Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы. Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками. Средняя плотность населения 8.9 тыс. чел. на 1 кв. км. Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ, т. к. частичная очистка внедрена только на 60 % предприятий. Особый вред наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям и качеству воздуха. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, износ шин - цинк, дизельные моторы - кадмий. В целом на 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.

Расход воды в Москве на 1 жителя - около 700 л/сутки. Водные ресурсы используются нерационально - более 20 % воды уходит неиспользованной. Например, только для бритья москвич за один раз использует до 100 литров. В районах со счетчиками (г. Зеленоград) водопотребление в 2-3 раза меньше.

Дефицит воды - один из факторов сдерживания жилищного строительства. Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотного водоснабжения имеют лишь 160.

В пределах города почвы значительно отличаются от своих аналогов в данной природной зоне - кислых дерново-подзолистых.Почвы обогащены также органическими веществами, главным образом сажей - до 5 % вместо 2- 3 %. Содержание тяжелых металлов в 4-6 раз превышает фоновое.

Зеленые насаждения занимают 30 % площади города, что дает 25-30 м 2 на человека (Париж - 6, Лондон - 7.5, Нью-Йорк - 8.6). Вместе с тем насаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последний слишком узкий - 15-20 км. Только с севера Москва относительно защищена зеленым поясом. До 30-40 % насаждений затронуто болезнями, угнетено и потеряло способность к самовозобновлению. Лесопарковый пояс в дни отдыха ежедневно принимает до 4 млн. человек. Заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные виды аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств. Из 94 крупнейших городов мира Москва по рождаемости находится на 62-м, по смертности - на 70-м, по естественному приросту - на 71-м месте. В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области залесен на 25-30 %, значительно распахан и более индустриальный. Северо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада на юго-восток.Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы.

4. Экология сельскохозяйственных районов

Сельскохозяйственные районы весьма различны по природным условиям, типам землепользования и степени освоения. Тем не менее экологические проблемы в них имеют много общего. Это связано со следующими обстоятельствами:

· охватом антропогенными нагрузками больших площадей, иногда практически на 100 %;

· малой лесистостью и небольшими площадями лугово-степных участков;

· значительной обнаженностью, дефдированностью и эродированностью почвенного покрова;

· преобладанием определенных видов загрязнения в почве, воде и грунтах, связанных с удобрениями.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о специфике экологического состояния сельскохозяйственных районов, о правомерности выделения “агроэкологического” типа оценок территории. Основной аспект агроэкологической оценки - анализ условий развития сельскохозяйственных растений: их роста, фенологии, урожайности, отношения к удобрениям, болезням, сезонным изменениям условий тепла и влаги - морозам, заморозкам, засухам, переувлажнению.

Наибольшую роль здесь играет загрязнение серой, которая в виде сернистых соединений легко разносится воздушными потоками. В нормально увлажненных нейтральных почвах влияние этого вида загрязнения невелико, но в кислых оно усиливает подкисление. На переувлажненных почвах, особенно на поймах, это может привести к резкому зачислению после осушения. Основные изменения почв в земледелии связаны с механическим воздействием на нее и с внесением удобрений. Наряду с рыхлением идет и уплотнение почвы. Велико также значение органических и минеральных удобрений, мировое потребление которых - около 90 млн. т в год. В развивающихся странах этот показатель в 5 раз ниже. Получение высоких урожаев в настоящее время невозможно без использования различных ядохимикатов для защиты растений - пестицидов, потребление которых превышает 4 млн. т/год.

Чрезмерные антропогенные нагрузки приводят к напряженной экологической обстановке во многих районах сельскохозяйственного освоения. Одним из примеров этого может служить Харьковская область. Из 3140 тыс. га площади области сельхозугодьями занято 2314 тыс. га, т. е. более 70 %. Средняя лесистость - 10,5 % при оптимальной примерно 20 %. Эродированные земли - 1700 тыс. га, нарушенные - 3,2 тыс. га.

5 . Формирования экологического сознания

Государство должно особое внимание уделять воспитанию экологического сознания своих граждан и, особенно, детей, так как именно детям необходимо осознать, что в первую очередь от экологии зависит их будущее и будущее следующих поколений. Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков. На заре своей жизни на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. Масштаб влияния его на окружающую среду в то время был весьма незначительным. В ходе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и постепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук - ботаники, зоологии, зоогеографии и других. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе. Историческими предпосылками формирования экологического сознания были нравственные и гуманные отношения людей к природе, особенно к животному миру.

Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Но для того, чтобы до конца понять и разобраться, что же такое экологическое сознание и каким образом его можно формировать у учащихся, сначала посмотрим, что же такое сознание вообще.

Сознание - это единство всех психических состояний и свойств человека, как личности. Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что он отражает. Это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью. В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает. Человек не только определенным образом относится к объективной действительности. В отличие от животного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир. Каковы же важнейшие характеристики сознания?

Первая дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знания об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Воображение - строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствуют в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем обобщения знаний..

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит "Я" человека и его "не Я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании противопоставления и различения.

Третья характеристика сознания обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формулирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него все необходимые корректировки и т.д.

Всякое нарушение в результате болезни или по каким-либо иным причинам возможности осуществить целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается, как нарушение сознания. Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного компонента.

Заключение

Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам, отождествления слов И. В. Мичурина о том, чтобы не ждать милостей от природы, а брать их у нее, с нещадной эксплуатацией природных ресурсов, а также превалирования технократического мышления, при котором процесс ассоциируется со всевозрастающими количествами извлеченного из недр Земли угля, выплавленной стали,произведенной электроэнергии... Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осознается нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, несформированности экологического мышления у работников народного хозяйства. Таким образом, решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано "экологическое мировоззрение", т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т.е. вписывающихся в ее биогеохимические циклы.Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы. Новая цивилизация для того, чтобы она оказалось способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества как развивающегося вида, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей. Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком. Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества.

Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.

Список литературы

1. Алимов А. А., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. - Л.: Лениздат, 1988. - 111 с. - (Мифы и реальность: На фронтах идеологической борьбы).

2. Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий. - М.: Недра, 1982.

3. Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. - М.: Мысль, 1982.

4. Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 160 с.

5. Математические модели в экологии и генетике. М., 1981.

6. Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке // Химия и жизнь. 1977. № 9.

7. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. - М.: 1986.

8. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975.

9. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. - М.: Просвещение, 1986.

10. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1959.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экологические технологии как одно из практических направлений деятельности экологии. Проблемы промышленной экологии. Проблема выживания человека на земле, сохранение полноценной биосферы. Состояние российской водной системы, вымирание биоорганизмов.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека. Общие тенденции в экологической обстановке. Влияние деятельности человека на биосферу. Экология городов, сельскохозяйственных районов. Пути решения экологических проблем.

    доклад , добавлен 25.04.2003

    Анализ глобальных экологических проблем современного мира, их главные причины и предпосылки, место и значение человека в их распространении. Статистические данные в области экологии и здоровья людей. Пути и средства адаптации человека к окружающей среде.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2010

    Сущность экологического сознания, анализ специфики и направленности данного понятия. Признаки экологического сознания по В.А. Скребец, его описательная характеристика и основные пути формирования в современном обществе. Взаимосвязь человека и природы.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    Исходные теоретические концепции экологии. Структура и эволюция биосферы. Экология популяций и сообществ. Среды жизни человека и формы его адаптации к ним. Проблема роста народонаселения. Глобальные последствия загрязнения атмосферы. Охрана почв и земель.

    учебное пособие , добавлен 14.02.2013

    Предмет, задачи, методы экологии. Место экологии в системе естественных наук. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Явление парникового эффекта и его влияние на экосистемы. Единая государственная система экологического мониторинга.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Понятие экологии как науки, ее сущность и особенности, предмет и методы изучения, основные цели и задачи, значение в современном обществе. Разновидности экологии, их характеристика и отличительные признаки, состав и структура, основные элементы.

    реферат , добавлен 03.05.2009

    Роль природы в жизни человека и общества. Ошибочные тенденции в природопользовании. Антропогенные факторы изменения природы. Законы экологии Б. Коммонера. Глобальные модели-прогнозы развития природы и общества. Концепция экологического императива.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Глобальная экология как самостоятельная сфера экологического познания. Значение развития охраны природы для жизни человека и других организмов. Сущность и специфика основных экологических проблем. Роль окружающей среды для обеспечения здоровой жизни.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    История и основные этапы становления земледелия в человеческом обществе, степень его развития на современном этапе. Труды ученых античного времени о земледелии. Формирование экологии как самостоятельной науки и ее значение, законодательное обоснование.

Сегодня в нашем классе последний урок учебного курса экологии. Помните слова волшебника из сказки Льюиса Кэррола: «Что остается от сказки потом, после того как ее рассказали?» Что останется в мыслях, чувствах каждого из вас от школьного курса с названием «Экология»? Есть ли место для экологии в вашей жизни и деятельности?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам совершить путешествие в будущее – не очень далеко, всего лет на 15, и там попытаться определить место и роль экологии в жизни людей, изучавших ее в школе 15 лет назад.

(Учитель вывешивает на доску календарный лист с датой 30.01.2020 .)

Как в каждом путешествии нам понадобится карта, только в нашем случае роль карты будет играть схема, отражающая структуру современной экологии. На каждом столе и на доске есть такая схема, вам остается лишь отметить маршрут, т.е. найти те составляющие экологических знаний, которые определят для нас область поисков (мы будем искать то, что непосредственно касается нашей повседневной жизни).

(Один из учащихся выполняет задание на доске .)

Мы выделили комплекс знаний с названием «Экология человека». Естественно, именно этот раздел экологии содержит знания, нужные каждому из вас. Давайте укрупним масштаб. Какие условия окружающей среды будут влиять на каждого из вас вне зависимости от изменений, произошедших за 15 лет?

У вас на партах есть конверты с карточками, в которых перечислены лишь некоторые из условий, которые всегда будут иметь влияние на жизнь каждого человека. Разложите эти карточки в три группы так, как вам покажется целесообразным, а потом вы объясните свои критерии систематизации.

(Пока учащиеся работают, учитель выкладывает на доске те же карточки в три группы: биологические, социальные и духовные экологические факторы человека. )

Давайте сравним наши результаты. (Учащиеся обсуждают принципы систематизации и называют каждую группу экологических факторов. ) Какой вывод из этой части нашей работы можно сделать? В ваших рабочих тетрадях есть незаконченная формулировка этого вывода. Закончите утверждение: «Как человеку мне, для обеспечения высокого качества жизни необходим определенный уровень не только ____________, но и _________ и ________ условий».

Мы в 2020 г., позади – учеба в вузе, начальные ступени деловой карьеры, у многих уже есть семья и дети… В жизни многое изменилось, но условия, обеспечивающие нашу личную безопасность, наш успех, качество нашей жизни, остались теми же. Мы с вами стали мудрее и теперь, оценивая влияние этих факторов на нашу жизнь, делим их не как теоретики, а как практики.

Так что же зависит непосредственно от каждого из вас, а что определяется либо независимо от вас, либо настолько опосредованно, что ваше влияние на эти экологические факторы практически незаметно?

Снова возьмите набор карточек и выберите только содержащие условия, которые вы можете изменять по собственной воле. Какой вывод о качестве жизни каждого из нас можно сделать, анализируя оставшиеся условия?

(У доски эту работу проводит один из учеников. )

«Я свободен и волен влиять на экологические условия моей жизни, изменяя мой образ жизни, режим и качество питания, способы общения с людьми, повышая свой уровень культуры, совершенствуя свой способ мышления, изменяя свою иерархию ценностей».

Этот вывод всего лишь определил границы нашей личной экологии, но он не содержит рекомендаций о том, как, в какую сторону изменять эти экологические условия, чтобы достичь нашей цели – высокого качества жизни.

Как можно представления о качестве жизни перевести на простой и понятный каждому язык? В вашей рабочей тетради закончите предложение: «Высокое качество жизни – это когда человек _____».

Экология каким-то образом связана не только с будущим человечества как вида, но и со счастьем каждого конкретного человека. Чтобы окончательно разобраться в этом, давайте проведем небольшое лингвистическое исследование.

Перед вами три выдержки из статей одной и той же газеты. Попробуйте определить смысл слова «экология» в каждом предложении.

1. «На кафедре экологии растений объявлен конкурс на лучшую студенческую работу».

2. «Мэр Москвы Ю.М. Лужков много внимания уделяет проблемам экологии нашего города».

3. «Данный проект строительства третьего автомобильного кольца в г. Москве был признан самым экологичным ».

(Экология – раздел науки о природе, экология – условия жизни, экологичность – как требование к целям и способам деятельности человека. )

Именно третий смысл – ученые сказали бы «смысловой концентр» – слова «экология» определяет направление мышления и деятельности человека. Вернемся к тем экологическим условиям, которые зависят от каждого из нас лично.

Влияющие на жизнь человека факторы:

Собственный способ мышления
Условия моей трудовой деятельности
Образ жизни
Режим питания
Уровень медицинского обслуживания
Уровень моего материального благосостояния
Мой досуг
Мой собственный уровень образования
Моя собственная иерархия ценностей
Отношения с родными и близкими
Система образования в государстве
Образовательная политика государства
Политика государства
Экономика государства
Уровень и приоритеты культуры в государстве
Правовая система в государстве
Климатические условия
Радиационный фон
Качество воздуха
Качество воды
Качество пищи

Действуя экологично при изменении образа жизни, питания мы будем иметь в виду такую составляющую своего счастья, как физическое здоровье. Значит, в этом случае «экологично» – значит «здорово». Чтобы сохранить экологичность отношений с нашими друзьями, родными, коллегами, мы будем изменять отношения так, чтобы они были более справедливыми . А критерием экологичности при оценке собственной системы ценностей станет, конечно же, нравственность .

Запишите этот вывод в рабочую тетрадь, туда, где выделен главный вывод нашей работы: «Действовать и мыслить экологично, это значит здорово, справедливо и нравственно».

Давайте снова отправимся в 2020 г. Предположим, кто-то из вас решает свои личные проблемы. Поможем друг другу решить эти проблемы экологично. (Учащиеся зачитывают по очереди свои проблемы, остальные предлагают варианты решения. )

1. Мы выбираем место отдыха для всей семьи. К сожалению, времени немного – всего 2 недели. А возможности большие – можно поехать на автобусе по Европе, можно в санаторий на озерах в средней полосе России, а можно на южное море, например, на Канары.

2. Я руковожу крупнейшим международным рекламным агентством. Одним из факторов нашего успеха является глубокие познание культуры и традиций стран-партнеров. Именно поэтому мы никогда не используем в рекламе для азиатских стран белый цвет, для Бразилии – пурпурный, для Мексики – желтый. А какой цвет по этой же причине мы не используем в России.

3. Муж отправляется в длительную командировку за рубеж. Он доверяет отечественным производителям и хочет приобретать только российские продукты. Как ему выбирать продукты? А если российских продуктов не окажется, на что следует ему обращать внимание при выборе продуктов?

4. Как уговорить семилетнего сына-непоседу отрабатывать почерк, обводя скучные упражнения в прописях, не нарушая высокого качества его жизни, т.е. без насилия?

5. Как нашей семье следует экологично мыть посуду и умываться?

6. Наша свекровь очень хочет похудеть, но... возраст и состояние здоровья не позволяют ей принимать таблетки, голодать или активно заниматься спортом. Что можно ей посоветовать?

Сделаем вывод из нашего маленького исследования:

«Чтобы экологично действовать, надо много знать и много уметь, а главное – видеть проблему с разных сторон, во всем ее многообразии».

На протяжении всей истории человечества люди искали законы счастливой жизни. Сегодня, разбирая и анализируя смысл понятия «экология», мы тоже присоединились к этому поиску.

Было бы непростительной ошибкой, если бы мы не вспомнили о тех, кто не используя понятия «экология» или просто не зная его, существенно повлиял на развитие представлений о качестве жизни, о человеческом счастье. Труды великих мыслителей прошлого – философов, ученых, писателей – и священные писания различных религий содержат образцы настоящего экологического мышления. Творите сами свое счастье, следуя золотому правилу нравственности: не делай другому того, чего не пожелал бы себе.

Живите, думайте и действуйте экологично, т.е. здорово, справедливо и нравственно, – и качество вашей личной жизни, ваше личное счастье будет заслуженным, а не купленным или отобранным у других.

Н а сегодняшний день трудно переоценить важность и роль экологии как в жизни целого общества, так и отдельно в жизни каждого человека. Так и состояние планеты зависит как от коммерческих компаний, вырабатывающих тонны отходов каждый год, так и от отдельного индивида, пользующегося благами цивилизации.

Немного истории

На протяжении всей известной истории человечество развивалось и вместе с ним развивались его понятия об окружающем мире. Очень рано люди поняли, что природными дарами нужно пользоваться разумно, не разрушая естественный баланс между человеком и планетой.

Подтверждением этого являются наскальные рисунки, говорящие об интересе человека к окружающей среде.

Из более поздних данных известно, что охрана природы активно практиковалась в Древней Греции, где жители оберегали красоту естественных лесов.

Современный взгляд

Сейчас экология трактуется как наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом, а также с окружающей средой.

Любой организм, живущий на планете, поддаётся влиянию множества факторов: благоприятных и неблагоприятных. Все эти факторы условно можно разделить на две группы: биотические и абиотические. К биотическим можно отнести те, которые исходят от живой природы; к абиотическим - те, что несёт неживая природа. Например, орхидея, растущая на коре дерева, - это пример симбиоза, то есть биотического фактора, а вот направление ветра и погодные условия, влияющие на эти два организма, - это уже абиотический фактор. Всё это создаёт условия для естественной эволюции живых организмов планеты.

Но тут появляется ещё один немаловажный аспект, значительно влияющий на состояние окружающей среды - это антропогенный фактор, или человеческий фактор. Вырубка лесов, поворот рек в другое русло, добыча и разработка полезных ископаемых, выброс различных токсинов и других отходов - всё это влияет на ту среду, где такие воздействия производятся. В результате биотические и абиотические факторы на этой территории подвергаются изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезают.

Для того чтобы регулировать изменения окружающей среды, учёные вывели основные задачи, которые должна решать экология, а именно: разработка законов разумного использования природных ресурсов, опираясь на общие принципы организации жизни, а также своевременное решение экологических проблем.

Для этого ученые–экологи выделили четыре основных закона:

  1. всё связано со всем;
  2. ничто не исчезает в никуда;
  3. природа лучше знает;
  4. ничто не даётся просто так.

Казалось бы, соблюдение всех этих правил должно было бы привести к разумному и гармоничному использованию природных даров, но, к сожалению, мы наблюдаем иную тенденцию развития этой сферы.


Почему так происходит? Почему роль экологии в жизни многих людей всё ещё остаётся на втором плане? Любая внешняя проблема - это лишь отражение человеческого сознания. Большинство даже не подозревает о том, что скрывается за результатом их ежедневной жизнедеятельности.

Аспекты природы, затрагиваемые антропогенным фактором

Резкое повышение потребительского образа жизни привело к неразумному использованию природных ресурсов. Бурное развитие научно–технического прогресса, масштабный рост сельскохозяйственной деятельности человека - всё это усугубило отрицательное воздействие на природу, что привело к серьёзному нарушению экологической ситуации на всей планете. Рассмотрим основные природные аспекты, наиболее подверженные экологическому кризису.


Воздух

Когда-то на Земле была другая атмосфера, затем произошло так, что на планете появился кислород, а вслед за ним образовались аэробные организмы, то есть те, которые питаются этим газом.

Абсолютно все аэробные существа зависят от кислорода, то есть от воздуха, и от его качества зависит наша жизнедеятельность. Всем известно ещё со школы, что кислород вырабатывают растения, поэтому, учитывая современную тенденцию вырубки лесов и активный прирост населения людей, не трудно догадаться к чему ведёт уничтожение фауны. Но это лишь один из аспектов, влияющих на состояние атмосферы нашей планеты. В реальности всё сложнее, особенно в крупно населённых городах, где по медицинским нормам концентрация токсичных веществ превышается в десятки раз.

Вода

Следующий не менее важный аспект нашей жизни - это вода. Человеческий организм состоит на 60–80 % из воды. 2/3 всей земной поверхности состоит из воды. Океаны, моря, реки постоянно загрязняются человеком. Ежедневно мы «убиваем» мировой океан добычей нефти на морских промыслах. Нефтяные пятна угрожают жизни морских обитателей. Не говоря уже о мусорных островах, непрерывно дрейфующих по поверхности океанов и морей.


Пресная вода наиболее уязвима перед лицом невежества человека. Сточные воды, различные токсины типа: ртути, свинца, пестицидов, мышьяка и многих других «тяжёлых» химикатов ежедневно отравляют реки и озёра.

Земля

Главный фундамент жизни на земле - это почва. Известно, что для того, чтобы Земля смогла создать один сантиметр чернозёма, ей потребуется около 300 лет. Нынче же один сантиметр такой плодородной почвы, в среднем, погибает за три года.

Климат

Совокупность всех экологических проблем приводит к ухудшению климата. Климат можно сравнить со здоровьем планеты. Когда отдельные «органы» Земли страдают, то это имеет непосредственное влияние на климат. Уже много лет мы наблюдаем различные аномалии в связи с изменением климата, причинами которых является антропогенный фактор. Вмешательство человека в деятельность природы привело к резкому потеплению или похолоданию в определённых зонах, к повышению уровня океана из-за стремительного таяния ледников, к ненормальному количеству осадков или к их отсутствию, а также к сильным природным катаклизмам и многому другому.

Главное - это не заострение внимания на списке проблем, а само осмысление причин их возникновения, а также концентрация на эффективных способах и методах их решения.

Сферы нашей жизни, затрагиваемые экологией

Какова же роль экологии в жизни человека? Что касается абсолютно каждого, с чем все мы имеем дело каждый день, каждую секунду нашей жизни; без чего жизнь, такая, как она есть сейчас, не могла бы существовать?


Здоровье

Здоровье как конструктор, от отдельных частей которого зависит его состояние в целом. Таких факторов множество, основные из них известны всем - это образ жизни, питание, деятельность человека, окружающие его люди, а также среда, где он обитает. Экология и здоровье человека плотно взаимосвязаны. Если с одной стороны идут нарушения, то другая реагирует соответствующе.

Человек, живущий в городе, рискует заболеть каким-либо серьёзным заболеванием во много раз больше, чем человек, живущий в пригороде.

Питание

Когда человек питается неправильно, у него нарушается обмен веществ, что в свою очередь приводит к более серьёзным проблемам со здоровьем. Стоит помнить, что эти нарушения могут также отразиться и на будущих поколениях.

Главная проблема для здоровья человека - это химические вещества, минеральные удобрения, пестициды, которыми обрабатываются сельскохозяйственные поля, а также использование добавок и красителей с целью улучшения внешнего вида продуктов, консервантов для увеличения срока хранения продуктов и многое другое.

Известны случаи добавления соединений тяжёлых металлов и других неблагоприятных для организма человека элементов, таких как ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, марганец, олово и другие.


В кормах птицы и крупного рогатого скота присутствует немало токсинов, способных вызывать рак, сбой метаболизма, слепоту и другие серьёзные заболевания.

Чтобы обезопасить себя и своих близких, необходимо внимательно относиться к продуктам, которые вы покупаете. Изучайте состав и символы, нанесённые на упаковку. Не поддерживайте производителей, которым безразлична ваша судьба и состояние нашей планеты. Особое внимание уделяйте Е-добавкам с трёхзначными цифрами, значение которых с лёгкостью можно найти в интернете и тем самым прожить более долгую и счастливую жизнь.

Жизнедеятельность и настроение

Состояние здоровья и качество питания - определяющие факторы активности и жизнеспособности человека. Как мы видим, все эти факторы можно связать с состоянием экологии на нашей планете, от которого мы напрямую зависим. Ведя здравый образ жизни, занимаясь йогой и самопознанием, просто невозможно быть безразличным к окружающей среде. Когда мы находимся на природе, дышим свежим воздухом, едим чистые, выращенные своими руками продукты - наша жизнь меняет своё качество. Состояние ума также трансформируется, от чего гармонизируется настроение и отношение к жизни в целом.

Карма

Всё в этом мире закономерно; всё, что мы делаем, так или иначе, возвращается к нам, сразу или потом - не имеет значения. Если мы будем заботиться о себе и о мире, где сейчас живём, экономить ресурсы, думая о природе, жить по совести, тогда и экологическая обстановка на планете улучшится - и нам не придётся расплачиваться за собственное безрассудство и невнимательность.

Живите осознанно, питайтесь здраво - только натуральными продуктами, - заботьтесь об утилизации и переработке отходов, пользуйтесь самым необходимым - тогда ваша жизнь и жизнь всей нашей планеты улучшится! Великое начинается с малого!


Настало время, когда приходится часто говорить об экологии. Что она собой представляет? Экология – это наука, которая изучает отношения всего живого на Земле и его окружающей природы.

В век технического прогресса, когда для человечества создаются более благоприятные и облегченные условия жизни, люди стали чаще болеть. Вместо свежего воздуха всем приходится дышать выхлопными газами и дымом. Есть пищу, выращенную с добавлением гербицидов.

Многим людям, особенно , нравится выезжать в лес или на речку, чтобы отдохнуть от всех проблем и забот. Но после этих посещений, остаются целые кучи мусора, а так же стеклянные бутылки и пластик. от этого тоже страдает. Но есть люди, которые не могут равнодушно смотреть на такое отношение к . Они стали создавать специальные общественно-политические организации, которые напоминают всем о том, к чему может привести такое отношение людей к окружающей среде.

Реки, из которых поступает вода по водопроводу для питья, загрязнены. В них плавает нефть, пластиковые бутылки, мусор. От всего этого страдают прежде всего обитатели водоемов: рыба, растительность, так же птицы и животные, которые живут на берегах. Необходимо задумываться над тем, что нам дает природа. Ее дары велики: воздух для дыхания, яркое солнце, воду для питья и приготовления пищи. А сколько в недрах земли добывается человеком природных ископаемых: уголь, руда, нефть, драгоценные камни.

Лес тоже является нашим кормильцем – это грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы. А что человек дает взамен? Люди, создавая промышленные и химические предприятия, отравляют воздух. Но ведь им приходится дышать нам самим. А сколько ядовитых отходов сливается с предприятий прямо в реки.

Но пора уже задуматься над происходящим и начать бить тревогу. Иначе нас будут окружать только серые тучи, как в постапокалиптических фильмах, а зелени и цветов не будет совсем. Уже не останется таких мест, где можно отдохнуть и полюбоваться красотой окружающего мира. В загрязненных водоемах нельзя будет купаться, ловить рыбу и загорать на берегах.

Поэтому необходимо подумать об этом. Каждому человеку необходимо начать озеленять улицы, для этого нужно высаживать деревья, чтобы вырастали парки, для отдыха и прогулок. Украшать улицы и дворы красивыми клумбами, где будут цвести самые яркие и ароматные цветы. Кроме человека, никто не сможет это сделать. Только так можно улучшить жизнь и обезопасить себя. Поэтому необходимо бережно и с любовью относится к природе, тогда и экология станет намного лучше, а мир прекраснее!

Рассказать друзьям