Аллах — Прощающий грехи. Искупление грехов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поймите свою ошибку. Очень важно осознавать, когда вы отклонились от руководства Аллаха. Вы должны проанализировать, что заставило вас это сделать, как это повлияет на вас и к каким последствиям для вас это приведет. Мыслите ясно, будьте честны с собой и признайте свои ошибки. Это нужно не для того, чтобы плохо себя почувствовать, а для того, чтобы осознать и принять горькую правду, что вы совершили грех. Никогда не забывайте, что Аллах сотворил нас и поддерживает нас, и все, что Он просит взамен, это чтобы мы Ему поклонялись и повиновались.

Не просите прощения под давлением окружающих. Многие могут направлять вас и говорить вам, что правильно, а что нет, и если другие знают, что вы совершили грех, то они могут посоветовать вам попросить прощения. Но, если это не искреннее сожаление, то такое покаяние не будет иметь никакой силы. Оно имеет действие только тогда, когда исходит из вашего сердца, а не от кого-то другого.

Примите решение никогда не повторить эту ошибку. Ища покаяние, нельзя говорить себе: "Я попрошу прощения и сделаю это снова". Нет , так не должно быть. Вы должны приложить все усилия, чтобы никогда не совершить эту ошибку снова. Нельзя думать: "Я не уверен, что смогу сделать это". Вы должны быть уверенны! Не позвольте тени сомнения испортить ваше желание получить прощение, иначе раскаяние не будет принято, и вы навлечете на себя вместо него наказание. Помните, что незначительный грех становится большим грехом, если он повторяется.

Примените три фактора, определяющие эффективность тауба. Процесс тауба включает в себя следующие факторы:

  • Признание своих грехов и ошибок;
  • Чувство стыда из-за нарушения доверия Аллаха;
  • Обещание никогда не повторять ошибку.
  • Признайте, если ваши грехи или ошибки затронули еще кого-то. Подумайте, не обидели ли других ваши действия. Если да, то ищите также и их прощения.

    • Если грех заключается в нарушении прав другого человека, это может касаться их денежных средств или имущества, то необходимо восстановить их права.
    • Если грех состоял в клевете на кого-то, то просите у него прощения от всего сердца.
  • Знайте, что Аллах - самый милосердный из всех и, естественно, склонен прощать. При этом он может быть в том или ином случае суровым в наказании, и мы никогда не должны принимать Его прощение как должное. Если вступив на путь покаяния, вы не преданны своему Богу, то это не принесет никакой пользы. Имейте веру в Аллаха и молитесь, чтобы Он все исправил. Помните, что про Аллаха говорится в Коране:

    • "Поистине, Аллах любит тех, кто много кается и любит очищающихся" (Аль-Бакара 2: 222).
  • Доверьтесь силе тауба. Тауба имеет много достоинств, заслуживающих не меньшего внимания.

    • Тауба прокладывает путь к успеху.
    • Тауба хранит нас от невзгод и испытаний.
    • Тауба помогает очистить нашу совесть.
    • Тауба радует Аллаха.
    • Тауба - это путь преобразования жизни.
    • Тауба делает наши дуа (мольбы) более "достойными" ответа.
    • Искренняя тауба (покаяние) приводит к прощению грехов.
  • Выполните намаз. Молитесь с предельной искренностью и почтением к Аллаху. Совершите пять обязательных намазов. Если можете, попробуйте совершить их в мечети. Спокойная и самозабвенная обстановка может вам помочь. Не колеблясь совершите дополнительно ракаты сунну (рекомендуется) и нафиль (по желанию). Они обязательно будут зачтены вам, особенно если выполнены последовательно.

    Просите Аллаха о прощении после намаза (молитвы). Как говорится в Коране: "Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи (т.е. пять обязательных намазов)" (Худ 11: 114). Здесь ясно говориться, что Аллах любит тех, кто молится в нужное время с правильным отношением и преданностью.

    Просите Аллаха о прощении целыми сутками. Стремитесь получить прощение, хотя этот путь может быть долгим и утомительным, но это ваша единственная возможность. Знайте, что вы вряд ли будете прощены за один день, а также Он, скорее всего, не простит вас, выслушав всего одну-две молитвы. Это медленный процесс совершенствования себя изнутри.

    • Пророк сказал: "Поистине, Аллах Всевышний протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днем, и протягивает Свою руку днем, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, куда оно заходит" (начало Судного дня) (Сахих Муслим).
  • Используйте разные имена Аллаха, которые относятся к Его доброте и прощению. Наиболее подходящие имена могут быть: Аль-Афув (Милостивый), Аль-Гафур (Прощающий) и Аль-Гаффар (Всепрощающий).

    • "И у Аллаха (есть) прекраснейшие имена; молите же Его посредством их" (Аль-Араф 7: 180)
  • Поститесь во время месяца Рамадан. Это время самое важное для каждого мусульманина, чтобы показать свою преданность Аллаху. Кроме того, он считается "месяцем прощения". Вникните в суть искренности и преданности.

    • Читайте статью "Как максимально полезно провести Рамадан ", чтобы узнать больше.
  • Помните, что добрые дела помогают забыть о плохих поступках. Сосредоточьтесь на добрых делах, которые угодны Аллаху, и сторонитесь тех, которые Аллах запрещает.

    • Пророк сказал: "Пять ежедневных молитв и каждая следующая пятничная молитва после предыдущей, и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего послужит искуплением прегрешений, совершенных между ними, если человек не совершит тяжких грехов" (Сахих Муслим).
  • Занимайтесь благотворительностью (закят). Закят - это прекрасный способ искупить свои грехи, благодаря которому вы не только почувствуете облегчение, но также улучшите чью-то жизнь.

    Совершите хадж. Это лучший способ, чтобы получить прощение. Говорят, что все грехи будут искуплены, когда мы впервые совершаем хадж.

    • Прочитайте "Как совершить хадж ", чтобы узнать подробности.
  • Развивайте самообладание, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Иногда вы можете чувствовать искушение "нарушить закон", но помните, что Аллах Милосердный пообещал вознаградить тех, кто проявляет терпение и сдерживает себя от неподобающего поведения.

  • Не переставайте делать эти "маленькие дела", которые могли бы быть вкладом в ваше стремление получить прощение.

    • Правильно реагируйте на азан. Пророк сказал: "Кто говорит, услышав человека, читающего азан: "Я также свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад - Его раб и посланник. Я принимаю Аллаха как Господа, Мухаммада как посланника, и ислам как религию" - все предыдущие грехи такого человека будут прощены" (Сахих Муслим).
    • Говорите "Аминь". Пророк сказал: "Когда имам говорит "Аминь", скажите "Аминь", потому что ангелы тоже говорят аминь, и все предыдущие грехи человека, чей аминь совпадает с ангелами, прощаются (Аль-Бухари и Муслим).
    • Находитесь среди поклонников Аллаха или тех, кто Его чтит. Очень важно быть подальше от дурного сообщества или какого-то человека, который отвлекает вас от святого пути ислама.
    • Следуйте принятой в исламе манере одеваться, это поможет вам помнить Аллаха и будет напоминать вам о необходимости полного послушания.
    • Усердно молясь двумя ракаатами намаза, вы скорее сможете обрести прощение. Пророк сказал: "Тот, кто возьмет омовение, и сделает это совершенным образом, а затем прочитает два ракаата намаза, не делая в нем упущения (и не допуская невнимательности в нем), тому будут прощены совершенные грехи" (Ахмад).
  • Положитесь на упомянутые дуа, чтобы просить прощения. Многие дуа уже упоминалось в предыдущих советах, но есть множество других, которые помогут вам найти прощение.

    • "Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе. Если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон" (Аль-Араф 7:23) и Аллах простил его.
    • "... И Господь простил его (принял его покаяние). Воистину, Он тот, Кто прощает (принимает покаяние), Милосердный! (Аль-Бакара 2:37)
    • Повторяйте постоянно Астагфируллу. Произносите ее 3 раза после каждого намаза и минимум 100 раз в день. Это означает дословно "Да простит меня Аллах".
    • Повторяйте "СубханАллах ва бихамдихи" 100 раз в день и все ваши грехи будут прощены, даже если они были так многочисленны, как пена морская (Бухари).
  • Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всё, что меньше этого, кому пожелает...» (ан-Ниса, 48 и 116).
    И сказал пророк Ибрахим, мир над ним: «...И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!» (Ибрахим, 35).
    В одном из хадисов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк». Когда его спросили: «Что это такое?», он ответил: «Показуха». (Достоверный хадис передал Ахмад 5/428 и 429 от Махмуда ибн Лабида, «Шарх ас-Сунна» аль-Багави, «аль-Кабир» ат-Табарани).
    Ибн Масуд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто умер, взывая к кому-либо (или поклоняясь кому-либо) наряду с Аллахом, попадёт в Ад». (Этот хадис передал аль-Бухари, 8/132, 11/493, и Ахмад 1/462 и 463).
    Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадёт в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь». (Муслим, 93).

    Тот, кто воплотил в себе таухид, должен бояться ширка. И поэтому господин единобожников - Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) очень много просил у Всевышнего Аллаха защиты от ширка. Также и Ибрахим (мир ему) просил у Всевышнего Аллаха защиты от ширка и от поклонения идолам. Страх перед ширком - это неотъемлемая часть воплощения таухида. И мало кто из людей опасается за свой таухид. Если человек не боится ширка, то его единобожие не является совершенным.
    «الخوف» - Страх - это боязнь какой-то вещи и стремление убежать от нее поскорее.
    Поистине, тот, кто боится ширка, будет стремиться отдалиться от него. У боязни перед ширком есть плоды:
    1 - Человек будет изучать все виды ширка, для того чтобы не попасть в него.
    2 - Человек будет изучать все виды таухида и его страх перед ширком будет увеличиваться, а затем станет великим.
    3 - Сердце человека будет в постоянном подчинении Всевышнему Аллаху. Он будет стремиться попасть под довольство Всевышнего Аллаха. Если же он совершит грех или проявит беспечность, то сразу же начнет просить прощения, так как он будет осознавать свою нужду в том, чтобы Всевышний Аллах его простил.
    Шейх привел эту главу, для того чтобы очистить наши сердца. Как будто бы шейх говорит: «Если ты действительно боишься ширка таким же образом, как боялся Ибрахим (мир ему), хоть он был из великих пророков, то изучи все, что пришло в этой книге».
    Эта книга написана, для того чтобы люди воплотили в себе таухид и боялись ширка. И в следующих главах будут более подробно разбираться таухид и ширк.
    Ширк – это придавание кого-либо в сотоварищи Аллаху в Его Господстве или в поклонении Ему, или в Его именах и атрибутах. Он бывает большим, малым и скрытым.
    Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:



    ﴿إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ﴾

    «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает» (Сура ан-Ниса, аят 48).
    /аль-Магъфира/ - это скрытие того, следы чего вызывают опасение. И поэтому шлем в арабском языке называется /мигъфара/, так как он скрывает голову.
    Ширк или грехи оставляют свои следы либо на этом, либо на том свете. Самая великая милость для раба - это прощение его грехов. И после прощения не останется никаких следов греха. Если бы не прощение грехов, люди бы погибли.
    Под словами: «Воистину, Аллах не прощает» , имеется ввиду, что не прощает никогда. Отсюда мы понимаем, что Всевышний Аллах не простит тому, кто придает Ему кого-то в сотоварищи.
    Ученые сказали: «В этом аяте указание на то, что Всевышний Аллах не прощает тому, кто совершил большой ширк, не прощает тому, кто совершил малый ширк, и такой человек не заходит под прощение Всевышнего Аллаха, если только человек не покаялся. Всевышний Аллах прощает все, что меньше этого, кому пожелает».
    Частица /ан/ - это /маусуля/. И /масдар/ от глагола будет /накира/, и приходит в отрицательном контексте, то есть указывает на всеобщность. Это указывает на то, что речь в аяте идет о всех видах ширка. Так как ширк - это великий грех. Всевышний Аллах нас создал, Он дает нам средства пропитания, Он проявляет нам свою милость. Как же после всего этого сердце может оставить Его и обратиться к другому? Нет сомнения в том, что это несправедливость. Это несправедливость в отношении прав Всевышнего Аллаха. Это было мнением шейх уль-Ислама Ибн Теймии и многих других ученых.
    Другие же ученые сказали о том, что не прощается только большой ширк. А что касается малого ширка, то Всевышний Аллах может его простить. Почему? Потому что слова: «приобщают сотоварищей» в большинстве случаев подразумевают большой ширк. Всевышний Аллах сказал:

    ﴿وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ﴾

    «Мессия сказал: «О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников». (Сура аль-Маида, аят 72).
    В этом аяте под словами: «приобщает к Аллаху сотоварищей» , имеется ввиду большой ширк.
    Также в другом аяте Всевышний Аллах сказал:

    ﴿وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَكَأَنَّمَا خَرَّ مِنْ السَّمَاءِ فَتَخْطَفُهُ الطَّيْرُ أَوْ تَهْوِي بِهِ الرِّيحُ فِي مَكَانٍ سَحِيقٍ﴾

    «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» (Сура аль-Хадж, 31).
    Шейх уль-Ислам Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб выбрал мнение шейх уль-Ислама ибн Теймии и имама ибн уль-Къаййима о том, что в приведенном аяте подразумеваются все виды ширка, то есть он выбрал мнение первой группы ученых. И поэтому этот аят соответствует данной главе. Если человек узнает, что ширк не прощается, то он должен бояться его. Человек будет сильно бояться малого ширка, не говоря уже о большом.
    Ширка должны бояться те, кто отошел от таухида, те, кто поклоняются кому-то, помимо Аллаха, и совершают другие виды ширка. Они тем более должны бояться этого, так как они попали в то, что не прощается Всевышним Аллахом. Также должен быть великим страх мусульман, которые совершают малый или скрытый ширк, не чувствуя этого.
    Каким же образом добиться прощения ширка? Только после покаяния. Если же он не принесет покаяние, а затем умрет, то задумайтесь о том, каким будет тяжесть этого греха на Весах? Кто будет спасен от этого? И нет сомнения в том, что это побудит человека к сильному страху. Ведь, человек будет в опасном состоянии во время того, когда его благие дела и грехи будет взвешиваться. Общеизвестно, что все виды ширка намного хуже, чем большие грехи.
    Мы поняли из слов Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» - то, что здесь имеются ввиду все виды ширка. Это побудит человека к страху перед ширком. Поэтому раб должен изучать все виды ширка, для того чтобы не попадать в него. Также раб должен увещевать других. Самым лучшим из людей является тот, кто повелевает им благое. Всевышний Аллах сказал:

    ﴿كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ﴾

    «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества» (Сура али Имран, аят 110).
    Те люди, которые учат других единобожию, тем самым указывают этим людям на то, что их спасет. Если ты хочешь, чтобы люди были спасены, ты должен увещевать их. И самый главный призыв - это призыв к Таухиду, так как это самое великое, к чему можно призывать.
    И поэтому во времена шейха Мухаммада ибн ’Абдуль-Уаххаба люди, которые не поняли призыв, начали писать ему письма, ругать его. Они говорили: «Поистине, то, с чем ты пришел это не правильно, у тебя такое-то и такое-то намерение». И этого после того, как шейх объяснил им таухид, побудил людей к его изучению и предостерег от ширка. Он ответил им: «Если бы вы поняли истинную сущность того, к чему я вас призываю, я был бы для вас любимее, чем ваши отцы, ваши матери и ваши дети, однако вы народ, который не понимает». И это правильно! Поймет это только тот, кто знает права Всевышнего Аллаха.
    Далее шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

    ﴿وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا الْبَلَدَ آمِنًا وَاجْنُبْنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعْبُدَ الأَصْنَامَ ﴾

    «Вот Ибрахим сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам»» (Сура Ибрахим, аят 35).
    Такое ду’а сделал Ибрахим (мир ему). И как мы знаем, он был из тех, кто воплотил в себе таухид. Он был имамом, усердным пред Аллахом в поклонении, ханифом. Он не был из числа многобожников. И несмотря на такое положение, он все равно боялся ширка.
    Он боялся ширка, боялся поклонения идолам. Поэтому он обратился к Всевышнему Аллаху, сказав:

    ﴿ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا الْبَلَدَ آمِنًا وَاجْنُبْنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعْبُدَ الأَصْنَامَ رَبِّ إِنَّهُنَّ أَضْلَلْنَ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ ﴾

    «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей» (Сура Ибрахим, аяты 35-36).
    Сказал Ибрахим ат-Тейми (да смилуется над ним Аллах): «А кто может не бояться этого, после того, как боялся Ибрахим?»
    И если Ибрахим (мир ему) - тот, кто воплотил в себе таухид, тот, кто был описан прекрасными качествами - если он боялся ширка, то, кто после него может не бояться?
    И если после всего этого человек не боится ширка, то, поистине, он обольщен. Ведь, Ибрахим (мир ему) был господином единобожников в свое время, однако у него не было гарантии, что он не попадет в ширк.
    «الْأَصْنَامَ» - множественное число от слова «صنم».
    /Санам/ - это предмет или изображение, которому поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Например, какое-либо животное, или планета, или звезда, или солнце, или луна и тому подобное. А также рисунок, который нарисовали люди, чтобы ему поклонялись.
    Также у нас есть термин «الوثن».
    /аль-Уасн/ - это то, чему поклоняются люди наряду со Всевышним Аллахом, и оно не имеет физической формы, как например дух мертвого. Но слово /аль-Уасн/ может придти в Коране, неся в себе смысл /санам/, как например в словах Всевышнего Аллаха:

    ﴿إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا﴾

    «Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь» (Сура аль-’Анкабут, аят 17).
    Точно также в словах пророка (мир ему и благословение Аллаха):

    «اللّهُمّ لاَ تَجْعَلْ قَبْرِي وَثَناً يُعْبَدُ»

    «О Аллах, не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться».
    Далее шейх привел хадис, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк». Когда его спросили: «Что это такое?» , он ответил: «Показуха». Ахмад 5/428 и 429; Имам аль-Байхакъи в «Шу’абиль иман», 5/333; аль-Багави в «Шарх ас-Сунна», 14/323-324; аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа-т-тархиб», 1/52. Сказали Байхакъи и Багъауи: «Хороший». Сказал шейх Альбани: «Иснад джеййид». См. Сильсиля ас-Сахиха, 951.
    Показуха бывает двух видов:
    1 - Показуха мусульман.
    Например, мусульманин делает свою молитву красивой из-за того, что люди смотрят на него. Или читает красиво Коран, чтобы люди похвалили его и тому подобное. И это все является малым ширком.

    2 - Показуха лицемеров.
    Это показуха в основах религии. Человек внешне показывает себя, как мусульманин, однако в душе у него неверие. Как сказал Всевышний Аллах:

    ﴿يُرَاءُونَ النَّاسَ وَلَا يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلَّا قَلِيلًا﴾

    «Показывают себя перед людьми и поминают Аллаха лишь немного» (Сура ан-Ниса, аят 142). [Конец слов шейха]

    Хотелось бы обратить ваше внимание на важный момент. Показуха не является поклонением тому, перед кем ты себя показываешь.
    «Показуха» (ар-Рия) - это поклонение Всевышнему Аллаху при людях с желанием, чтобы люди похвалили тебя за это поклонение. В чем тут ширк? В том, что человек ждет не только награды от Всевышнего Аллаха, а также и похвалы людей.

    [Шейх Салих али Шейх говорит]: Показуха может делать недействительным все дело, а может делать недействительной только часть дела.
    1 - Если человек изначально сделал намерение поклоняться Всевышнему Аллаху, для того чтобы люди увидели его и похвалили. У человека не было желания совершать молитву, однако он увидел, что люди смотрят на него, и встал на молитву. Такая молитва будет недействительной и не будет за нее вознаграждения.
    2 - Если показуха приходит в то время, как человек уже начал совершать это поклонение, то его добавка к этому поклонению, которую он добавил ради людей, становится недействительной. Всевышний Аллах сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, (тот же) кто совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!» Муслим 2985.
    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) боялся этого греха от единобожников. Так как единобожники не совершают большого ширка, однако для них есть угроза малого ширка. Малый ширк может быть в намерениях, может быть в словах, а иногда может быть и в делах. И в этой книге мы разберем все эти виды ширка.
    Показуха - один из самых страшных грехов для этой общины. Почему пророк (мир ему и благословение Аллаха) боялся этого греха? Потому что малый ширк не прощается. Люди часто небрежны в этом вопросе, а шайтан усердствует в том, чтобы ввести единобожников в малый ширк.
    Затем шейх привел хадис от Ибн Мас’уда, который рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто умер, взывая к кому-либо (или поклоняясь кому-либо) наряду с Аллахом, попадёт в Ад». Бухари, 4497.
    Ду’а кому-либо кроме Всевышнего Аллаха является большим ширком. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ду’а - это поклонение». Абу Дауд, 1479; Тирмизи, 2969, 3247, 3372; аль-Багави в «Шарх ас-Сунна», 3/158; ан-Науауи в «аль-Азкар», 478; Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. Сахих аби Дауд, 1479.
    «Попадёт в Ад» - то есть попадет туда навечно, подобно неверным. Так как большой ширк делает тщетными все дела, даже если этот ширк сделал самый праведный из мусульман. Всевышний Аллах сказал:

    ﴿وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنْ الْخَاسِرِينَ(65)بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَكُنْ مِنَ الشَّاكِرِينَ﴾

    «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных» (Сура аз-Зумар, аяты 65-66).
    Даже если бы сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил ширк (однако он этого не сделает), то все его дела стали бы тщетными. Разве это не обязывает нас бояться ширка? Однако в наше время многие не боятся этого и даже призывают к этому ширку других. Они заставляют людей ненавидеть тех, кто призывает к таухиду. Всевышний Аллах сказал:

    ﴿وَإِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَحْدَهُ اشْمَأَزَّتْ قُلُوبُ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ وَإِذَا ذُكِرَ الَّذِينَ مِنْ دُونِهِ إِذَا هُمْ يَسْتَبْشِرُونَ﴾

    «Когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда поминают тех, которые ниже Него, они радуются» (Сура аз-Зумар, аят 45).
    Тот, кто умер, взывая к кому-либо (или поклоняясь кому-либо) наряду с Аллахом, попадёт в Ад. Это заставляет нас бояться ширка. Так как цель разумного человека - это спасение от Огня и вхождение в Рай.
    Слова: «من دون الله» приходят в Коране и Сунне много раз. Из этих слов понимается два смысла:
    1 - «Наряду с Аллахом».
    Каждый, кому поклоняются наряду с Аллахом, он слаб, а Всевышний Аллах величественнее его. Это указывает на ужас такого ширка.
    2 - «Помимо Аллаха» .
    То есть человек не поклонялся Всевышнему Аллаху, а поклонялся кому-либо другому.

    Следующий хадис от Джабира о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадёт в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь». Муслим, 93.
    В словах: «не приобщая к Нему ничего» два вида всеобщности.
    1 - Эти слова включают в себя все виды ширка.
    2 - А также включают в себя запрет на поклонение любому божеству, кроме Всевышнего Аллаха. То есть запрещено поклоняться даже ангелам, пророкам и праведникам, не говоря уже об остальных.
    Всевышний Аллах обещал тому, кто не совершит ширка, вхождение в Рай по Его милости, а обещание Всевышнего Аллаха непременно сбудется.
    А кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь. Поэтому каждому многобожнику обещан Огонь.
    В словах: «وَمَنْ لَقِيَهُ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئا» - всеобщность. Так как /ман/ в условном контексте, а /йушрику/ - /накира/, то есть включает в себя все виды ширка.
    Навечно войдет в Огонь или же временно? Это зависит от его ширка.
    1 - Если человек совершал большой ширк и умер на этом, не покаявшись, он войдет в Огонь навечно.
    2 - Если человек совершал малый или скрытый ширк, то для него угроза Огня и войдет он туда временно, а затем будет выведен.
    Малый ширк будет взвешен на Весах судного Дня. Если дела человека перевесят этот ширк, то он не будет за него наказан. Но может быть так, что человек обязательно войдет в Огонь за какой-то грех, даже если хороших дел будет много.
    Это доказательство на то, что необходимо бояться ширка. Человек должен избегать этого настолько, насколько это возможно. Человек должен просить у Всевышнего Аллаха защиты от ширка. Человек должен говорить: «О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поклоняться кому-нибудь еще, кроме Тебя сознательно, и прошу у Тебя прощения за то, о чем я и сам не ведаю». /Аллахумма инни а’узубика ан ушрика бика уа ана а’лям, уа астагъфирука лима ля а’лям/
    Это мольба, которой нас научил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ахмад 4/403. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/19.
    Тот, кто совершает ширк, зная об этом, его положение очень страшное. А иногда человек может совершить ширк, даже не зная об этом.
    Отсюда мы понимаем, что ширк - это очень опасная вещь. Никто не должен относиться к этому халатно. Тот, кто халатно относится к таухиду и ширку, тот халатно относится к основам Ислама. Человек должен бояться всех видов ширка и должен изучать их. Должен изучать виды ширка и виды таухида. Если же человек затронет эти вопросы лишь поверхностно, то он может попасть в ширк, так как не знает его виды. [Конец слов шейха]

    نسأل الله جل وعلا العفو والعافية

    ____________

    РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Необходимость бояться ширка.
    2. Показуха является разновидностью ширка.
    3. Показуха относится к малому ширку.
    4. В этом заключается самая страшная опасность для праведников.
    Потому что этот вид ширка заходит в сердце человека так, что тот даже не чувствует его. И если посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) боялся малого ширка для сподвижников, несмотря на их знания и силу их веры, то как же не бояться тому, кто меньше них?
    5. Близость, как Рая, так и Огня.
    6. Объединение указания на их близость в одном хадисе.
    7. Представший пред Аллахом не приобщающим к Нему ничего и никого попадает в Рай, а представший приобщающим к Нему что-либо или кого-либо попадёт в Огонь, даже если он поклонялся Аллаху больше других людей.
    8. Огромное значение имеет просьба Ибрахима, мир над ним, уберечь его и его детей от поклонения идолам.
    9. Урок, который извлёк Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов: «Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей...» (Ибрахим, 36).
    10. Толкование в этой главе слов: «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», как об этом упомянул аль-Бухари.
    11. Превосходство того, кто уберёгся от ширка.

    باب الدعاء إلى شهادة أن لا إله إلا الله

    Вопрос:

    Мне очень нужна ваша помощь, как я знаю, что я, без сомнения, попаду в Ад. Я девушка, которой только что исполнилось 14 лет, и я сделала нечто очень-очень плохое. Я не могу перестать плакать. Я никогда не попаду в Рай. Мне действительно страшно. Я совершила богохульство — я оскорбила моего Господа! Я не знаю, зачем я это сделала. Эти слова просто выскочили из моего рта. Я чувствую себя ужасно виноватой. Это были вполне ясные слова. Я не думаю, что Аллах может простить меня. Я не знаю, что делать. Может быть прощено богохульство, если человек действительно раскаивается? Я очень испугалась. Пожалуйста, помогите мне. Я не знаю, что мне делать. Я уже произнесла шахаду и обновила свой иман. Что еще я должна сделать, чтобы успокоиться и избавиться от этого ужаса и страха? Мне очень нужна ваша помощь, я не думаю, что Аллах простит такой грех!

    Ответ:

    Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

    Ваше раскаяние и страх являются явным признаком вашего имана. Если бы вы были лишены имана, вы бы не страдали так и не волновались. Именно ваш иман побуждает вас к покаянию. Вы совершенно правильно сделали, что попросили прощения у Аллаха и обновили свой иман.

    Кроме того, помните, что шайтан – наш явный враг. Он пытается сбить нас с толку различными способами. Первый раз ему удалось поймать вас, заставив вас произнести нечто оскорбительное для Всевышнего. Теперь, после того, как вы раскаялись, он снова нападает на вас, пытаясь вселить в вас отчаяние в милости Аллаха.

    Вы смогли преодолеть его нападки в первый раз, покаявшись и обновив свой иман. Не давайте сейчас ему победить вас. Аллах повелевает верующим не отчаиваться в Его милости. Он сказал в Коране:

    {قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ} [الزمر: 53]

    «Скажи (о, Посланник): «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершая неверие или иные грехи) , не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью (тем, которые обращаются к Нему с покаянием, какими бы эти грехи ни были): ведь поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» (39, 53).

    Сомнение в милости Аллаха – это также вид неверия. Шайтан сейчас пытается ввести вас из одного вида неверия в другое (из богохульства к отчаянию). Сохраняйте себя от его ловушек. Вы сделали ошибку, но альхамдулиллях, вы сожалеете о ней и раскаиваетесь. Аллах обещает прощение для тех, кто раскаивается. Так доверяйте тому, что говорит Аллаха и не поддавайтесь наущениям шайтана.

    Избавьтесь от негативных мыслей с помощью положительных. Радуйтесь тому, что Аллах внушил вам раскаяние – тем самым, поместив вас среди тех, кто удостоился Его милости, ведь кающиеся – это любимцы Аллаха.

    إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ

    «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2, 222).

    Будьте уверены в том, что если вы были искренни в вашем раскаянии, вы стали любимцем Аллаха. Он не отвергает вас. Устремляйтесь вперед, чтобы заслужить близость к Аллаху и вместе с ней Рай.

    А Аллах знает лучше.

    Хафизуррахман Фатихмахомед,

    студент Даруль Ифта, Нидерланды,

    Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

    Все мы – грешные рабы Всевышнего Аллаха, хотя Он предписал нам не нарушать границы. Однако мы, слабые рабы Всевышнего Аллаха, не всегда можем соблюдать предписания своего господина. Получается, что мы часто нарушаем эти границы, хотя мы все знаем, что за это нас могут наказать в .

    Но, несмотря на это, мы никогда не должны терять надежду на Милость Аллаха. Ведь милость Аллаха так велика, что он может простить все наши грехи, большие и малые. Поэтому нам следует постоянно искренне каяться в своих грехах и всегда обращаться к Аллаху с мольбами, чтобы Он простил нам все грехи.

    Всевышний Аллах в Коране сказал:

    قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا ۚ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ

    «Скажи (о Мухаммад): "О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершали грехи), не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью, какими бы они ни были. Ведь поистине, Он – Прощающий, Милостивый" ». (Сура Аз-Зумар: 53)

    В этом благородном аяте идёт призыв ко всем, кто согрешил, независимо от того является он верующим или неверующим. Всевышний Аллах призывает всех их к покаянию. В аяте также говорится, что Всевышний Аллах прощает все грехи тому, кто искренне покаялся и отдалился от грехов, каковы бы эти грехи ни были, даже если их так же много, как пузырьков в морской пене.

    От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что этот аят был ниспослан после того, как к Мухаммаду ﷺ пришли люди из числа язычников, которые совершили многочисленные убийства и прелюбодеяния, и сказали: «Поистине, прекрасно то, что ты говоришь и к чему призываешь. Может, ты расскажешь, есть ли искупление тому, что мы натворили? ». (Бухари)

    От ‘Убады ибн Ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

    من شهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله، حرم الله عليه النار

    «Аллах сделал запретным для Огня того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха » (Муслим).

    Аллах сделает так, если свидетельство человека об этом является искренним. Он может подвергнуться наказанию за свои грехи, но пребывание его в Огне не будет вечным. Даже если Аллах не простит ему некоторые грехи, такой человек, отбыв своё наказание в Аду, наконец-то войдёт в Рай.

    Стоит отметить, что человек, совершающий грехи, может в конце жизни потерять свой иман и перед смертью совершить или сказать то, что выведет его из веры, да защитит нас Аллах от этого. Поэтому вместе с надеждой на милость Аллаха в каждом человеке должен быть и страх потери имана. Следовательно, каждый должен делать всё необходимое для сохранения своего имана перед смертью и первым делом искренне каяться.

    От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

    سمعت رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يقول: جعل الله الرحمة مائة جزء، فأمسك عنده تسعة وتسعين، وأنزل في الأرض جزءا واحدا، فمن ذلك الجزء يتراحم الخلائق، حتى ترفع الدابة حافرها عن ولدها خشية أن تصيبه

    «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Аллах разделил милость на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на Землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и животные, которые поднимают свои копыта повыше над своими детёнышами, опасаясь задеть их "».

    В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

    إن لله تعالى مئة رحمة، أنزل منها رحمة واحدة بين الجن والإنس والبهائم والهوام، فبها يتعاطفون، وبها يتراحمون، وبها تعطف الوحش على ولدها، وأخر الله تعالى تسعا وتسعين رحمة يرحم بها عباده يوم القيامة

    «Поистине, у Всевышнего Аллаха есть сто частей милости, из которых Он ниспослал на Землю только одну, распределив её среди джиннов, людей, животных и насекомых. Благодаря этому (одной из ста частей милости Аллаха) люди проявляют сочувствие и милосердие по отношению друг к другу и благодаря ей дикий зверь чувствует любовь к своему детёнышу. Что же касается остальных девяноста девяти частей милости, то проявление её по отношению к Своим рабам Всевышний Аллах отложил до наступления Судного Дня ». (Бухари, Муслим )

    Вот мы видим, как обширна милость Аллаха. Если вся милость, которую проявляли, проявляют и в будущем будут проявлять на Земле люди, джинны, животные и насекомые, является лишь одной из ста частей милости Аллаха, то как же огромна будет вся милость Аллаха!

    Поэтому мы никогда не должны терять надежду на милость Аллаха и в то же время не забывать о страхе пред Ним.

    Нурмухаммад Изудинов

    Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

    Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и да приветствует его, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

    Священные тексты Корана и Сунны указывают на то, что наказание за совершённые грехи может быть отведено от человека посредством десяти способов.

    Способ первый

    Покаяние (тауба)

    По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:

    «Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).

    «Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).

    «Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Коран 42: 25).

    И подобных аятов очень много.

    Способ второй

    Мольба о прощении грехов (истиг̇фар)

    В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что

    «Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).

    Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) .

    Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение. Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения. Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.

    Способ третий

    Праведные дела

    Всевышний Аллах сказал:

    «Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».

    «Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

    «Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

    «Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».

    «Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».

    «Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».

    «Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».

    Способ четвёртый

    Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти

    Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).

    Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».

    Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).

    Способ пятый

    Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина

    К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

    «Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».

    Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала» , то на это возражение можно дать два ответа:


    Способ шестой

    З аступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День

    О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».

    В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».

    Способ седьмой

    Бедствия, которыми Аллах стирает грехи

    В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

    «Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».

    Способ восьмой

    Испытания в могиле

    Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.

    Способ девятый

    Страшные события, которые будут происходить в День Суда

    Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.

    Способ десятый

    Милость Аллаха и Его прощение

    Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.

    Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.

    Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

    Искупление грехов
    Десять советов от Ибн Таймийи
    Сокращённо из книги:
    «Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
    Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
    Редакция:

    Рассказать друзьям