Чудесные явления: подборка самых известных икон на Руси. Иконы Древней Руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Старинные иконы - история иконописи на Руси

Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых. Ее нельзя назвать картиной, поскольку в ней воспроизводится не то, что у художника находится перед глазами, а фантазия или прототип, который нужно учитывать.

История иконописи уходит в далекие времена и берет собственное начало в раннем христианстве на Руси. Это искусство является многогранным и уникальным. И неудивительно, поскольку оно отражает в полной мере славные традиции и духовность российского народа. Это и культовый предмет для православных, и культурное национальное достояние.

Строгая хронология здесь отсутствует, однако, принято считать, что первые иконы на Руси начали использоваться в X столетии, когда было принято христианство. Иконопись оставалась центром древнерусской культуры до XVII столетия, когда в петровскую эпоху её стали вытеснять светские виды изобразительного искусства. Несмотря на то, что христианские храмы присутствовали в Киеве и раньше, только после 988 года была построена первая каменная церковь. Работы по росписи выполнялись специально приглашенными мастерами из Византии. Иногда самые важные части её росписи осуществлялись в технике мозаики.

Князь Владимир I из Херсонеса привез в Киев множество святынь и икон. К огромному сожалению, с годами они были потеряны. Кроме того, из Чернигова, Киева, Смоленска и прочих южных городов до сегодняшнего времени не дошло ни одной иконы того времени. Однако об иконописи можно говорить, учитывая многочисленные настенные росписи. Наиболее древние иконы на Руси смогли сохраниться в Великом Новгороде (на территории Софийского собора).

К началу XIII столетия максимальный расцвет отечественной иконописи наблюдался у художественного центра Владимиро-Суздальского княжества. Однако вторжение на Русь Батыя негативно сказалось на дальнейшем развитии иконописи. Из икон ушла гармония, характерная Византии, многочисленные приемы письма стали упрощаться и консервироваться. Но художественная жизнь целиком не прервалась. Русские мастера продолжали трудиться в Ростове, на Русском Севере и в Вологде. Ростовские иконы характеризовались значительной экспрессией, активностью образов и резкостью исполнения. Эта иконопись всегда выделялась своей артистичностью, тонкостью, а также рафинированным сочетанием красок.

Но с конца XIV века в Москве была сосредоточена вся художественная жизнь Руси. Именно тут трудились многочисленные мастера: сербы, русские, греки. Сам Феофан Грек работал в Москве. Иконы того времени смогли подготовить серьёзное основание для расцвета отечественной иконописи начала XV столетия, в частности – гениальных икон Андрея Рублева. Повышенное значение мастера уделяли краскам и цветовой гамме. Неудивительно, что русская древняя иконопись представляет собой сложное и большое искусство.

В иконах тех времен важнейшее место занимали разнообразные пурпурные тона, оттенки небесного, голубого свода (они применялись для изображения зарева, грозы). Новгородская иконопись XV столетия смогла сберечь привычную любовь к легким и ярким краскам. Интенсивное и вызывающее чувство цвета было свойственно Псковской школе. В сравнении со звонким колоритом Новгорода в ней доминируют знаменитые тона, с огромным моральным напряжением в ликах святых. Что касается эпохи Рублева, то её главной задачей было возрождение веры в человека, в его доброту и нравственные силы. Художники того периода всеми возможными способами пытались донести, что иконопись представляет собой искусство, где любая деталь имеет огромный смысл.

На сегодняшний день одними из самых значимых православные считают такие иконы:

«Владимирская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об избавлении от нашествий врагов, об укреплении веры, о сохранении целостности страны и примирении враждующих. История этой иконы уходит собственными корнями в далекое прошлое. Её принято считать величайшей святыней земли Русской, которая свидетельствует относительно особого покровительства Божией Матери над Российской империей в XIV-XVI столетия во время набегов татарских полчищ. Есть предание о том, что эта икона была создана ещё при жизни самой Богородицы. Любой из дней троекратного торжества иконы Владимирской богородицы современная православная церковь связывает с избавлением народа от порабощения за счет молитв, которые были обращены именно к этой иконе.

«Спас Вседержитель» . Эту икону часто называют «Спас» или «Спаситель». В иконографии Христа это центральный образ, представляющий Его в качестве Небесного Царя. Именно по этой причине её принято ставить во главу иконостаса.

«Казанская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об исцелении недуга слепоты, просят избавления от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается заступницей в тяжкие времена. Ею благословляют молодых, которые приняли решение вступить в брак. У представленной иконы также просят счастья и семейного благополучия. Именно поэтому её часто вешают у детской кроватки. На сегодняшний день икона Казанской Богородицы встречается практически в любом храме. Образ Богородицы также можно найти в большинстве верующих семей. В период правления династии Романовых такая икона являлась одной из наиболее почитаемых и важных святынь, что позволило ей считаться покровительницей царской семьи.

«Спас Нерукотворный» . В соответствии с церковным преданием, первой иконой считался образ Спасителя. Существует легенда, что произошло это во время земного существования Спасителя. Князь Авгарь, являвшийся правителем города Едессы, был серьёзно болен. Услышав об исцелениях, которые совершал Иисус Христос, ему захотелость посмотреть на Спасителя. Он отправил гонцов за живописцем, чтобы тот сделал портрет Христа. Вот только художнику не удалось выполнить поручение, поскольку от лица Господа шло настолько сильно сияние, что кисть творца не смогла передать Его Свет. Однако Господь отер Свой пречистый лик полотенцем, после чего на нём отобразился Его Образ. Только после получения образа Авгарь смог исцелиться от собственной болезни. Сегодня к образу спасителя обращаются с молитвами, а также просьбами наставления на путь истинный, об избавлении от плохих мыслей и спасении души.

Икона святого Николая Чудотворца . Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, – летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.

История обнаружения этой иконы своими корнями уходит далеко в прошлое. Считается, что около четырёхсот лет назад она была найдена на одной из колоколен Церкви Святого апостола Иоанна Богослова в Вологодской области. Тогда, давно страдающий хромотой крестьянин увидел сон, в котором имел долгожданное излечение от своего недуга. Божественный голос во сне сказал ему, что если совершить молитву возле иконы Пресвятой Богородицы, то болезнь покинет его, место нахождения данной святыни также открылось ему.

Дважды крестьянин приходил на колокольню при местной церкви и повествовал о своем сне, но ни кто тогда не верил его рассказам. Только на третий раз, после долгих уговоров, страждущего все-таки пустили на звонницу. Каково же было удивление местных жителей, служителей Церкви, когда на лестнице, вместо одной из ступеней была обнаружена икона, которую все принимали за обычную жердочку. Выглядела она как холст, наклеенный на обыкновенную деревянную доску. Ее отмыли от пыли и грязи, восстановили, насколько это было возможно, а потом провели молебен Семистрельной Богородице. После этого крестьянин исцелился от мучительного недуга, а икона стала почитаться церковнослужителями наравне с остальными. Так, в 1830 году свирепствовала в Вологодской губернии холера, уносившая жизни многих тысяч людей. Верующие местные жители провели крестный ход вокруг поселения, вместе с иконой, совершая молебен Пресвятой Богородице. Через некоторое время количество заболевающих пошло на спад, а далее напасть и вовсе навсегда покинула этот город.

После этого случая икона ознаменовала ещё множество по истине чудотворных исцелений. Однако, после революции семнадцатого года Храм Святого Апостола Иоанна Богослова, где находилась икона был разрушен, а сама икона исчезла. В настоящее время мироточащая Икона Семистрельной Божией Матери находится в Москве при храме Архангела Михаила.

Довольно таки интересно само изображение Божией Матери. Обычно на всех иконах Она предстает со Спасителем на руках, либо с ангелами и святыми, а здесь Богородица изображена в совершенном одиночестве, с вонзенными в Ее сердце семью мечами. Этот образ символизирует Ее тяжелые страдания, неописуемое горе и глубокую печаль за своего Сына во времена пребывания на земле. А написана эта икона на пророчество святого праведного Симеона, приводимое в Писании.

Существует мнение некоторых священнослужителей о том, что семь пронзающих грудь Богородицы стрел олицетворяют семь наиболее главных человеческих страстей, греховных пороков. Также есть мнение, что семь стрел являются семью святыми Таинствами.

Перед этой иконой принято молиться во умилостивление злых сердец, во времена эпидемий болезней, молятся также за военных, отдающих долг Родине, чтобы вражеское орудие обошло их стороной. Молящийся как бы прощает обиды врагов своих и просит о смягчении их сердец.

Днем почитания Иконы Семистрельной Божией Матери считается 13 августа по новому стилю или 26 августа по старому.. Во время молитвы желательно, что бы было поставлено не менее семи свечей, однако это не обязательно. При этом читается молитва Многострадальной Матери Божией и Тропарь.

Дома определенное расположение иконы не предписано, поэтому она может располагаться как на иконостасе, так и в любом другом месте, например на стене при входе в главную комнату. Однако существует несколько советов по её местонахождению: она не должна висеть или стоять возле телевизора, вокруг нее не должно быть никаких фотографий или изображений, плакатов.

Семистрельный образ является отражением евангельского повествования о прибытии в Иерусалимский храм Девы Марии и Младенца Иисуса в 40-й день после Его рождества. Святой старец Симеон, служивший в храме, прозрел в Младенце ожидаемого всеми Мессию и предрек Марии испытания и страдания, которые как оружие пронзят её сердце.

Икона Семистрельная изображает Богородицу одну, без Младенца Иисуса. Семь пронзающих её сердце мечей или стрел (четыре меча слева, три – справа) – это символ скорбей, которые перенесла Матерь Божья в земной своей жизни. Само оружие, символически изображенное семью мечами, означает невыносимые душевные муки и скорбь, которые испытала Дева Мария в часы крестных мучений, распятия и смерти на кресте сына Ее.

Согласно Священному Писанию число семь символизирует полноту чего-либо: семь смертных грехов, семь основных добродетелей, семь церковных таинств. Изображение семи мечей не случайно: образ меча ассоциируется с пролитием крови.

У этой иконы Богородицы существует ещё один вариант иконографии – «Симеоново Проречение» или «Умиление злых сердец», где семь мечей располагаются с обеих сторон по три и один в центре.

Чудотворная икона Богоматери Семистрельная имеет северорусское происхождение, связанное с её чудесным явлением. До 1917 г она пребывала в храме Иоанна Богослова близ Вологды.

Существует предание о её чудесном обретении. Некому крестьянину, многие годы тяжело страдающему неизлечимой хромотой и молившемуся об исцелении, был Божественный голос. Он повелел ему найти среди ветхих икон, которые хранились на колокольне Богословской церкви, образ Богоматери и помолиться ему об исцелении. Икона была найдена на лестнице колокольни, где служила ступенькой как простая доска, покрытая грязью и сором. Священнослужители очистили образ и отслужили молебен перед ним, а крестьянин исцелился.

Перед образом Семистрельной Богоматери молятся об умиротворении враждующих, об обретении дара терпения при озлоблении сердца, при вражде и гонениях.

Икона Святого Архангела Михаила

Михаил считается очень важной персоной в небесной иерархии, слово Архангел означает «предводитель ангелов». Он является главным лидером среди ангелов. Имя Михаил означает «один, который подобен Богу».

Архангелы всегда считались воинами и защитниками Неба. Конечно же, главный покровитель и защитник Христианской веры великий Архангел Михаил. Стоит заметить, что Святой Архангел Михаил является одним из самых знаменитых ангелов, также он называется Архистратигом, что означает, что он самый Главный всех бесплотных сил.

Согласно Священному писанию и преданию он всегда заступался, за человечество и всегда будет продолжать служить одним из главных защитников веры. Перед иконами с Архангелом Михаилом люди просят защиту от вторжения врагов, гражданской войны, и для поражения противников на поле боя.

Собор Михаила и всех бесплотных сил небесных празднуется 21 ноября, 19 сентября празднуется чудо Архангела в Колоссах. Упоминания о Михаиле впервые можно заметить в Ветхом Завете, хотя Михаил не упоминается по имени в тексте, но было сказано, что Иисус Навин “посмотрел вверх и увидел человека, стоящего перед ним с мечом обнаженным в руке”.

В книге Даниила, Михаил появляется вместе с Архангелом Гавриилом, чтобы помочь победить персов. В более позднем видении он сказала Данилу, что “в то время (конец времени) Михаил, князь Великий, будет защищать народ. Время настанет тяжкое, какое не было от начала времен…” Таким образом можно понять, что Михаил играет одну из ключевых ролей в качестве защитника Израиля, его избранного народа, и Церкви.

Отцы Церкви также приписывают Михаилу следующее событие: Во время Исхода израильтян из Египта он шел впереди них, в виде столпа облака днем, и ночью в виде огненного столпа. Сила великого главнокомандующего проявилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского императора Сеннахериба, также нечестивого вождя Гелиодора.

Стоит упомянуть, что чудесных случаев связанных с Архангелом Михаилом много, защита трех юношей: Анании, Азарии и Мисаила, которых бросили в раскаленную печь за отказ поклониться идолу. По воле Бога, главнокомандующий Архангел Михаил транспортирует пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу в ров львиный. Архангел Михаил спорил с дьяволом над телом святого пророка Моисея.

Во времена Нового Завета, святой Архангел Михаил показал свою силу, когда он чудесным образом спас молодого человека, которого бросили в море разбойники с камнем на шее, на берегах Афонских. Эта история находится в Афонском патерике, из жизни Санкт Неофита.

Возможно, самое известное чудо, связанное с великим святым Архангелом Михаилом, это спасение церкви в Колоссах. Ряд язычников пытались уничтожить эту церковь, направляя поток двух рек непосредственно на нее. Архангел появился среди вод, и, неся крест, направил реки под землю, так что церковь осталась стоять на земле и не была уничтожена благодаря Михаилу. Весной вода этих рек после этого чуда события, как говорят, имеет целительные силы.

Русские люди почитают Архангела Михаила наряду с Божьей Матерью. Пречистую Богородицу и Михаила всегда упоминают в церковных песнопениях. Многие монастыри, соборы, церкви посвящены главнокомандующему сил небесных Святому Архангелу Михаилу. На Руси не было города, где не было церкви или часовни посвященной Архангелу Михаилу.

На иконах Михаил, чаще изображен держа меч в руке, а в другой он держит щит, копьё, или белое знамя. Некоторые иконы Архангела Михаила (или архангела Гавриила) показывают ангелов держащими шар в руке, и посох в другой.

Икона Казанской Божьей Матери

Наиболее распространенные и почитаемые на Руси православные иконы – это иконы Богоматери. Предание гласит, что первый образ Богородицы был создан евангелистом Лукой при жизни Богоматери, она одобрила икону и сообщила ей свою силу и благодать. В русской православной церкви насчитывается около 260 богородичных образов, прославленных чудесами. Один из таких образов – икона Казанской Божьей Матери.

По иконографии этот образ относится к одному из основных шести иконографических типов, который называется «Одигитрия» или «Путеводительница». Древнерусский вариант этой иконы, написанный монахом-иконописцем по образу византийской Одигитрии, отличается теплотой, смягчающей царственную осанку оригинала из Византии. Русская Одигитрия имеет не поясной, а оплечный образ Марии и Младенца Иисуса, благодаря чему их лики будто вплотную приближаются к молящимся.

В России существовали три главные чудотворные иконы Казанской Божьей Матери. Икона первая – это чудом явленный в 1579 г в Казани первообраз, который хранился в казанском Богородичном монастыре до 1904 г и был утрачен. Вторая икона является списком казанского образа и была подарена Ивану Грозному. Позднее эта икона Божьей Матери была перевезена в Санкт-Петербург и перенесена в Казанский собор при его освещении 15 сентября 1811 г. Третья икона Казанской Богоматери является списком с казанского первообраза, была передана ополчению Минина и Пожарского и хранится ныне в Москве в Богоявленском соборе.

Кроме этих основных икон Казанской Богоматери было сделано большое количество её чудотворных списков. Молитва перед этим образом помогает во всех людских печалях, скорбях и невзгодах. Русские люди всегда молились ей о защите земли родной от врагов-иноземцев. Присутствие этой иконы в доме защищает его домочадцев от всех бед, она указывает, как Путеводительница, верный путь в принятии сложных решений. Перед этим образом Богоматери молятся при глазных болезнях. Согласно преданию, при чудесном обретении первообраза в Казани случилось чудо прозрения от слепоты нищего Иосифа, который три года был слеп. Этой иконой благословляют молодых на брак, чтобы был он крепок и долог.

Празднование Казанской иконы Богоматери совершается дважды в году: в честь обретения образа 21 июля и в честь освобождения Руси от польской интервенции 4 ноября.

Иверская икона Божьей Матери

Иверская икона Божьей Матери, почитаемая на Руси как чудотворная, является списком с древнейшего образа, который хранится в Иверском монастыре в Греции на Афоне и датируется 11-12 веком. По иконографическому типу она является Одигитрией. Согласно сказанию, икона Богородицы, спасаемая от иконоборцев во времена царствования императора Феофила (9 век), явилась чудесным образом иверским монахам. Они поместили её в надвратной церкви и назвали Портаитисса или Вратарница.

В этом варианте Одигитрии лик Девы Марии обращен и склонен к Младенцу Иисусу, который представлен в легком повороте к Деве Марии. У Богородицы на подбородке изображена кровоточащая рана, которую, по преданию, нанесли образу противники икон.

Чудотворный образ был хорошо известен на Руси. При царствовании Алексея Михайловича монахами Иверского монастыря был сделан список с первообраза и доставлен в Москву 13 октября 1648 г. В 17 в. Иверская Богоматерь была особо почитаема на Руси.

Икона Пресвятой Богородицы Иверская помогает раскаявшимся грешникам найти путь и силы к покаянию, за нераскаявшихся молятся родные и близкие. Образ защищает дом от нападения врагов и стихийных бедствий, от пожара, исцеляет от телесных и душевных недугов.

Празднование Иверской иконы проводится 25 февраля и 26 октября (прибытие иконы с Афона в 1648 г).

Икона Покров Богородицы

Икона Покров Богородицы посвящена великому церковному празднику в русском православии – Покрову Пресвятой Богородицы. На Руси слово «покров» означает покрывало и покровительство. В день празднования 14 октября православные люди молятся Заступнице Небесной о защите и помощи.

Покровская икона изображает чудотворное явление Богоматери, случившееся в 10 веке во Влахернском храме Константинополя, осажденного врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел чудесное явление Богородицы в окружении ангелов, апостолов и пророков. Матерь Божия сняла с главы своей покров и простерла над молящимися.

Два века спустя, в 14 в. в честь этого святого события на Руси было составлено богослужение, главной мыслью которого стало единение русских людей под Покровом Пресвятой Богородицы, для которой русская земля является Ее земным уделом.

Существовало два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, которая соответствует видению блаженного Андрея, Богоматерь сама несет покров. На новгородских иконах Богоматерь является в образе Оранты, а покров удерживают и простирают над нею ангелы.

Молитва перед образом Покрова Богородицы помогает во всем, если помыслы молящегося добры и чисты. Образ помогает одолеть наших внешних и внутренних врагов, является духовным щитом не только над нашими головами, но и над нашими душами.

Икона Николая чудотворца

Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.

На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую – Богоматерь.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем – архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.

Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.

Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.

День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря – зимний Никола.

«Русские иконы в высоком разрешении». Создание альбома: Андрей (zvjagincev) и Константин (koschey).

Перед Куликовской битвой великому князю Дмитрию Донскому явилась икона Николая Чудотворца. Князь это явление воспринял как особый Божий знак и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» и дал обет построить монастырь, если станет победителем. Через некоторое время был построен Угрешский монастырь, а немного позже там явилась икона Божией Матери, которая получила название «Взыграние». Несмотря на все утверждения и домыслы скептиков, явление икон остается неизученным и загадочным проявлением нечеловеческой силы. Сегодня речь пойдет о самых известных на Руси иконах.

Икона Казанской Божией Матери

Икона Казанской Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года в Казани. Прошло 25 лет после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство. И случился в Казани страшный пожар, превративший в пепелище половину Казанского кремля и часть города. Мусульмане злорадно заявляли, что Всевышний прогневался на христиан, но оказалось, что казанский пожар стал предзнаменованием бесповоротного утверждения православной веры на земле Золотой Орды.

Через несколько дней после пожара стрелец Даниил Онучин решил начать на месте сгоревшего дома новую стройку. Но его 10-летняя дочь Матрона казала, что во сне ей явилась Богородица и повелела возвестить, чтобы они обрели её на месте недавнего пожара. Словам девочки значения не придали, то Богородица явилась к ней и во второй раз, и в третий. Настояниям девочки вняли и, разгребая пепелище, нашли икону Казанской Божией Матери.

Икона исцеляла болящих (началось всё с прозрения слепцов Никиты и Иосифа), вдохновляла русскую рать в Смутное время, перед ней накануне Полтавы молился Пётр I, а в 1812 — Михаил Кутузов.

В 1904 Казанскую чудотворную икону Божией Матери похитили и, сняв с неё драгоценные ризы, уничтожили. Многочисленные древние списки с этой иконы разошлись по всему миру. Сегодня РПЦ прилагает огромные усилия, чтобы вернуть эти святыни на Родину. Самый ранний список этой иконы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Тихвинская икона Божией Матери

Ещё одной весьма почитаемой в России иконой является Тихвинская икона Божией Матери. Согласно преданию, икона была написана Лукой. В летописях говорится, что в 1383 году икона Божией Матери с Богомладенцем появилась над озером, и неведомая сила переносила её по воздуху. Остановилась икона близ Тихвина. Там и построили храм из камня, а позже на этом месте появился Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.

В 1944 году икона была вывезена в Европу, а затем и в США. В 1982 году архиепископ Иоанн наказал протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть икону в Россию, когда в стране изменится отношение к Церкви и восстановят Тихвинский монастырь. В июне 2004 года икона вернулась в Россию.

Икона особо почитается среди матерей, которые молятся иконе для наставления своих неразумных чад на путь истинный и защиты их от бед.

Иверская Икона Божией Матери

Ещё одна легендарная икона — Иверская Икона Божией Матери. Первое упоминание о ней датируется еще Византийскими источниками, относящимися к IX веку. Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалёку от города Никеи (сегодня это Турция). В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые иконы Богородицы. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей святыню за вознаграждение. Корыстолюбцы согласились, но уходя, один из них ударил в лик копьём, и из иконы потекла кровь. Вдова поспешила с иконой к морю и опустила её в воду, но та не легла на воду, а двинулась по морю, стоя вертикально.

Через 200 лет на Афоне монахи увидели огненный столп, доходящий до неба, в основании которого была эта икона. По легенде, после молебна старец Гавриил пошёл по воде, как и повелела ему во сне Богородица, взял икону, и её повесили в храме.

О чудотворной Иверской Иконе Божией Матери хорошо знали в России. Во 17 веке Никон, архимандрит Новоспасского монастыря, ставший впоследствии Патриархом всея Руси, испросил благословения на Афоне прислать список этой иконы. Писал икону для России священник Иамвлих Романов. После великого молебна с вечера до рассвета, участие в котором принимали 365 монахов, святой водой окропили легендарную икону, а потом — новую доску из кипарисного дерева. Писали икону красками, смешанными с частицами мощей.

Хранилась икона в Иверской часовне у Воскресенских ворот, и русские государи, перед тем, как войти в кремль, обязательно молились перед этой чудотворной иконой. В 1929 часовня была разрушена, и икона исчезла. Сохранилась только передвижная икона, которая сегодня находится в Сокольниках, в храме Воскресения Христова.

Курская — Коренная икона Божией Матери

Эта икона явилась жителям Курска после разорения города войсками хана Батыя в 1295 году. Согласно преданию, икону нашли охотники, недалеко от города под пнем в корнях. Несколько раз приносили её в городской храм, но она чудесным образом исчезала и снова оказывалась в том же месте, где её нашли. Тогда на месте явления иконы построили часовню.

Следующий раз Курская-Коренная икона упоминается в 1383 году. Тогда икона попала к ордынцам в руки, они разрубили её пополам. Священник, нашедший икону, с верой сложил половинки, и они срослись. Часовня была отстроена, и икона там и оставалась. Позже на этом месте появился монастырь — Коренная пустынь.

Ещё одна попытка уничтожить икону состоялась в 1898 году. Злоумышленники взорвали храм, но Курская-Коренная икона Божией Матери осталась невредимой. Не пострадало даже стекло в киоте.

Во время Октябрьской революции чудотворный образ вывезли из России, и сегодня он является одной из главных святынь РПЦ за границей.

Владимирская икона Божией Матери

Еще одна весьма известная икона, написанная самим Лукой, якобы, на доске стола Святого семейства. Долгое время икона находилась в Киеве, однако в 1155 году была вывезена во Владимир Андреем Боголюбским. Отсюда же происходит и название иконы.

Икона почитается как особо ценная в нескольких городах русских земель. Особенно известна Владимирская икона Божией Матери тем, что спасла Москву от нашествия Тамерлана. Сегодня икона хранится в Третьяковской галерее.

Феодоровская икона Божией Матери

Кем была привезена в Россию эта икона, написанная евангелистом Лукой, неизвестно, но уже в 1164 году она находилась в часовне рядом городом Городец и почиталась как чудотворная. Во время нашествия Батыя часовня сгорела. Думали, что погибла и икона. Но в 1239 году костромской князь Василий Юрьевич на охоте увидел эту икону на дереве. В руки она ему не далась, поднявшись в воздух. После общей молитвы икону с дерева сняли.

С Феодоровской иконой восходил на царствование в 1613 году Михаил Феодорович Романов, и с того времени она стала почитаться императорским Домом Романовых. Все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские великие князья и императоры, после крещения получали отчество Феодоровна. Сегодня икона находится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе, что в Костроме.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Икона есть живописный образ самого Бога, Божьей Матери, Святых угодников или сцен из Священного Писания. Изображение иконы окропляют святой водой, а после зачитывают специальные молитвы. Только после обряда освящения икона приобретает благодатную энергию и духовное признание.
Икона является проводником между Богом и человеком. Любая молитва будет услышана Господом, просто благодаря иконе она вознесется к нему значительно быстрее.

«Спас Вседержитель» занимает главенствующий образ в православной иконописи, поэтому его всегда располагают в центральном куполе каждого православного храма - на самое почетное место. На иконе изображен сын Божий Иисус Христос в образе судьи и Небесного царя, поэтому икону иначе еще называют «Пантократор», что переводится с греческого как «властитель всего». Главный врачеватель душ и тел, знающий обо всем. Именно к Всевышнему в первую очередь должны быть обращены наши молитвы. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда.
На Руси икона появилась примерно в 12 веке и служила молельной иконой русских князей. Иконы «Спаса Вседержителя» не редко мироточили и излечивали от многих болезней.

Икона «Святая Троица» (Ветхозаветная)

Икона Святой Троицы ценится как один из важнейших образов, который обязан присутствовать в каждой православной церкви. Троица - величайшая и таинственная икона человечества. Живописный образ был написан по всем канонам иконописи в мастерской при храме. Он рассказывает о единении Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Икона «Троица» была создана, чтобы каждый верующий мог наглядно представить трисолнечный свет православия. Господь един в трех лицах - это сложно для осмысления и понимания, но в это нужно искренне веровать, принимая сие как данность. Для Руси образ Троицы является исповедальным, и перед ним каются о прощении содеянных грехов.

Одна из самых ключевых святынь русской православной церкви - чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Господь через этот образ посылает всем верующим помощь в укреплении веры, в исцелении душевных и телесных страданий, в умягчении злых сердец, в освобождении от вражеских вторжений, в примирении враждующих и о сохранении единства России.
Согласно благочестивого предания, этот образ был написан евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. На Русь святыню привезли из Византии в подарок Юрию Долгорукому. Икона не раз прославлялась своими чудесами. Например, находившись в Киеве, она не единожды сходила в церкви со своего места и оказывалась висеть в воздухе. Не раз исцеляла и даже воскрешала. К ней обращались за помощью перед важными сражениями полководцы и воины. И она не оставляла их, являя казалось бы в самых безвыходных ситуациях свои чудеса. Однажды после выигранной битвы против Булгарии, когда Богородице отслужили благодарственный молебен, от ее иконы воссиял свет, озаривший весь изумленный полк. Еще одна чудесная история с это иконой случилась сразу после принесения ее в Москву для защиты города от нашествия Тамерлана. Именно в тот день, когда икона была доставлена в город, Тамерлан неожиданно приказал своему войску отступить.

Эта чудотворная икона Божией Матери появилась после пожара в Казани в 16 веке довольно загадочным образом. Девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, сказавшая отыскать ее икону на пепелище. Этот сон повторялся снова и снова, пока девочка не решилась с матерью пойти на поиски иконы. И действительно, святыня была там найдена.
Этот образ Божией Матери самый почитаемый и любимый, он является «Великой заступницей России». Икона не раз помогала народу в самые тяжелые времена. Своим появлением она символизирует победу над Смутным временем. Именно ее благодарят от избавления Москвы от нашествия поляков. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим войском молился образу Казанской Богородице. Икона была главной покровительницей династии Романовых. В годы Великой Отечественной войны эта икона была духовной водительницей русского народа.
Начиная с Крещения, все самые значимые события в жизни проходят вместе с ней. Она дает благословение на брак, помогает в работе, в житейских проблемах.

Икона Николая Чудотворца (Угодника)

Святитель Николай Чудотворец или иначе Николай Угодник, как стали его называть на крещеной Руси, в Православии едва ли не самый почитаемый святой после Богоматери. Судьба этого святого не была легкой, возможно именно благодаря жизненным испытаниям и трудностям, он избрал религиозный путь. Будучи еще ребенком, он уже увлекался чтением Божественного писания, а, повзрослев, стал архиепископом. Тогда Николая и стали называть Чудотворцем. За всю жизнь ему приписывали много чудес и деяний. По одной из легенд он воскресил моряка, упавшего с мачты, по другой, - спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственный отец как единственный способ расплатиться с многочисленными долгами. И таких историй не счесть. Николай всегда был олицетворением справедливости и благородства.
Перед иконой Святителя Николая молятся при любых, казалось бы, даже самых неразрешаемых проблемах. Он помогает и странникам, и морякам, и роженицам, и даже студентам. Икона способна исцелять от любых недугов, ограждать от неблагоприятных событий и недоброжелателей, защищать от искушений и творить настоящие чудеса. Обращаясь к Николаю с искренностью и верой, люди не раз замечали, что в их жизни все случалось именно так, как они просили.

«Семистрельная» икона - мощнейшая защитница дома и его обитателей. Богородица, изображенная на этой иконе, пронзена семью мечами, символизируя сердечные муки, которые Святая ведала при жизни. Семь мечей - главные смертные людские грехи, приносящие Божьей Матери душевные страдания.
Впервые икона появилась в 17 веке. Однажды одному крестьянину, больному хромотой и жаждущему выздоровления от этой болезни, во сне Божественный голос велел найти в ближайшем монастыре чудесное изображение и с верой помолиться перед этим образом. Оказалась, что деревянная доска с ликом Богородицы служила ступенью лестницы, ведущей в колокольню. После того, как образ отмыли и восстановили, ей отслужили молебен, после чего крестьянин был полностью исцелен.
Икона Пресвятой Божией Матери Семистрельной имеет в жизни каждого верующего большое значение. Перед этой сильной иконой молятся о защите своего дома, от недоброжелателей, от ссор внутри семьи, об умягчении сердца. Икону обычно располагают напротив входной двери, чтобы Семистрельная могла видеть глаза входящих. Перед тем, как разместить икону, нужно прочесть молитву. Если кто-то из близких или знакомых перестал вас посещать, то можно сделать вывод о том, что его помыслы были не чисты по отношению к проживающим членам этого дома. Так, Пресвятая Божья Мать Семистрельная рождает в душах верующих милосердие и доброту.

Образ Иверской Божьей Матери также считается одним из самых чтимых в православии. и его появление сплошь опутано мистикой.
В 19 веке, когда начались гонения на православные иконы, одна благочестивая вдова втайне хранила икону Богородицы. Но в ее дом однажды ворвались солдаты и, один из них, увидев образ Божьей Матери, проткнул его копьем. Но тут на глазах испуганных очевидцев из ланиты Богородицы полилась кровь. Обезумевши от страха, солдаты, упав на колени, стали молить о прощении за свой грех, а после, спасая святыню, пустили по волнам. И тут вновь произошло чудо. Икона встала и поплыла. Спустя некоторое время, постояльцы Иверского монастыря заметили светящийся столп над морем. Приблизившись к нему, они обнаружили святой образ Богородицы, плывший по воде и испускающий свечение. Икону решено было поместить в часовне, но на утро она была найдена над монастырскими воротами. Попытки отнести ее на прежнее место каждый раз были тщетны, пока однажды во сне старцу Гавриилу не привиделась Пресвятая Дева, рассказавшая, что не хочет быть охраняемой, она сама должна быть Хранительницей. Так, икону на долгие годы поместили над воротами обители, и стали называть Вратарницей. Она много раз чудесным образом уберегала монахов от пожаров, врагов и голода.
Пресвятая Богородица Иверская и до сегодняшних дней являет людям свои чудеса. Перед ее иконой молятся о раскаянии в грехах, об излечении от недугов, об избавлении от скорбей и печалей. Богородица Иверская хранит семейный очаг, покровительствует всем женщинам и является заступницей перед Всевышним. При помощи этой иконы снимают также «венец безбрачия».

Святая блаженная Матрона - самая почитаемая московская святая. Матронушка, как ее ласково называют многие, прожила тяжелую жизнь, полную лишений. Она родилась в бедной крестьянской семье и с рождения была абсолютно слепой. Уже с восьми лет она начала предсказывать и лечить всех страждущих, а с наступлением 18 лет, потеряла способность ходить. В революционные годы ей пришлось немало скитаться по Москве, не имея своей крыши над головой.
Всю свою жизнь она помогала всем нуждающимся. Это именно она предсказала начало Великой отечественной войны, и сказала, что русский народ одержит победу. Она предсказала свою смерть за три дня, но продолжала принимать людей. Матронушка и сегодня помогает всем верующим, обращающимся к ней с молением в исцелении от недугов, в финансовых вопросах, в сохранении семьи, в благополучии детей и много другого.
Вся жизнь этой сильной женщины стала образцом великого духовного подвига любви, терпения, и самоотречения.

Ксения Петербургская - одна из самых любимых русских святых. Икона с ее изображением не является редкостью в православном доме. Дар предвидения и исцеления к ней пришел после смерти ее мужа. Рано овдовев, Ксения впала в глубокое отчаяние. Она раздала все свое имущество бедным, подарила дом своей знакомой, надела одежды покойного мужа и стала называть себя его именем. Эти странности отнюдь не связаны с потерей рассудка, просто Ксения решила полностью посвятить себя служению Богу, оградив себя от земных радостей и благ. Начались годы скитания. Большую часть своего времени она проводила около Церквей. Ночевала она под открытым небом в горячих молитвах, обращенных к Богу, нарочно не одевала теплых одежд, заставляя свое тело страдать от стужи. Поначалу люди подсмеивались над Ксенией, но вскоре стали замечать, что после общения с ней, даже мимолетного, их жизнь начинала меняться к лучшему. Местные торговцы старались угостить ее съестным, тогда товар весь быстро распродавался. Если Блаженная целовала детей, то они росли здоровыми. За свою праведность Ксения обрела дар предвидения. Она предсказала смерть Елизаветы I за день до кончины. Свою знакомую она однажды отправила на кладбище, сказав, что там она обретет ребенка. Та, испуганная побежала в указанное место и на пути увидела, как беременную сбила лошадь. Роженица скончалась, но успела родить младенца, которого и усыновила подруга Ксении. И таких случаев предвидения было великое множество. Даже после своей кончины она являлась в видениях людям, находившимся в трудных жизненных обстоятельствах, предупреждая их об опасности. Молитва, обращенная к ней, всегда находит отклик и помогает даже в самом трудном деле.

«Ангел» с греческого языка переводится как посланник, вестник». Служа проводником между человеком и Господом, Ангел-Хранитель призван выражать безусловную любовь Бога к людям через свою заботу. Церковные служители уверяют, что своего Ангела человек получает, только после таинства Крещения. Так у человека появляется свой защитник, который всегда рядом. Чем больше веры в человеке, тем ближе к нему Ангел-Хранитель.
Каждый элемент иконы с изображением Ангела имеет свою символику. Слегка наклоненная голова Святого означает готовность помочь своему подопечному в любой момент, зеленый хитон и розовая рубаха - служение людям во имя добра, меч и крест - способность видеть и предупредить об опасности, крылья - возможность перемещаться из реального мира в божественный.
Чудесное спасение людей, уцелевших в катастрофах, интуитивные озарения или пророческие сны - так Ангелы невидимо принимают участие в жизни людей, оберегая каждый своего подопечного.
Икону Ангела-хранителя необходимо иметь в доме, молиться перед ней нужно в уединенном месте с искренностью в сердце. Люди обращаются к этому образу, когда им нужны духовные силы для преодоления трудных периодов в жизни. Молитвенное обращение к Ангелу-хранителю стоит делать всегда, когда оставляете свой дом, чтобы Божий Посланник уберег вас от неожиданной беды и недоброго умысла людей.

сайт рассказывает о пяти великих иконах, которые заслужили безусловную всенародную любовь.

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — главная и самая чтимая из всех русских икон.

По преданию, ее написал в I веке евангелист Лука на доске от стола, за которым некогда сидели за трапезой Иисус Христос и Богородица. В середине XII века икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому и хранилась в Вышгородском монастыре под Киевом. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял образ Богоматери с собой. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил свое путешествие, но лошади, отъехав на несколько верст от города, неожиданно встали, и все попытки заставить их тронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела. Тогда князь начал усердно молиться, и ему явилась сама Царица Небесная, которая повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь ее рождества. С тех пор икона Божией Матери стала называться Владимирской.

Владимирская икона многажды спасала Россию от бед и напастей


Икона не раз являла миру свои чудеса. В 1395 году она спасла Москву от нашествия среднеазиатского хана Тимура. Когда уже не оставалось надежды одолеть вражеские полчища, великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Путь иконы до Москвы продолжался 10 дней, и на протяжении всего пути люди стояли по сторонам дороги на коленях и молились. В Москве икону встретили 8 сентября. В это время Тамерлан спал в шатре и увидел во сне высокую гору, с которой к нему спускались святые мужи с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, озаренная божественным светом и окруженная воинством небесным, стояла «Лучезарная Жена». Мудрецы поведали хану, что во сне ему был послан знак свыше: сама Божья Матерь встала на защиту земли Русской. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», — писали летописцы.

В 1480 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву, в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.

Тихвинская икона Божией Матери

Еще одной весьма почитаемой в России иконой является Тихвинская икона Божией Матери.


Согласно преданию, икона также была написана апостолом Лукой в I веке. В летописях говорится, что в 1383 году икона Божией Матери с Богомладенцем появилась над озером, и неведомая сила переносила ее по воздуху. Остановилась икона близ Тихвина. Там и построили храм из камня, а позже на этом месте появился Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Глубоко чтила Тихвинскую икону Божией Матери царская семья


По молитвам перед иконой случилось множество чудес. Так, в 1615 — 1617 годах молитва перед святыней спасла Новгородские земли от наступления шведов. А в 1858 году по усердным мольбам перед образом излечился 2-х летний малыш Анатолий, который не мог ни сидеть, ни ходить с самого рождения. Наконец, глубоко чтила Тихвинскую икону и царская семья. Представители дома Романовых неоднократно посещали Богородице-Успенскую обитель, чтобы преклонить колени перед святыней.

В 1944 году икона была вывезена в Европу, а затем и в США. В 1982 году архиепископ Иоанн наказал протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть святыню в Россию, когда в стране изменится отношение к церкви и восстановят Тихвинский монастырь. В июне 2004 года икона вернулась в Россию.

Казанская икона Божией Матери

Московский список из Елоховского собора


Икона Казанской Божией Матери была обретена 21 июля 1579 года в Казани. Прошло чуть больше четверти века после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство. И случился в Казани страшный пожар, превративший в пепелище половину Казанского кремля и часть города. Мусульмане злорадно говорили, что это Всевышний прогневался на христиан, но оказалось, что казанский пожар стал предзнаменованием бесповоротного утверждения православной веры на земле Золотой Орды.

Накануне Полтавы Петр I молился перед иконой Казанской Божией Матери

Через несколько дней после пожара стрелец Даниил Онучин решил начать на месте сгоревшего дома новую стройку. Но его 10-летняя дочь Матрона сказала, что во сне ей явилась Богородица и повелела возвестить, чтобы они обрели ее на месте недавнего пожара. Словам девочки значения не придали, то Богородица явилась к ней и во второй раз, и в третий. Настояниям девочки вняли и, разгребая пепелище, нашли икону Казанской Божией Матери.

Икона исцеляла болящих (началось все с прозрения слепцов Никиты и Иосифа), вдохновляла русскую рать в Смутное время, перед ней накануне Полтавы молился Петр I, а в 1812 году — Михаил Кутузов.

В 1904 году Казанскую чудотворную икону Божией Матери похитили и, сняв с нее драгоценные ризы, уничтожили. Многочисленные древние списки с этой иконы разошлись по всему миру. Сегодня Русская православная церковь прилагает огромные усилия, чтобы вернуть эти святыни на родину. Самый ранний список этой иконы сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Иверская икона Божией Матери

Еще одна легендарная икона Божией Матери — Иверская.


Первое упоминание о ней датируется еще византийскими источниками, относящимися к IX веку. Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалеку от города Никеи (сегодня это Турция). В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые иконы Богородицы. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей образ за вознаграждение. Корыстолюбцы согласились, но уходя, один из них ударил в лик копьем, и из иконы потекла кровь. Вдова поспешила с иконой к морю и опустила ее в воду, но та не легла на воду, а двинулась по морю, стоя вертикально.

Через 200 лет на Афоне монахи увидели огненный столп, доходящий до неба, в основании которого была эта икона. По легенде, после молебна старец Гавриил пошел по воде, как и повелела ему во сне Богородица, взял икону, и ее повесили в храме.

Для России Иверскую икону Божией Матери писал священник Иамвлих Романов


О чудотворной Иверской иконе Божией Матери хорошо знали в России. В XVII веке Никон, архимандрит Новоспасского монастыря, ставший впоследствии Патриархом всея Руси, испросил благословения на Афоне прислать список этой иконы. Писал икону для России священник Иамвлих Романов. После великого молебна с вечера до рассвета, участие в котором принимали 365 монахов, святой водой окропили легендарную икону, а потом — новую доску из кипарисного дерева. Писали икону красками, смешанными с частицами мощей.

Хранилась икона в Иверской часовне у Воскресенских ворот, и русские государи, перед тем, как войти в кремль, обязательно молились перед этой чудотворной иконой. В 1929 году часовня была разрушена, и икона исчезла. Сохранилась только передвижная икона, которая сегодня находится в Сокольниках, в храме Воскресения Христова.

«Троица» Андрея Рублева

Троица в православной церкви знаменует один из главных христианских догматов о единстве Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.


«Троица». Андрей Рублев, XV век

«Троица» — самая знаменитая икона Андрея Рублева


Среди всех икон Троицы существует одна, выполненная не рукой простого художника, но святым Андреем Рублевым. Она передает не догмат, а живого Бога. Этот образ, невероятно важный для истории иконописи, не имеет чудодейственных свойств и легенды необычного появления. Но мастерство, живая энергия, одухотворенность иконы сделали ее всемирно ценным предметом искусства.

Андрей Рублев расписывал многие церкви и создал множество икон. Но «Троица» считается его самым гениальным произведение. В XVI веке образ был по достоинству оценен Иваном Грозным и подарен Троице-Сергиевской лавре. Сегодня икону можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

С древности наши предки полагали Пречистую Деву защитницей и хранительницей Земли Русской. Множество образов Ее обретены и прославлены именно в нашей стране, не случайно и то, что многие из них связанны с воинской славой и победой над захватчиками.

«Владимирская» икона Божией Матери

«И бежали полчища врагов земли русской из града Москвы, гонимые силою Пресвятой Девы...»

История этой иконы полна загадок и тайн, даже появление ее на Руси в древних источниках описывается по-разному. По одному из преданий образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым Пресвятая Дева трапезовала со Своим Сыном и праведным Иосифом. До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там. Сын Юрия Долгорукого тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. По словам летописцев Божья Матерь Сама выбрала место для пребывания образа – на крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места. Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела установить на сем месте храм.

Позднее икона нашла свое пристанище в Успенском соборе Владимира и с тех пор стала называться «Владимирской». На протяжении многих веков князья, цари, митрополиты, патриархи и простой люд усердно молились Великой Заступнице во время любых бедствий: войн, пожаров, грабежей, эпидемий. Благодатная помощь была явлена против Тамерлана (в память об этом событии и спасении Москвы был возведен Сретенский монастырь), ордынского и крымского ханов Едигея и Казы-Гирей. Сегодня образ хранится в Третьяковской галерее.

Икона Божьей Матери «Казанская»

«Великая Заступница России», «Драгоценная национальная святыня» - Казанская икона Божьей Матери одна из самых почитаемых в РПЦ. Имея удивительную историю своего обретения, яркую славу чудотворений, защиты и поддержки, трагедию утраты и радость восстановления, эта святыня неотделима от жизни каждого православного христианина. Казанская икона символизирует победу России над Смутным временем – периодом кровопролитной гражданской войны. В 1579 году, Сама Пречистая явилась во сне десятилетней отроковице Матроне и указала место своего пребывания. В благодарность за избавление Москвы от нашествия поляков с 1649 года устанавливается всероссийское поминание образа и строится собор в честь Казанской иконы Богородицы на Красной площади. Перед «Казанским» образом Божьей Матери русская армия молилась о даровании победы накануне Полтавской битвы. Во время Отечественной войны Богородица стала духовной водительницей России и русского народа. После 1812 года Казанский собор в Санкт-Петербурге стал храмом-памятником русской армии.

От Казанской иконы Божией Матери явлены чудесные исцеления, удивительные случаи обретения зрения слепыми, выздоровления умирающих, возвращения грешников на путь истинный.

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»

Смысл этой иконы раскрывается даже в особом изображении Спасителя: Иисус Христос предстает как щит - символ победы и защиты. А летописи рассказывают нам удивительную историю этого образа.

В Великий Новгород в 1170 году явилась грозная суздальская рать. Святой Илия, архиепископ новгородский уповал только на помощь Царицы Небесной. Все жители во главе с архиепископом слезно молились перед образом Богородицы Знамение. В тот момент, когда со всех сторон тучами полетели стрелы неприятеля, одна из них попала в икону. Слезы закапали из глаз Пречистой, святой Илия стал отирать их своей фелонью, приговаривая «Царица Небесная, Ты являешь нам знамение, что со слезами молишься Сыну Твоему и Богу нашему об избавлении града». Народ, видя это чудо, еще усерднее молился и взывал ко Господу. В тот же миг на землю опустилась тьма, внезапный страх и смятение обуяли суздальцев. Воины начали убивать друг друга, не разбирая, где враг, а где свои. Воодушевленные защитники Новгорода открыли ворота, устремились на неприятеля и наголову его разбили. В память о чудесном заступничестве архиепископ Илия установил 27 ноября (10 декабря) праздник в честь Богоматери Знаменской, назвав его «днем избавления и наказания». С того времени чудотворную икону стали изображать на печати Новгородского митрополита. Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из ее списков, такие как Курская-Коренная и Абалацкая также прославились чудесами.

Икона Божией Матери «Смоленская»

«Смоленская» – родовая икона русских князей, символ преемственности, династической близости Константинополя и Руси. По преданию, этим образом греческий император Василий II благословил свою сестру Анну на брак с киевским князем Владимиром. По другой версии, греческий император Константин Порфирородный выдавал замуж свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича. Позднее икона досталась по наследству смоленскому князю Владимиру Мономаху, который поставил ее в Успенском соборе (1103 г.). Именно с этого времени образ стал называться «Смоленской» иконой Божией Матери. Икона спасла Смоленск во время нашествия на город хана Батыя в 1238 году. В предании говорится, что Пресвятая Богородица благословила воина Меркурия идти навстречу врагу втайне от народа, князя и святителя, не ведающих о нападении татар: «Я буду с тобою, помогая рабу Сына Моего. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученичества, который прими от Христа». Воин пробрался в стан врага и убил сильнейшего монгольского богатыря, за что был обезглавлен врагами. Образ Богородицы воодушевлял русских воинов на подвиг не однажды. Накануне Бородинского сражения чудотворные иконы Смоленскую, Иверскую и Владимирскую крестным ходом обносили вокруг Белого города и Кремля. К сожалению, первоначальный древний образ Божией Матери «Смоленская» бесследно исчез в 1929 году после того, как в Успенском соборе Смоленска разместился антирелигиозный музей.

«Феодоровско-костромская» икона Богородицы

Это великий символ защиты России от многих исторических бедствий. Царица Небесная через Феодоровскую икону Божьей Матери являла Руси свое особое покровительство, которое проявлялось через многие удивительные дела. Этот образ - родовая святыня Царской семьи. Предание связывает ее с избранием на царство основателя династии Романовых Михаила Федоровича. С конца XIIX века немецкие принцессы, выходя замуж за русских князей и принимая православие, по традиции в честь иконы получали отчество Федоровна. Великое чудо спасения русской земли, явленное от иконы, произошло тоже во время нашествия татар. Когда иноверцы приблизились к Костроме, князь Василий Георгиевич и все жители слезно молились перед образом о помощи и защите. Лик Божьей Матери внезапно озарился ослепительным светом, который, словно испепеляющий жар от солнца, заставил противника спасаться бегством. Там, где во время битвы стоял чудотворный образ, был поставлен крест, а само место и близлежащее озеро стали величаться Святыми.

Образ Богоматерь «Донская»

«Поистине велик Бог христианский и сильна вера русских в Небесную Заступницу!»

Донская икона написана Феофаном Греком – учителем преподобного Андрея Рублева. Характерной особенностью этого образа являются поставленные на левую руку Богородицы ножки Богомладенца. В этой же руке Пресвятая Дева держит плат, осушающий слезы и утешающий плачущих. Перед этим образом молятся в трудные для России времена, о помощи русскому воинству, избавлении от неприятеля. По легенде казаки нашли икону плывущей на волнах Дона. На месте обретения иконы был отслужен молебен, а потом ее перенесли в храм. Вскоре изображение иконы стало полковым знаменем у донских казаков.

При великом князе Дмитрии Донском русское войско сражалось с превосходящим по численности полчищем монголо-татар. Великий князь был ревностным христианином - только испросив благоволения перед иконой Пресвятой Девы, князь повелел собирать войско в защиту. Узнав, что князь направляется на поле битвы, жители Дона поднесли ему свою главную святыню – икону Божией Матери. Молитвы перед чудотворным образом возносились на протяжении всей ночи. А во время боя икона постоянно находилась в стане русских воинов. Историческая битва на Куликовом поле, длившаяся целые сутки и унесшая, по сказаниям летописей, двести тысяч человеческих жизней, - явное чудо особого заступничества Божьей Матери. Татары бежали, напуганные удивительным видением: в разгар битвы окруженный пламенем и мечущий стрелы солнечный полк шел на них под предводительством Небесной Воительницы. В 1591 году за дарованную победу и милость, явленную через Донскую икону по повелению царя Федора Иоанновича (тогда на Россию напали сразу с двух сторон – шведы шли к Новгороду, крымские татары – на Москву), был возведен Донской монастырь, где поныне пребывает список с чудотворной иконы. С 1919 года эта чудесная икона Богородицы хранится в Третьяковской галерее. Один раз в году, накануне дня празднования образ привозят в Донской монастырь .

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Икона «Неупиваемая чаша» особо почитается в России как избавительница от недуга пьянства и наркомании. Такая спецификация не соотносится с православным вероучением, а порой и прямо противоречит ему. Важно понимать – Матерь Божия одна и благодать тоже одна. И разделять образы по нуждам, и рецептам «от какой болезни, какой иконе молиться», как часто бывает в народе - в корне неверный подход.

В богословском же смысле на данной иконе изображается Святая Евхаристия: Богомладенец Иисус Христос, наполовину погруженный в чашу со Святыми Дарами, обеими руками благословляет народ. Это образ соединения со Спасителем. Существующие ныне два чудотворных списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях. Явление образа произошло в Тульской губернии в 1878 году крестьянину, одержимому страстью к винопитию до такой степени, что у него отнялись ноги. Во сне мужчина увидел монаха, который велел ему идти и молиться перед иконой «Неупиваемая чаша». После долгих разбирательств и поисков, икона была обнаружена в монастыре Серпухова. После молебна перед святыней, мужчина не только стал нормально передвигаться, но и навсегда освободился от пристрастия к алкоголю. В последующем икона особо почиталась в Серпухове, где было организовано «Братство трезвости».

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы. Эти случаи записываются в специальную книгу, а также о них рассказывают в письмах сами исцелившиеся, делясь своею радостью.

Рассказать друзьям